СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие универсальных учебных действий младших школьников средствами проектно-исследовательской деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пожалуй, впервые в истории отечественного школьного образования «формирование универсальных учебных действий, обес­печивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию», рассматриваются в качестве важнейшей задачи системы образования на государственном уровне.

Просмотр содержимого документа
«Развитие универсальных учебных действий младших школьников средствами проектно-исследовательской деятельности.»

Развитие универсальных учебных действий младших школьников средствами проектно-исследовательской деятельности


Пожалуй, впервые в истории отечественного школьного образования «формирование универсальных учебных действий, обес­печивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию», рассматриваются в качестве важнейшей задачи системы образования на государственном уровне.

В связи с этим чрезвычайно актуальным становится вопрос о том, как можно и нужно развивать универсальные учебные действия. На наш взгляд, определение эффективности используемых в начальной школе образовательных технологий будет определятся тем, насколько они могут способствовать формированию у младших школьников универсальных учебных действий. С этой точки зрения наиболее востребованной в современной начальной школе становится проектно — исследовательская деятельность. Для чего нужны проекты? Прежде всего, работа над проектами является способом формирования: регулятивных, познавательных, личностных, коммуникативных учебных умений. В соответствии с требованиями нового стандарта по окончании начальной школы предполагается оценивание сформированности у школьников универсальных учебных действий. Организация работы детей над проектами позволит существенно дополнить усилия учителей по фор­мированию универсальных учебных действий на уроках по базовым дисциплинам и в результате позволит продемонстрировать хорошие показатели в итоговой диагностике. Кроме того, эта работа позволяет: обрести ученикам ощущение успешности, с одной стороны, независящее от успеваемости и, с другой стороны, не на пути асоциального поведения, позволяет научиться применять полученные знания. На сегодняшний день метод проектов распространён в школьном обучении не в полной мере и ориентирован в основном на старшеклассников и учащихся среднего звена.

Лишь фрагментарно исследована и освещена на уроках проблема специфики и возможностей использования проектной деятельности и во внеурочной деятельности в начальной школе. Как создать проект? С чего начать? Очень много вопросов возникает у педагога. В связи с этим использование метода проектов вызывает различные затруднения у учителей в начальных классах или же игнорируется ими. Анализируя свою деятельность, мы сталкиваемся с рядом проблем: низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе; неспособность детей внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием; разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями. Нельзя не учитывать и тот факт, что очень часто дети уже в начальной школе не хотят учиться, у них страдает мотивация учения и интерес к получению новых знаний. Для решения этих задач как нельзя лучше подходит метод проектов, который позволяет организовать поисковую деятельность мальчишек и девчонок, обеспечить рост их коммуникабельности и развивает умения находить пути решения поставленных задач. Основываясь на собственном опыте работы, считаю реальным и целесообразным применение проект­ного метода учителями начальной школы как на различных уроках, так и во внеурочное время, поскольку универсальность этого метода позволяет совместить его с существующими системами обучения и программами в начальном звене. Однако внедрение учителем начальных классов проектного метода в свою практику не должно происходить стихийно: следует проводить целенаправленную работу по подготовке учащихся младшего школьного возраста к проектной деятельности. Готовность учащихся начальных классов к проектной деятельности — это совокупность коммуникативных, проектных и рефлексивных умений. В 1 классе ведётся подготовка. В качестве первого компонента готовности к проектной деятельности выделяют формирование коммуникативных умений, поскольку они лежат в основе выполнения групповых и коллективных проектов как наиболее распространённых. К таким умениям, по нашему мнению, относятся: умение слушать, получать информацию (не перебивая, внимательно и уважительно выслушивать любого отвечающего, говорящего на уроке: учителя, одноклассника, соотнося содержание его высказывания со своим мнением); умение проявлять инициативу в общении, обмениваться информацией, (выяснять точки зрения других учеников, обращаться с вопросом к учителю); умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость, силу голоса в зависимости от ситуации: чтобы все слышали, при выступлении перед классом и чтобы не мешать другим при групповой работе); умение адресовывать свое высказывание (обращаясь к кому-либо, стараться смотреть на него и употреблять в своей речи местоимения «ты», вы», а не «он(а)» и «они»); умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументированно его объяснять и доказывать); умение договариваться, находить компромисс (выбирать в доброжелательной атмосфере са­мое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение). Данные умения необходимо формировать у младших школьников с первых дней их обучения, когда дети совместно с педагогом в специально смоделированных учебных ситуациях «открывают» и доступно формулируют «Правила учебного общения». Освоение учащимися правил общения на уроках возможно при систематической организации учителем различных видов взаимодействия в процессе обучения: работы в парах («ученик — ученик», «ученик — учитель»); в малых и средних группах от трех до шести человек («ученик — группа учеников», «учитель — группа учащихся»). Совместное решение учебных задач особенно проблемного характера, с недостающими данными, является необходимой подготовкой к дальнейшей проектной деятельности. Возможно ли проведение урока — проекта уже в 1 классе? Мы считаем, что да. Большое поле деятельности возможно на уроках технологии и изобразительного искусства (синтез искусств). Следует отметить, что коммуникативные умения, навыки учебного взаимодействия формируются у учащихся начальной школы далеко не сразу и требуют длительного закрепления. Выполнение любого учебного и внеучебного проекта младшими школьниками крайне затруднительно и неэффективно без минимальной сформированности у детей специальных проектных умений. В качестве первоочередных из таких умений, базовых и необходимых на этапе введения в проектную деятельность, мы выделяем следующие: умение прогнозировать, представлять конечный продукт, итог работы (Что я хочу сделать, придумать, узнать? Как это будет или может выглядеть?); умение анализировать имеющиеся возможности и ресурсы для выполнения деятельности (Что у меня есть для работы и чего не хватает? Какие нужны информация, материалы, инструменты, технические средства?); умение составлять план своей работы и следовать ему; умение искать необходимую информацию в различных источниках (в т. ч. адресовать информационный запрос к учителю и другим взрослым). Такие умения формируются в результате систематически проводимых тренингов. Например: Задание «Посмотрите на мир чужими глазами» Учитель: Представьте, что вы гуляете с друзьями во дворе. Как вы отнесетесь к появлению первого снега? Затем представьте, что вы — водитель грузовика, едущего по дороге, или летчик, отправляющийся в полет, либо ворона, сидящая на дереве, зайчик или лисичка в лесу. (Развивая предложенные сюжеты, можно формировать у детей разные точки зрения на одни и те же явления) Задание «Вариативная сказка» Дети разбиваются на группы, каждой группе раздают карточки, на которых напечатаны темы сказок. Ребята должны придумать концовку сказки и написать ее на большом листе бумаги. Вариантов концовок сказки может быть много, учителю необходимо контролировать развитие сюжета. Учитель: Однажды утром Петя проспал школу. Он посмотрел на будильник и увидел, что... Ты хочешь, чтобы начались чудеса? (Дети отвечают. Если ответ «да», то продолжение может быть, например, таким: Будильник ему подмигнул. «Что же делать?» — подумал Петя. Если ответ «нет» то можно предложить следующее продолжение: Петя протер глаза... В комнату зашла бабушка...) Отметим, что формирование названных проектных умений будет успешным при постепенном повышении уровня детской самостоятельности. Кроме того, необходимо подчеркнуть, что все названные проектные умения, изначально сформированные на минимально необходимом уровне, в дальнейшем совершенствуются качественно усложняются уже в процессе проектной деятельности. В 1 классе проводим самостоятельные занятия с включением заданий, направленных на овладение общелогическими умениями (сравнение, классификация, обобщение). На этих уроках ребята получают представление о свойствах и признаках предмета, о сравнении и классификации, причине и следствии. С первых занятий знакомим детей с теоретическими понятиями: исследование, открытие, исследователь, исследовательские умения, опыт, наблюдение и наблюдательность, эксперимент, гипотеза, схемы, результат, защита, доклад. С 1-го класса практикуем проектно-исследовательские задания: игра — исследование, мини-исследование, мини-проект исследовательского характера, наблюдение. Работа проходит под руководством учителя. Тема предлагается пока общая. Объём работы небольшой. Во 2 классе для организации проектно-исследовательской деятельности применяем те же исследовательские задания: мини-исследование, мини-проект... Работа проходит в основном под руководством учителя. Тема предлагается как коллективная, так и самостоятельная. Объём работы немного увеличивается. Со 2 класса с детьми организуем тренировоч­ные занятия и специальные занятия по отработке этапов исследовательской работы. Прообразом проектной деятельности для младших школьников могут стать проектные задания, применение которых становится возможным, начиная со 2 класса. Цель данного этапа работы: учить детей поэтапной организации коллективного исследования с элементами проектной деятельности.

