Развитие учебной мотивации на уроках химии.
В настоящее время в современной школе достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. Встает вопрос: как это сделать?
Успешность современного урока во многом зависит от личности учителя, его мастерства и профессионализма, от методик и индивидуального подхода к обучающимся. Доступная форма подачи учебного материала, создание ситуации успешности, доброжелательная атмосфера на уроке - все это помогает учащимся лучше усваивать трудный и «сухой» материал учебника. На уроке должны использоваться разные методы и формы работы, а также урок должен быть, прежде всего: актуальным и интересным, что в свою очередь мотивирует обучающихся, повышает степень активности в учебном процессе, предполагает получение крепких знаний.
Каждому учителю известна такая ситуация: ребенок может учиться, но ленив, безинициативен, ко всему относится спустя рукава. И есть такие, которые даже спрашивают: "А зачем учить предмет?" Вопрос для них совершенно естественный и простой, но очень трудный для того, кому его задают. Ответ на него должен конечно давать урок.
Вопрос о том, как понять химию, сегодня волнует практически всех школьников, а также их родителей. Эта наука тяжело дается не только детям с гуманитарным мышлением, но и ученикам с техническим складом ума. На самом же деле химия – это не так трудно. Нужно всего лишь найти подход к ребенку, чтобы правильно его мотивировать к достижению успехов в учебе.
Очень часто дети видят по телевизору или просматривает в интернете химические опыты и думают, что эта наука состоит только из интересных экспериментов, открытий и незабываемых зрелищ. Когда школьники только приступают к занятиям химией, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету. Но постепенно школьник сильно разочаровывается, поскольку он видит, что предмет состоит из большого количества сухой теории и неинтересных задач. И чем старше становятся дети, тем интерес значительно ослабевает. Тем более, что материал каждой новой темы основан на предыдущих знаниях. Поэтому, не освоив азы, сложно рассчитывать на дальнейшее усвоение науки. Это приводит к низкой успеваемости и вызывает трудности с выполнением заданий. Последней каплей становится то, что учитель обычно задает объемные домашние задания для закрепления материала. Вследствие этого школьник окончательно теряет интерес к изучению предмета.
Так химия часто попадает в число нелюбимых предметов.
КАК же привить детям интерес к химии? как помочь детям его не потерять?
Изучение химии, как всех остальных предметов, во многом зависит от учителя и стиля преподавания. Если ему удается заинтересовать предметом, ученики с удовольствием посещают урок и сами стремятся к познаниям. Каждый учитель хочет, чтобы его ученики учились с интересом и желанием. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и нам, и родителям приходится с сожалением констатировать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях и нет интереса к учению.
Чтобы добиться желаемого результата, нужно создавать оптимальную образовательную среду, мотивировать учащихся на учебную деятельность, учить детей так, чтобы им захотелось учиться. Для этого мы, учителя, должны знать и владеть различными формами обучения. Нужно вносить элементы новизны, строить работу с учащимися таким образом, чтобы уровень сложности заданий постоянно повышался. Ведь все зависит от нашего мастерства и от умения организовывать учебный процесс. Можно в какой-то степени отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, учиться с удовольствием.
Многие формы и методы работы хорошо известны: это увлеченное преподавание, новизна учебного материала, историзм, связь знаний с судьбами людей, показ практического применения знаний; использование новых и нетрадиционных форм обучения, чередования форм и методов обучения, проблемное обучение, эвристическое; обучение с компьютерной поддержкой, использование интерактивных компьютерных средств; взаимообучение (в парах, микрогруппах), тестирование знаний, умений, создание ситуаций успеха, соревнование (с товарищами по классу, самим собой) и т.д.
Мотивация – это совокупность форм, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Таких методов, средств и форм работы существует множество, и каждый учитель может их использовать исходя из тематики урока и психологической картины класса.
Отсюда процесс обучения химией не превратится в скучное и однообразное занятие. И если нашу жизнь без химии уже представить трудно, значит необходимо изучать этот предмет так, чтобы полученные знания учащиеся могли применить в повседневной жизни, а потом и в работе.
Мотивы, побуждающие учеников к деятельности, в основном, внешние: получить хорошую отметку, сдать экзамены, не обидеть родителей.
