СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие учебно-познавательной компетенции через проектно-исследовательскую деятельность учащихся в рамках реализации ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектно-исследовательская деятельность в полной мере позволяет формировать учебно-познавательную компетенцию. В статье обобщен и представлен теоретический и практический материал.

Просмотр содержимого документа
«Развитие учебно-познавательной компетенции через проектно-исследовательскую деятельность учащихся в рамках реализации ФГОС»

Историко-культурный стандарт является научной основой содержания школьного исторического образования и включает в себя принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе, перечень рекомендуемых для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий, сопровождается перечнем «Трудных вопросов истории». Цель историко-культурного стандарта - повышение качества школьного исторического образования, развитие исследовательских компетенций учащихся общеобразовательных школ, формирование единого культурно-исторического пространства Российской Федерации. Особое место в компетентностном подходе к образованию занимает учебно-познавательная компетенция. А.В. Хуторской определяет ее как «ключевую», направленную на приращение знаний, освоение методов познавательной деятельности, развитие определенных умений и навыков в образовательной деятельности, развитие творческого мышления и самостоятельности в учебной деятельности». В рамках реализации «Концепции исторического образования», формирование учебно-познавательной компетенции приобретает большую значимость. Считаю, что развитие данной компетенции позволяет выполнять требования стандарта по истории.

Проектно-исследовательская деятельность в полной мере позволяет формировать учебно-познавательную компетенцию. Так как работа над проектом предполагает:

  • выбор темы

  • обоснование актуальности

  • определение проблемы

  • формулирование гипотезы (для исследовательского проекта)

  • формулирование цели (конкретных задач, связанных с решением проблемы)

  • определение этапов работы

  • подбор методов и средств решения проблемы

  • проведение исследовательской или иной работы по решению проблемы

  • получение и анализ данных

  • оформление данных в виде теста (схемы, рисунка)

  • обсуждение и корректировка данных

  • выражение ожидаемого результата (представление)

Первый этап работы может быть как индивидуальным , так и групповым. Учащимся предлагается найти проблему, т.к. исходя из нее формулируется тема. Возможными источниками проблемы могут выступать противоречия:

  • между известным и неизвестным

  • между знаниями и умениями

  • между сложностью задачи и наличием способа ее решения

  • между потребностями и возможностями их реализации

  • между житейскими представлениями и научными знаниями

Проблема - это вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет интерес для исследователя (учащихся).

Проблема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования. Затем это надо назвать – тема.

В свою очередь тема должна быть понятной и доступной (лаконичной). В ней должно быть выражено содержание исследования.

После формулировки темы необходимо выделить предмет и объект исследования, чтобы учащийся понимал, что он исследует.

Затем можно переходить к знакомству со структурой проекта. Работа в этом направлении проходит в два этапа. На первом этапе выдается теоретический материал. На втором этапе демонстрируются ранее выполненные проекты. Это позволяет наглядно представить материал и донести его до учащихся.

(теория) Структура проекта.

Твоя исследовательская работа должна содержать следующие части:

Введение

Глава 1 (теоретическая)

Глава 2(практическая)

Заключение Список литературы Приложения

Введение - это вступление, объем которого не более 2-3 страниц машинописного текста, содержащее основные характеристики, фундаментальные положения всей работы в сжатой форме, обоснованию и проверке которых посвящено исследование. Оно включает формулировку темы, актуальность исследования, проблему исследования, цель, задачи, гипотезу, методы исследования, этапы исследования, структуру исследования, его практическую значимость, краткий анализ литературы.

Основная (содержательная) часть работы может состоять из 2-3 глав. В главе 1 даются итоги анализа специальной литературы, теоретическое обоснование темы исследования. Остальные главы описывают практические этапы работы, интерпретацию данных, выявление определенных в ходе эксперимента закономерностей в изучаемых явлениях. Каждая глава завершается выводами.

Заключение - в нем подводятся итоги исследования, содержатся выводы, обобщаются полученные результаты, в том числе и неожиданные, незапланированные результаты; указывается значимость полученных результатов, перспективы исследования, использования результатов (если это не отмечалось во вступлении). Заключение составляет 1-2 страницы машинописного текста и не должно повторять выводы по главам. Если в начале работы была выдвинута гипотеза, то в заключении указывается, подтвердилась она или нет.

