СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие умений работы над текстом художественного произведения. Сравнительная характеристика литературных героев исторической повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-исследования. Сравнительная характеристика Остапа и Андрея ( бртьев) из исторической повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

Просмотр содержимого документа
«Развитие умений работы над текстом художественного произведения. Сравнительная характеристика литературных героев исторической повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"»

Развитие умений работы над текстом художественного произведения Брата родного видишь , а ума его не разумеешь.  Пословица Работу выполнила учитель русского языка и литературы Трофименко Светлана Александровна

Развитие умений работы над текстом художественного произведения

Брата родного видишь ,

а ума его не разумеешь.

Пословица

Работу выполнила

учитель русского языка и литературы

Трофименко Светлана Александровна

Николай Васильевич Гоголь Дом в с. Сорочинцы

Николай Васильевич Гоголь

Дом в с. Сорочинцы

Разные издания повести

Разные издания повести

Метод «Узнай героя» Он учился охотнее и без напряжения, с каким обыкновенно принимается тяжелый и сильный характер. Он был изобретательнее своего брата. Он также кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна и другим чувствам

Метод «Узнай героя»

Он учился охотнее и без напряжения, с каким обыкновенно принимается тяжелый и сильный характер. Он был изобретательнее своего брата. Он также кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна и другим чувствам

Метод «Узнай героя» Он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки; по крайней мере, никогда почти о другом не думал. Он был прямодушен с равными. Он имел доброту в таком виде, в каком она могла только существовать при таком характере и в тогдашнее время

Метод «Узнай героя»

Он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки; по крайней мере, никогда почти о другом не думал. Он был прямодушен с равными. Он имел доброту в таком виде, в каком она могла только существовать при таком характере и в тогдашнее время

Проблемный вопрос Ребята, как вы думаете, о чём мы будем с вами говорить на уроке

Проблемный вопрос

Ребята, как вы думаете, о чём мы будем с вами говорить на уроке

 Остап и Андрий

Остап и Андрий

Урок-исследование

Урок-исследование

 Цели урока: Вызвать интерес к творчеству писателя  Научить строить сопоставительную характеристику героев  Развивать монологическую речь учащихся , культуру общения.  Воспитывать патриотизм , чувство долга и ответственности  Задачи урока: Уметь ориентироваться в тексте; находить ответы на вопросы. Составлять сравнительную характеристику литературных героев.  Повысить читательский интерес , расширить лексикон, развить навыки работы с прозаическим текстом

Цели урока:

  • Вызвать интерес к творчеству писателя

  • Научить строить сопоставительную характеристику героев

  • Развивать монологическую речь учащихся , культуру общения.

  • Воспитывать патриотизм , чувство долга и ответственности

Задачи урока:

  • Уметь ориентироваться в тексте; находить ответы на вопросы.
  • Составлять сравнительную характеристику литературных героев.
  • Повысить читательский интерес , расширить лексикон, развить навыки работы с прозаическим текстом
Лексическая работа Сравнивать…сравнить  что с чем, приравнить, сличить, приложить или уподобить, применить, прикинуть, сопоставить, показав сходство или разницу…  Только однородные предметы сравнимы.  (В.И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка») СРАВНИВАТЬ – СРАВНИТЬ, –ню, –нишь; – нённый (–ён, –ена); сов., кого-что с кем-чем. Установить черты сходства или различия, сопоставить две величины. Ср. кого-что–н. с кем-чем–н. (не идёт ни в какое сравнение; разг.). (Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой) Установить черты сходства или различия, сопоставить две величины. Ср. кого-что–н. с кем-чем–н. (не идёт ни в какое сравнение; разг.). (Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой) Установить черты сходства или различия, сопоставить две величины. Ср. кого-что–н. с кем-чем–н. (не идёт ни в какое сравнение; разг.). (Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой)

Лексическая работа

Сравнивать…сравнить что с чем, приравнить, сличить, приложить или уподобить, применить, прикинуть, сопоставить, показав сходство или разницу… Только однородные предметы сравнимы. (В.И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»)

СРАВНИВАТЬ – СРАВНИТЬ, –ню, –нишь;

– нённый (–ён, –ена); сов., кого-что с кем-чем.

