Развитие учащихся через участие
во Всероссийском конкурсе «АгроНТРИ»
Сохранение и развитие одарённости детей — важнейшая проблема нашего общества. Перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию личности ребенка. Федеральные стандарты делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала.
Такую возможность дают творческие конкурсы.
Алтайский край – аграрный край, правительство страны и края уделяют достаточное внимание развитию аграрного комплекса. Однако молодые люди неохотно связывают свою жизнь с сельским хозяйством. Для того, чтобы заинтересовать детей, появился замечательный конкурс АгроНТРИ. Теперь любой ученик сельской школы может изучать робототехнику, беспилотные аппараты, космические технологии, цифровые ульи, метеостанции и биотехнологии. АгроНТРИ – это Наука, Технологии, Развитие, Инновации. Научные знания позволяют совершенствовать технологии, изучая которые школьники развиваются. Конкурс объединяет носителей академических знаний – вузы, вендеров – компаний-разработчиков технологий и инициативных школьников, стремящихся к всестороннему развитию. Именно такой симбиоз способен создавать инновационные технологические решения в перспективе.
К уже хорошо знакомым (применение роботов и беспилотников на полигоне, прогнозирование погоды, использование технологий ГИС и «Интернет вещей», изучение методов биологической защиты растений) в этом прошлом сезоне присоединились новые номинации: дистанционное управление системами выращивания, современная ветеринария, управление роботами в реальных условиях.
К 19 региональным площадкам конкурса присоединились новые вузы: Вятский ГАТУ, Воронежский ГАУ, Бурятская ГСХА. А это значит, что теперь еще больше ребят получат доступ к изучению новых технологий и смогут попробовать себя в соревнованиях.
Всероссийский конкурс для школьников 5-11 классов из сельской местности и малых городов стартовал в 2018 году с 583 участников, за последние два года на АгроНТРИ поступило более 120 тысяч заявок.
Участники и победители получают дополнительные баллы к ЕГЭ при поступлении, сертификаты и дипломы, награды от Министерства СХ РФ, путевки в Артек.
Традиционно в нашем регионе площадкой для проведения конкурса становится Аграрный университет. Отрадно, что с прошлого года на его базе начал функционировать новый проект «Поколение АГРО», который позволяет разнообразить свои будни интересными мастер-классами, которые знакомят ребят с современными технологиями в сельском хозяйстве. В рамках проекта работает Школа юного агронома, Школа юного ветеринарного врача, Зоологический и анатомический музей, лаборатория микроклонального размножения, Занимательная химия, Школа юного технолога. С подобными мастер-классами педагоги университета приезжают в школы.
Но вернемся к конкурсу АгроНТРИ: он проходит в 4 этапа, в настоящее время проходит регистрация, с 4 апреля по 19 апреля в заочном этапе ребятам предоставляется возможность изучить материалы по направлению (или по нескольким направлениям) и ответить на тест. По количеству набранных баллов будет составлен рейтинг, где будет видно учащихся прошедших на региональный этап, который проходит на базе Аграрного университета в мае. В сентябре проходит Финал конкурса. В прошлом году он проходил в Новосибирске.
А теперь немного о работе с одаренными детьми. Главное – заинтересовать! Кто однажды участвовал в конкурсе, приходит во второй, третий, четвертый раз. Помочь организовать время, изучить теоретические материалы. Очень много ребят выходят в региональный тур. В прошлом году ученик нашей школы прошел в финал конкурса. Трудность состояла в том, чтобы после личного первенства на регионе, научиться работать в команде на финале, выстроить тактику. Что же остается нам, как кураторам? Радоваться победам своих учеников! В команде Алтайского края по направлению Робототехника Кадыров Дмитрий занял в финале конкурса АгроНТРНИ-2023 второе место! В настоящее время я являюсь куратором 30 учащихся, участвующих в заочном этапе АгроНТРИ-20224.
Выявление одаренных детей и развитие их способностей является одной из задач цивилизованного общества. Работу с одарёнными детьми я рассматриваю как возможность перехода на другой, более качественный уровень образования, как поиск, как практическую деятельность, как опыт, посредством которого ученик осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для саморазвития, самосовершенствования, внутреннего роста, достижения истины, помогает оценить свои силы, чтобы принять самое главное в жизни решение - кем и каким быть.