Анализ результатов и подведение итогов исследования

Заключение

В заключении подводятся итоги исследования, содержатся выводы, обобщаются полученные результаты, в том числе и неожиданные, незапланированные результаты; указывается значимость полученных результатов; указываются перспективы исследования, использования результатов (если это не отмечалось во вступлении). Заключение составляет не более 1-2 страниц и не должно повторять выводы по главам. Если в начале работы была выдвинута гипотеза, то в заключении указывается, подтвердилась она или нет.

В заключении вы должны перечислить основные выводы и полученные результаты. Для этого еще раз посмотрите на тему и цель исследования, а также на поставленные вами задачи, так как все эти пункты должны быть в единстве и вытекать друг из друга.

В конце лекции даю задание: подобрать и изучить литературу по теме. Выполняя его, учащиеся сталкиваются с двумя проблемами: много литературы и ребенок запутался в ней, либо обратная ситуация - малое количество источников и литературы. Анализируем проблему с учащимися и понимаем, что тема сформулирована, а цели нет. Исходя из второго условия, провожу лекцию о том, что такое цель и задачи исследования. Важно, что ребенок сам понимает, что без цели и задач, работу дальше он писать не сможет.

Цель - это конечный (конкретный) результат, которого хотел бы достичь исследователь по завершении своей работы.

Чтобы учащимся было легче формулировать цель, предлагаю несколько фраз-шаблонов:

  • выявление взаимосвязи неких явлений…………..

  • изучение развития явлений……….

  • описание нового явления……….

  • обобщение………….

  • выявление закономерностей………..

  • создание классификаций………….

  • изготовление……………

оценка……………….

Третья встреча с учащимися – это написание введения. Первая часть занятия- теоретическая. Знакомлю учащихся со структурой введения.

Введение - это вступление, объем которого не более 2-3 страниц машинописного текста, содержащее основные характеристи­ки, фундаментальные положения всей работы в сжатой фор­ме, обоснованию и проверке которых посвящено исследование. Оно включает формулировку темы, актуальность исследова­ния, проблему исследования, цель, задачи, гипотезу, методы исследования, этапы исследования, структуру исследования, его практическую значимость, краткий анализ литературы.


1. Тема – предмет рассмотрения; это то главное, о чём сообщается, что обсуждается, исследуется, изображается

Фразы-помощники

2. Актуальность(важность) темы - ее значимость для развития мыслительной и практической деятельности человека

  • почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать

  • почему была выбрана именно эта тема, чем она тебя заинтересовала


1.Актуальность темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время

2.Стало сегодня неотъемлемой частью нашей жизни. Мы используем … не задумываясь …

3.

3.Новизна-т.е. то, что вы привнесли в свою работу, чего раньше не делали другие/чего нет в исследованиях по вашей теме

1.На сегодняшний день существуют работы, посвященные … вообще. Однако мы решили изучить эту тему на примере своего класса/школы и в этом заключается новизна нашего исследования. Новизна работы заключается в том, что в ней [обоснована це-

лесообразность и возможность...]. Выявлены..., определены.

4. Цель – это то, к чему стремятся, чего хотят достичь, что нужно осуществить, решить.

Формулировка цели - это одно предложение, являющееся ответом на вопрос: зачем нам нужен этот проект?


1. Обычно формулировка цели начинаться с таких слов: «узнать», «выяснить», «обобщить», «разработать» (например, разработать алгоритм …), «расследовать», «создать», «сравнить», «нарисовать», «сочинить».


5. Задача – это то, что необходимо решить, выполнить. В задачах определяется, как достичь цели.

В формулировках задач выражается то, что надо сделать по порядку, чтобы достичь цели.

Обычно формулировка задач начинаться с таких слов: «изучить», «собрать информацию», «выяснить», «выявить особенности», «подготовить», «придумать», «рассказать», «найти», «составить», «создать», «нарисовать», «определить роль (значимость)», «освоить алгоритм…», «сделать вывод».

Изучить литературу по теме
Выяснить значение терминов …
Найти примеры … в … / собрать материал … / изучить состав … / измерить уровень …
Провести опрос / эксперимент /наблюдение/ анкетирование
Сравнить/ сопоставить /проанализировать полученные результаты
Сделать выводы о …

Познакомиться, понаблюдать…


6. Гипотеза (греч.) – это предположение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом.