Безусловно, ФГОС изменяет роль учителя, который перестает быть единственным носителем знания, а становится проводником в мире информации. Перед учителем встает вопрос: как учить? Мы с вами должны не просто формировать или развивать необходимые интеллектуальные и личностные качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растет ребенок. Ученик становится активным субъектом учебной деятельности, а учитель выступает в роли помощника и консультанта, симулирующего активность, инициативу и самостоятельность ребенка. Для современного общества требуется мотивированный ребенок, способный свободно мыслить.
Задача учителя организовать процесс обучения так, чтобы у учащихся развивались познавательные способности, формировались приемы умственной деятельности( анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение), чтобы учащиеся умели самостоятельно работать, делать обобщение и выводы, творчески применять знания в новых ситуациях.
Приемы, используемые учителем для усиления мотивации.
1. Разъяснение цели. При четко поставленной задаче учащиеся будут трудиться намного прилежнее. Необходимо тщательно разъяснить задачи своего предмета (или данной темы) сделав упор на его знание в целом и для каждого школьника в частности. Необходимо показать взаимосвязь с остальными предметами школьного курса (или данной темы с другими темами). Каждый урок в отдельности так же требует обязательного разъяснения его целей и их соотношения с общими задачами изучения данного предмета. Если объяснение ученикам понятно и ценность предмета для них очевидна, это создает им хороший стимул и придает четкое направление и их учебной работе.
2. Быть энтузиастом своего предмета. Учителю нечего надеяться на проявление интереса к своему предмету, если сам он не убежден в его ценности. Учитель должен рассматривать свой предмет как увлекательный и незаменимый для дальнейшего развития своих подопечных. В этом случае энтузиазм учителя хотя бы частично передается его ученикам. Но не следует преувеличивать роль своего предмета и преуменьшать роль других. Не следует перегружать учеников заданиями. Необходимо помнить о важности всех дисциплин школьной программы. Учитель не должен претендовать на то, чтобы учащиеся все время безраздельно уделяли внимание своему предмету и подчиняли этому свои интересы.
3. Выбрать правильный темп обучения. Внимание учащихся во многом зависит от темпа урока, заданного учителем. Темп работы всецело зависит от уровня способностей учеников в классе. Опираясь на реальные результаты обучения. Педагог сможет установить правильное соответствие между темпом преподавания и познавательными возможностями своих подопечных.
4. Пользоваться наглядными примерами. Иллюстрируя материал простыми примерами, можно добиться не только лучшего понимания, но и вызвать к нему более глубокий интерес. Ученики будут гораздо внимательнее, если учитель разъяснит абстрактные вещи и идеи с помощью примеров, известных им из собственного опыта. При любом удобном случае рекомендуется приводить примеры из жизни.
5. Варьировать методику. Разнообразие методов позволяет поддерживать внимание школьников на уроках, пробуждает у них интерес к учебной работе. И напротив, однообразие непременно порождает скуку. Несмотря на то, что преподавание определенных дисциплин требует применение особых методик, тем не менее существуют общие методы и процедуры обучения, о каком бы школьном предмете не шла речь. Но их можно, и следует варьировать, тем самым еще больше стимулировать учебную работу в классе.
На уроках химии повысить мотивацию учеников к изучению предмета могут помочь различные методы, а именно:
1. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы на своих занятиях, чтобы ребенку было комфортно и приятно находиться на уроке.
2. Связь химии с реальной жизнью. Учителю нужно сделать акцент на актуальности изучения темы. Непосредственная учебная мотивация заключается в разъяснении цели изучения того или иного материала, то есть ученик должен понимать, чем в дальнейшем ему пригодятся эти знания в жизни. Например, при изучении свойств кислых солей рассказать о реакции, которая хорошо всем знакома в быту, с химической точки зрения. Гашение уксусной кислотой пищевой соды при изготовлении теста для выпечки. Выделяемый при этом углекислый газ придает пышность и мягкость тесту.
3.Положительно на качестве занятий и эффективной усвояемости материала сказывается использование современных методов информационно-коммуникационных технологий (ИКТ): мультимедийные презентации, интерактивные доски. С их помощью дети наглядно могут увидеть многие химические процессы, которые трудно или невозможно повторить на уроке в школе.