  • Установить черты сходства или различия, сопоставить две величины. Ср. кого-что–н. с кем-чем–н. (не идёт ни в какое сравнение; разг.). (Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой)
  • Установить черты сходства или различия, сопоставить две величины. Ср. кого-что–н. с кем-чем–н. (не идёт ни в какое сравнение; разг.). (Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой)
  • Установить черты сходства или различия, сопоставить две величины. Ср. кого-что–н. с кем-чем–н. (не идёт ни в какое сравнение; разг.). (Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой)

Обращение к эпиграфу «Брата родного видишь , а его ума не разумеешь»  Пословица

Обращение к эпиграфу

«Брата родного видишь , а его ума не разумеешь»

Пословица

Человека формируют обстоятельства или он сам выбирает свою судьбу ?

Человека формируют обстоятельства или он сам выбирает свою судьбу ?

 Первое исследование Жизнь в родительском доме

Первое исследование

Жизнь в родительском доме

«Тарас Бульба». Глава 1. «Ну, давай на кулаки! – говорил Тарас Бульба. засучив рукава, – посмотрю я, что за человек ты в кулаке!». Художник А. Герасимов. 1952 «Тарас Бульба». Глава 1. «Ну, здорово, сынку, почеломкаемся!» Художник А. Герасимов. 1952 «Тарас Бульба». Глава 1. «Вишь, какой батько! – подумал про себя старший сын, Остап, – все, старый собака, знает, а еще и прикидывается!» Художник А. Герасимов. 1952

«Тарас Бульба». Глава 1. «Ну, давай на кулаки! – говорил Тарас Бульба. засучив рукава, – посмотрю я, что за человек ты в кулаке!». Художник А. Герасимов. 1952

«Тарас Бульба». Глава 1. «Ну, здорово, сынку, почеломкаемся!» Художник А. Герасимов. 1952

«Тарас Бульба». Глава 1. «Вишь, какой батько! – подумал про себя старший сын, Остап, – все, старый собака, знает, а еще и прикидывается!» Художник А. Герасимов. 1952

Второе исследование Обучение в бурсе

Второе исследование

Обучение в бурсе

Кто? открытый упрямый настойчивый честный верный замкнутый способный изобретательный хитрый любит рисковать

Кто?

  • открытый
  • упрямый
  • настойчивый
  • честный
  • верный
  • замкнутый
  • способный
  • изобретательный
  • хитрый
  • любит рисковать

Третье исследование Запорожская Сечь « Тарас Бульба». Глава 2. «Черт вас возьми, степи, как вы хороши!» Художник А. Герасимов. 1952

Третье исследование

Запорожская Сечь

« Тарас Бульба». Глава 2. «Черт вас возьми, степи, как вы хороши!»

Художник А. Герасимов. 1952

« Тарас Бульба » . Глава 2. « Эх, как важно развернулся! фу ты, какая пышная фигура! » Художник А. Герасимов. 1952 «Тарас Бульба». Глава 1. «Прощайте и детство, и игры, и все, и все!» Художник А. Герасимов. 1952 « Тарас Бульба » . Глава 2. « При въезде их оглушили пятьдесят кузнецких молотов, ударявших в двадцати пяти кузницах... » Художник А. Герасимов. 1952

« Тарас Бульба » . Глава 2. « Эх, как важно развернулся! фу ты, какая пышная фигура! » Художник А. Герасимов. 1952

«Тарас Бульба». Глава 1. «Прощайте и детство, и игры, и все, и все!» Художник А. Герасимов. 1952

« Тарас Бульба » . Глава 2. « При въезде их оглушили пятьдесят кузнецких молотов, ударявших в двадцати пяти кузницах... » Художник А. Герасимов. 1952

Четвёртое исследование События под Дубно

Четвёртое исследование

События под Дубно

Пятое исследование Последние минуты Остап. Художник Е. Кибрик. 1945 Андрий. Художник Е. Кибрик. 1945

Пятое исследование

Последние минуты

Остап. Художник Е. Кибрик. 1945

Андрий. Художник Е. Кибрик. 1945

«И погиб козак! Пропал для всего казацкого рыцарства!»

«И погиб козак! Пропал для всего казацкого рыцарства!»