Обычно гипотезы начинаются такими словами: «предположим, что …», «допустим, что…», «возможно, что…», «что, если …».

Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать: самую важную поставит на первое место, менее важную - на второе и т.д.

7. Объект исследования:


Область, раздел науки, в рамках которого находится то, что будет изучаться (например, творчество С.А. Есенина)


8. Предмет:

Конкретная часть объекта, который собственно и исследуется (например, цветовые эпитеты в творчестве С.А. Есенина)


9. Методы исследования.

Зададим себе вопрос: как мы можем узнать что – то новое о том, что исследуем? Для этого надо определить, какими методами мы можем пользоваться, а затем выстроить их по порядку.

Метод (греч.) – способ, приём познания явлений окружающего мира; способ действия.

Методов много. Для своего исследования выбирайте только те, которые нужны. • Эксперимент – это опыт, ставится для изучения, исследования чего – либо.

• Изучение источника исследования.

• Опрос.

• Интервью.

• Поиск информации (в книгах, словарях, энциклопедиях, интернете и т.д.).

• Анализ информации.

• Наблюдение. Наблюдение может включать в себя три возможных действия: описание, измерение, сравнение, а также сравнение явлений между собой.

• Синтез – это обобщение данных, добытых анализом.

• Сравнение.

• Обобщение.

• Аналогия - сходство между явлениями, предметами, понятиями. Метод аналогия обозначает: выполни действие так же.

• Анкетирование.

• Тестирование.

10. Практическая значимость исследования:






Вторая часть занятия практическая. Ребятам предлагается проанализировать введение на соответствие требованиям.

Например:

Введение

Угадайте, что за праздник был 1-го ноября? Оказывается, во многих странах Европы 1-е ноября народ отмечает День картофеля!!! Почему же картофелю оказана такая честь? Ему посвящен целый день. Я заинтересовался этим вопросом.

Актуальность. Услышав слово «картофель», многие подумают: «Что интересного можно узнать о нем? Все хорошо знают картофель, выращивают на своих огородах. Да, и блюда из него уже всем надоели». Но это далеко не так. Кто не любит блюда, приготовленные из картофеля? Я, например, очень люблю картофель. Представьте только перед собой жареный картофель с румяной корочкой или пюре, сверху политое сливочным маслом. Объеденье, да и только!

Одно из самых древнейших царств на Земле – это царство растений. Ещё с первобытных времён человек использовал растения для своих нужд. Он употреблял их в пищу, украшал ими своё жилище, использовал для кормления домашних животных.

И вот мне очень захотелось, как можно больше узнать об этом растении, истории его проникновения в Россию, тем, какие интересные блюда можно из него приготовить, и почему картофель называют вторым хлебом.

Цель:

Изучение вопроса о том, на самом ли деле картофель является вторым хлебом на Руси.

Гипотезы: Если народ сложил такие поговорки: «Картофель хлеб бережет», «Хлеб-батюшка, картошка-матушка», значит это не случайно.

Если картофель называют на Руси вторым хлебом, значит он такой же питательный, как хлеб.

Объект исследования: картофель

Методы исследования:

- наблюдение

- анкетирование

- анализ

- сравнение

- обобщение

Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать на уроках окружающего мира, биологии, при проведении предметных недель, олимпиад, классных часов.

Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.

Ребята сопоставляют табличные значения и предлагаемый вариант введения. Делают вывод о том, что есть цель, но нет задач. Отсутствует объект исследования и т.д. Такой вариант практической работы помогает закрепить теоретические знания, полученные в начале урока.

Далее идет работа по конкретной теме исследования. Написание основной части.

Четвертое занятие предполагает знакомство с требованиями к оформлению списка литературы. Выдаются учащимся в готовом виде (памятке).

Учащиеся делятся на малые группы по 5-6 человек. Для каждой группы подбирается набор литературы: книги, газеты, журналы, и т.д.

Задача: составить список литературы по теме с соблюдением всех требований. Прорабатывают памятку. Затем выполняют практическое задание.

Подобные задания даются и при работе с титульным листом.

Ребята получают образец титульного листа (верно оформленный). Мы проговариваем его структуру. Затем выдается титульный лист, в котором заведомо допущены ошибки. Учащиеся их исправляют. Тем самым происходит самостоятельное усвоение и закрепление материала.

Таким образом ребята включаются в исследовательскую деятельность, параллельно учатся правилам оформления своих работ.