СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

« Развитие творческого воображения и художественно-эстетического вкуса младших школьников на занятиях внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС»

Нажмите, чтобы узнать подробности

          Наше время - это время перемен. Сейчас нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Но нам, педагогам,  приходится наблюдать, как с приходом новых технологий поменялось отношение учащихся к учебе. Виной всему, я считаю, это быстрый доступ в интернет, где, не прикладывая особых усилий, можно найти любую информацию, не написав самому ни строчки. Пора признать суровую правду жизни – «общение» детей с компьютерами уже неизбежно.

    С одной стороны да, это очень хорошо, что сейчас появился интернет, и информацию, которой нет в библиотеке, можно найти там, но с другой стороны интернет влияет негативно на здоровье, на восприятие мира. Все образы и герои придуманы, готовы шаблоны для рисования, готов образ для героя любой игры, в том числе и развивающей.

      Но в современном мире нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы в условиях реализации ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«« Развитие творческого воображения и художественно-эстетического вкуса младших школьников на занятиях внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС»»



Направление:

Для педагогов: «Мой лучший проект»


Тема проекта:







Тема работы:

« Развитие творческого воображения и художественно-эстетического вкуса младших школьников на занятиях внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС»








Выполнила

Учитель начальных классов

МОУ СОШ №1 р.п. Новые Бурасы,

педагог дополнительного образования

МУ ДО «Центр развития

дополнительного образования

р.п. Новые Бурасы ,

Новобурасского района

Саратовской области»

Бочкарева

Ольга Александровна








Наше время - это время перемен. Сейчас нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Но нам, педагогам, приходится наблюдать, как с приходом новых технологий поменялось отношение учащихся к учебе. Виной всему, я считаю, это быстрый доступ в интернет, где, не прикладывая особых усилий, можно найти любую информацию, не написав самому ни строчки. Пора признать суровую правду жизни – «общение» детей с компьютерами уже неизбежно.

С одной стороны да, это очень хорошо, что сейчас появился интернет, и информацию, которой нет в библиотеке, можно найти там, но с другой стороны интернет влияет негативно на здоровье, на восприятие мира. Все образы и герои придуманы, готовы шаблоны для рисования, готов образ для героя любой игры, в том числе и развивающей.

Но в современном мире нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы в условиях реализации ФГОС.



СЛАЙД № 1


Развивать личность творчески, художественно - эстетически, как отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры, особенно важно в наиболее благоприятном для этого возрасте - детстве. Именно в этом возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества. Школьный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.

Формирование творческих интересов, художественного вкуса и эстетических качеств младшего школьника осуществляется различными средствами, в том числе средствами изобразительного искусства.

Все дети, без исключения, любят рисовать. Кто-то предпочитает карандаши или фломастеры, а кому-то по нраву краски или гуашь. По моему мнению, ребенку надо дать возможность попробовать все, чтобы определиться, чем конкретно ему удобнее рисовать, что у него получается лучше.



СЛАЙД № 2


Художественное воспитание в свою очередь является одной из важнейших частей эстетического воспитания и способствует формированию эстетического сознания человека.

Формирование художественного вкуса зависит от различных факторов: художественный опыт; возраст человека, его интересы и потребности; жизненный опыт личности и так далее.

Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Еще будучи воспитанниками детского сада, дети хорошо различают цвета, знают палитру красок, их оттенки, умеют ярко, аккуратно и правильно разукрашивать. Задача педагога – продолжить формирование всех навыков, приобретенных на занятиях в дошкольных учреждениях.



СЛАЙД № 3


Практика показала, что дети воспринимают и оценивают живопись по цвету, форме, светосиле предметов, композиционным моментам, стилю изображения. Особую роль в восприятии детьми живописи играет декоративность художественной картины. Так, яркая по колориту, красочная, художественная картина вызывает наибольший интерес у ребенка, чем та, в которой присутствуют серые оттенки и тона.

Также мною замечено, что при восприятии живописи дети проявляют интерес к картинам бытового жанра (особенно где изображены дети), к пейзажам и натюрмортам. Мальчикам наиболее интересны военные или спортивные сцены, девочкам больше предпочтительны изображения животных и растений.



СЛАЙД № 4


Для успешного развития художественного вкуса воспитанников младшего школьного возраста средствами рисунка и живописи, большое значение имеет обучение детей правилам композиции: гармоническому заполнению рисунком всей поверхности листа бумаги; композиционному ритму; выбору формата и его расположению (вертикально, горизонтально); перспективе; построению предметов, изображаемого; законов цветоведения. Причем методика преподавания и обучение правилам живописи и рисования не должно идти по пути заучивания схем и таблиц, а должна быть направлена на формирование художественно-творческой активности ребенка.

Дети, как правило, располагают рисунки в верхней или, наоборот, в нижней части листа, в левой или, напротив, в правой стороне. Одни рисуют слишком мелко, другие же предпочитают габаритные изображения. Моя задача, как педагога, научить ребенка находить самому « погрешности» в рисунке и учить их исправлять не в навязчиво-назидательной форме, а должна быть направлена на формирование художественно-творческой активности ребенка.



СЛАЙД № 5


Для развития художественного вкуса воспитанников младшего школьного возраста необходимы занятия разных видов: занятия на основе декоративно-прикладного искусства (к ним относятся лепка из пластилина или соленого теста, художественно-оформительские работы, аппликация, декоративная

живопись); рисование с натуры; беседы о живописи и произведениях художников; посещение выставок живописных и декоративных работ.