«Тарас Бульба». Глава 6. «Вырвет старый Тарас седой клок волос из своей чуприны и проклянет день и час, в который породил на позор себе такого сына». Художник А. Герасимов. 1952 «Тарас Бульба». Глава 9. Смерть Андрия. Художник Е. Кибрик. 1945 «Тарас Бульба». Глава 9. «Я тебя породил, я тебя и убью!» Художник А. Герасимов. 1952

«Тарас Бульба». Глава 6. «Вырвет старый Тарас седой клок волос из своей чуприны и проклянет день и час, в который породил на позор себе такого сына». Художник А. Герасимов. 1952

«Тарас Бульба». Глава 9. Смерть Андрия. Художник Е. Кибрик. 1945

«Тарас Бульба». Глава 9. «Я тебя породил, я тебя и убью!» Художник А. Герасимов. 1952

«Но уж одолевают Остапа; уже один накинул ему на шею аркан, уже вяжут, уже берут Остапа»

«Но уж одолевают Остапа; уже один накинул ему на шею аркан, уже вяжут, уже берут Остапа»

«Тарас Бульба». Глава 11. Остап перед казнью. Художник Е. Кибрик. 1945 «Тарас Бульба». Глава 11. Казнь Остапа. Художник М. Деригус. 1952 «Тарас Бульба». Глава 11. «Батько! где ты? Слышишь ли ты?» Художник А. Герасимов. 1952

«Тарас Бульба». Глава 11. Остап перед казнью. Художник Е. Кибрик. 1945

«Тарас Бульба». Глава 11. Казнь Остапа. Художник М. Деригус. 1952

«Тарас Бульба». Глава 11. «Батько! где ты? Слышишь ли ты?» Художник А. Герасимов. 1952

Метод «Займи позицию» Два брата – две судьбы

Метод «Займи позицию»

Два брата – две судьбы

Антитеза Теория литературы

Антитеза

Теория литературы

1.Какое учебное заведение окончили Остап и Андрий? А)Московский университет Б)Петербургский университет В)Киевскую академию 2. Кто из героев повести четыре раза закапывал букварь в землю? А)Тарас Б)Остап В)Андрий 3. Почему Остапу поначалу не понравилась жизнь в Сечи? А)Остап рвался в бой Б)скучал по городской жизни В)слишком суровые были условия 4. О чем просила полячка Андрия, отправив к нему служанку? А)прийти на свидание Б)дать продуктов, чтобы спасти мать В)помочь бежать из города 5. Как наказал Андрия Тарас Бульба А)отрёкся от него и отпустил Б)зарубил шашкой В)застрелил

1.Какое учебное заведение окончили Остап и Андрий?

А)Московский университет

Б)Петербургский университет

В)Киевскую академию

2. Кто из героев повести четыре раза закапывал букварь в землю?

А)Тарас Б)Остап В)Андрий

3. Почему Остапу поначалу не понравилась жизнь в Сечи?

А)Остап рвался в бой

Б)скучал по городской жизни

В)слишком суровые были условия

4. О чем просила полячка Андрия, отправив к нему служанку?

А)прийти на свидание

Б)дать продуктов, чтобы спасти мать

В)помочь бежать из города

5. Как наказал Андрия Тарас Бульба

А)отрёкся от него и отпустил

Б)зарубил шашкой

В)застрелил

1. в 2. б 3. а 4. б 5. в

1. в

2. б

3. а

4. б

5. в

Эпоха, описанная Н.В.Гоголем, выдвигала соответствующих героев – сильных, мужественных, самоотверженных, воинственных людей, презиравших тепло и уют, скучавших в тихом семейном кругу, привыкших к вольной казацкой жизни, к жестоким сражениям, битвам. Главной ценностью в человеческих отношениях эти люди считают товарищество и братство, основанные на вере и патриотизме. Товарищество и братство – то, за что Гоголь любит своих героев.

Эпоха, описанная Н.В.Гоголем, выдвигала соответствующих героев – сильных, мужественных, самоотверженных, воинственных людей, презиравших тепло и уют, скучавших в тихом семейном кругу, привыкших к вольной казацкой жизни, к жестоким сражениям, битвам. Главной ценностью в человеческих отношениях эти люди считают товарищество и братство, основанные на вере и патриотизме. Товарищество и братство – то, за что Гоголь любит своих героев.

Домашнее задание.   СОСТАВИТЬ ПЛАН СРАВНИТЕЛЬНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ  I В - ОСТАПА; II В-АНДРИЯ.     СОСТАВИТЬ КРОССВОРД ИЛИ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ  К ПОВЕСТИ 30

Домашнее задание.

СОСТАВИТЬ ПЛАН СРАВНИТЕЛЬНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ I В - ОСТАПА; II В-АНДРИЯ.

СОСТАВИТЬ КРОССВОРД ИЛИ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ К ПОВЕСТИ

30

 СПАСИБО  ЗА РАБОТУ!   ХОРОШЕГО НАСТРОЕНИЯ!

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

ХОРОШЕГО НАСТРОЕНИЯ!