4. Проблемное обучение. Основная движущая сила проблемного обучения – это система интересных вопросов, творческих заданий и исследовательских проектов, которые ставятся перед учениками. Учащиеся выдвигают свои гипотезы решения данной проблемной ситуации. Подобный подход к изложению нового материала укрепляет у учащихся интерес к химии, рождает множество вопросов. На уроке создается своеобразная «ситуация ожидания», когда учащиеся настраивают себя на восприятие новых знаний и стремятся к усвоению изучаемого материала.
А если еще учитель на уроке прибегает к использованию проблемных заданий, то мотивация учащихся будет на высоком уровне.
5. Игровые методы в обучении помогают повысить работоспособность ученика, потому что монотонная работа утомляет, и его интерес к уроку снижается. Ребенку легче воспринять информацию на сложных темах по химии в формате игр: дидактические, имитационные, деловые, ролевые игры и т. д.
6. Химия - это экспериментальная наука. Химический эксперимент придает особую специфику предмету химии. Он является важнейшим способом осуществления связи теории с практикой путем превращения знаний в убеждения. Учащиеся учатся наблюдать, анализировать, делать выводы, обращаться с оборудованием и реактивами, формируют практические навыки и умения.
7. Нестандартные домашние работы (изготовление моделей молекул, нахождение интересных фактов применения веществ в быту, проведение опытов в домашних условиях). Домашние эксперименты (особенно в 9 классе) формируют устойчивый интерес к предмету и являются тем самым «мостом», связующим неорганическую и органическую химию.
8. Предметные недели химии.
Немаловажным моментом является заинтересованность предметом и во внеурочное время. Внеклассная работа по предмету имеет важное воспитательное и образовательное значение, повышает интерес к химии. Хорошо организованная и интересно проведённая предметная неделя помогает обогатить знания детей, проявить им инициативу и самостоятельность, способствует развитию индивидуальных качеств и раскрытию талантов.
9. Использование методов активного обучения:
- метод дискуссии - он требует размышлений, свободного высказывания своего мнения.
- метод самостоятельной работы. В старших классах с целью лучшего выявления логической структуры нового материала можно давать задание самостоятельно составить план-конспект с выполнением установки: минимум текста – максимум информации.
-метод самостоятельной работы с дидактическими материалами. Проведение самостоятельной работы учащихся с целью восприятия и осмысления новых знаний без предварительного объяснения их учителем.
- игровые моменты. Игры позволяет активизировать деятельность учащихся при изучении нового материала.
- групповой метод. Каждая группа получает свое задание и выполняет его.
- проектная деятельность.
Химия как учебный предмет – замечательная, плодородная почва для проектной деятельности. Метод проектов развивает творческое мышление у учащихся, вырабатывает определенные навыки работы с информацией и применения средств ИКТ. В результате исследовательской деятельности учащиеся овладевают умением самостоятельно добывать новые знания и применять знания химии в реальной жизни, учатся логически мыслить. Работа над проектами ведется по традиционному плану. Учащиеся проводят эксперименты во внеурочное время, а защиту проектов проводят на уроках обобщения или изучения нового материала.
Можно использовать и такие педагогических приемы, которые формируют и развивают мотивацию, как:
1) «Черный ящик». При изучении какого-либо вещества, можно положить его в чёрный ящик и предложить детям загадку или интересный факт о нём.
«Он был открыт в 1825 году и стоил в 1500 раз дороже золота, а уже в 1855 году, Парижская выставка – демонстрировала его как самый редкий и дорогой металл, но стоимость его была уже в 10 раз дороже золота. На этой выставке Наполеон III заинтересовался брусками блестящего металла и приказал сделать из него для себя ложку. С тех пор с ней не расставался. Именно благодаря прихоти Наполеона химик Девилль умудрился выбить из прижимистого императора средства на разработку этого металла. Так что ложка умудрилась послужить на благо науки». А в настоящее время посуда из этого металла встречается в столовой (в черном ящике - алюминиевая ложка) и выход на тему урока.
2) «Мозговой штурм».
Этот прием хорош для создания банка идей, из которых впоследствии можно сформулировать тему урока, понятия.
Пример: Урок в 8 классе по теме «Кислоты».. На экране слайд -яблоки, мандарины, апельсины, лимоны, виноград, т.д и Вопрос: Как вы думаете, что их объединяет?