Мы являемся частыми гостями центральной детской библиотеки, где работники данной организации проводят «заочные» экскурсии по музеям и выставочным залам, проводят беседы о великих художниках и их рукотворных шедеврах. Не раз мы бывали в нашем районном музее, знакомились с творчеством наших земляков-новобурасцев.



СЛАЙД № 6


Беседы о живописи, показ детям иллюстраций художественных произведений целесообразно сопровождать практической работой, выполнению заданий по рисованию. Занятия рисованием требуют от педагога умения создать атмосферу и определенный эмоциональный настрой у воспитанников при работе над изображением.

Детские рисунки - одно из звеньев в критериях оценки их художественного вкуса. Рисунки воспитанников помогают педагогу понять об отношениях ребенка к окружающим его людям, природе. Яркие цвета в рисунке, старательность его выполнения указывают на то, что ребенка радует сюжет создаваемого изображения, и он испытывает положительные эмоции, соответственно темные оттенки в работе указывают на то, что ребенок испытывает отрицательные эмоции либо к персонажам изображения, либо к теме занятия. Поэтому я регулярно просматриваю не только работы детей, выполненные на занятиях, но и предлагаю воспитанникам приносить для просмотра и анализа рисунки, выполненные в домашних условиях. Авторы самых удачных, интересных работ могут участвовать в выставках детского творчества и поощряться грамотами, благодарственными письмами или призами, что дает ребенку стимул в его дальнейшей творческой деятельности.

Так, в минувшем учебном году воспитанники моего кружка участвовали в международном конкурсе детского творчества «Школьный патент- шаг в будущее», явились обладателями призовых мест, и в качестве призов двое получили симпатичные детские пледы, о двое других – большие иллюстрированные книги энциклопедического содержания.

Часто на занятиях изобразительного искусства я даю детям задание, которое выполняется в коллективной форме. Например, коллективная работа на тему «Поздравительная открытка к Новому году», коллажи «Краски осени», « Весенний букет». При таком подходе к работе дети стараются максимально красиво изобразить доверенную им тему, вспоминая приобретенные знания на занятиях рисованием, ведь результат работы будет зависеть от каждого отдельно взятого воспитанника. Для развития художественного вкуса полезно коллективное обсуждение рисунков, а также репродукций художественных произведений. При коллективном обсуждении живописных работ педагог направляет внимание детей на характер образа, решение сюжета, композиционные моменты, колорит работы.



СЛАЙД № 7


Основными задачам моего кружка являются: формирование творческого воображения и образного мышления, художественной наблюдательности, зрительной памяти, умение видеть в окружающей действительности характерное и особенное, воспитание широкой художественно-эстетической культуры и художественного вкуса, то есть гармоничное развитие личности. Занятия живописью развивают умение видеть красивое в природе, в окружающей жизни. Через зрительные ощущения при рисовании уточняются представления о свойствах вещей и явлений, с одной стороны, а с другой – воспитывается эстетическое отношение к этим вещам и явлениям. Занятия строятся по принципу сочетания теории и практических заданий.

В своей работе я практикую сезонные экскурсии в парк, лес, к роднику, где дети видят изменения в природе и погоде, наблюдают за изменениями палитры природных красок в окружающем мире, что потом находит отражение в их практических работах.

Мы ежегодно участвуем в акциях « Письмо солдату», «Серебряный возраст», по просьбе служителей церкви изготовляем рисунки и поделки к христианским праздникам, а затем передаем их в дар прихожанам.



СЛАЙД № 8


Рисование – это творческий акт, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от переживаний, свободно выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании детей окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Рисуя, ребенок, как подчеркивают психологи, дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях.

Эффективность решения вопросов эстетического воспитания во многом зависит от ряда условий. Одним их них является формирование у школьников элементарных эстетических представлений и понятий. Основное направление данной работы состоит в практическом ознакомлении учащихся с различными видами искусства, развитии их эстетического восприятия, способности к простейшим эстетическим суждениям. Процесс эстетического воспитания детей на занятиях изобразительного искусства должен осуществляться в единстве различных видов художественной деятельности: игры, сочинения сказок, различных историй на заданную тему, сочинения или чтения стихов; включения музыки для понимания характера произведения и способов его выражения. Немаловажной является реализации игровых приемов работы. Можно использовать различные художественно-дидактические игры, например «Заледеневшая страничка», «Гончарное искусство», «В кондитерской» и др.

Очень интересно наблюдать за воспитанниками во время процесса. Один нахмуривает брови, другой трет ладошкой лоб, а третий даже может непроизвольно высунуть кончик языка. Кто-то может порвать лист из-за того, что не получается, а кто-то терпеливо будет тереть ластиком и будет пробовать еще и еще раз. А уж если все хорошо и удачно, то тут тоже эмоции разные: от ласкового поглаживания листа до его поцелуя.



СЛАЙД № 9


Художественно-эстетический вкус помогает не только видеть и различать прекрасное от некрасивого, но и развивает желание познавать¸ оценивать и развивать стремление самостоятельному творчеству и созданию прекрасного. Это стремление зависит от социальных, возрастных и образовательных условий развития ребенка.

Значение развития художественно-эстетического вкуса в младшем школьном возрасте особенно велико. Поскольку в том возрасте особенно повышенная восприимчивость психических функций к внешним воздействиям, происходит совершенствование познавательных процессов, на этом этапе возникают предпосылки к развитию теоретического мышления и сознания, что способствует расширенному и углубленно изучению художественно-эстетического вкуса.

Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения ребенка.