Правильно, в них есть кислота. А какие ассоциации возникают у вас при упоминании слова «кислота»?
На доске слова из предложенного перечня: «кислые», «едкие», «жидкие», «опасные», «несъедобные», «соленые», «сладкие», «газообразные».
3) Прием «Отсроченная отгадка».
В начале урока можно дать загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет на уроке при работе над новым материалом.
4) Кроссворд можно использовать для проверки и закрепление пройденного материала.
5) «Логические операции» (решение логических проблемных задач разными способами). Например: даются формулы, которые нужно разделить на группы по различным характеристикам.
6) «Поиск лишнего» .
Конечно, весь учебный процесс переводить на "нетрадиционные рельсы" не нужно. Именно традиционный урок должен быть основной формой обучения и воспитания, но разнообразить учебный процесс нестандартными занятиями необходимо, т. к. они могут повысить мотивированность к учению.
В целом можно сделать следующие основные выводы:
1. Мотивация – один из факторов успешного обучения учащихся на уроках.
2. В практике обучения присутствуют как положительные, так и отрицательные факторы, влияющие на мотивацию школьников.
3. Для развития положительной мотивации следует использовать не один путь, а все пути в определённой системе, в комплексе, так как ни один из них, сам по себе, без других, не может играть решающей роли для всех учащихся. То, что для одного учащегося является решающим, для другого им может и не быть.
4. Развитию у учащихся положительного отношения к учению способствуют все средства совершенствования учебного процесса: обновление содержания и укрепление межпредметных связей, совершенствование методов обучения, использование всех видов проблемно-развивающего обучения, модернизация структуры урока, применение различных форм индивидуальной, коллективной и групповой работы и т.д.
5. Для того чтобы у ученика было желание учиться, он должен ощущать потребность в знаниях и интерес к ним.
6. От учителя во многом зависит пробуждение и поддержание мотивов интеллектуального побуждения, так как они являются наиболее надежной основой поддержания, закрепления и дальнейшего развития познавательного интереса.
7. Очень важен отбор учителем материала и манера преподнесения его учащимся.
8. Наивысшее эмоциональное состояние учащегося – вдохновение, приподнятость, заинтересованность вызванная стремлением справиться с задачей и ощущением возможности решения поставленной задачи.
Список использованной литературы
1. Третьяков П.И. Оперативное управление качеством образования в школе. Теория и практика. Новые технологии. – М.. ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2015 г.
2. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе. – М., «Новая школа», 2011 г.
3. Цветаева А.Т., Сенцов С.В. Формирование мотивации учения у учащихся подросткового возраста. – М., «Новая волна», 2011 г.
4. Выготский Л.С. Проблемы развития.– М., «Просвещение» , 2006 г.
5. Кульневич А.Н. Педагогика личности от концепции до технологий: Учеб. пособ. – ТЦ «Учитель», 2011 г.
6. Тучкова Т.У. Урок как показатель грамотности и мастерства учителя.– М., ЦГЛ, АПК, ПРО, 2013.
7. Белицкая Г.Э. Социальная компетенция личности // Сознание личности в кризисном обществе. – М., 2005.
8. Ананьев, Б.Г. Сенсорно-перцептивная организация человека/ Б.Г. Ананьев //Познавательные процессы: ощущение, восприятие.- М.: Наука, 1977. С. 49-148.
9. Андреева, С.Ю. Дидактические условия и технология активизации познавательной творческой деятельности учащихся: на примере курса химии: дис. . канд. пед. наук: 13.00.01/ С.Ю. Андреева. Томск, 2003. - 204 с.
10. Кузнецова, Л.М. Методика формирования основных понятий химии в начальном курсе на основе модельных представлений о строении вещества: дис. . канд. пед. наук: 13.00.02 / Кузнецова Лилия Михайловна. М., 1984.-205 с.
11. Кузнецова, Л.М. Новая технология обучения химии: методическое пособие для учителя/Л.М. Кузнецова. М.: Мнемозина, 2006. - 270 с.
12. Кузнецова, Н.Е. Методика преподавания химии/Н.Е. Кузнецова, В.П. Гаркунов и др. М.: Просвещение, 1984 - 416 с.