В 3 классе исследовательские задания усложняются. Также дети знакомятся с этапами работы над проектом. К 4-му классу учащиеся должны научиться: принимать и сохранять цель познавательной деятельности; планировать свои действия в соответствии с целью; осуществлять пошаговый и итоговый контроль своей деятельности; осуществлять поиск необходимой информации, используя учебник, ресурсы библиотеки, сети Интернет; сопоставлять информацию, представленную в разных источниках, сравнивать; обобщать; строить логическую цепочку рассуждений на основе анализа информационных различных источников; установление причинно-следственной связи изменений; сравнивать и классифицировать объекты по самостоятельно выбранной или заданной классификации; обобщать наблюдения, формулировать выводы; систематизировать информацию, уметь публично представить. Отметим, что в процессе проектной деятельности в классе заметно повышается статус учеников, склонных к творчеству, фантазированию, — «романтиков» и мечтателей. Проектная деятельность ставит каждого ребенка в позицию активного участника, дает возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, учит работать в команде. Это ведет к сплочению класса, развитию коммуникативных навыков учащихся, создает обстановку общей увлеченности и творчества. Каждый вносит посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором, и исполнителем, и экспертом деятельности, а значит, становится более самостоятельным и ответственным. Какова же роль учителя в проектной деятельности? Она своеобразна. Первое правило, о котором должен помнить учитель: я выступаю не как толкователь готовых знаний и их транслятор, а как равноправный участник их добывания. Если ребёнку дать почувствовать свою умелость, право на авторство, произойдёт чудо: раскроются способности, о которых мы даже не подозревали, ребёнок начнёт успешно управляться с тем, что ему было недоступно ранее. Нельзя не отметить, что в силу своих возрастных особенностей, младшие школьники далеко не сразу способны быть абсолютно самостоятельными на всех этапах выполнения проекта. Дети испытывают трудности в решении ряда организационных, технических, оформительских задач. Безусловно, главную помощь ребёнку оказывает педагог. Более того, работа над проектами сплачивает не только детский коллектив, но и родителей. Таким образом, мы видим, что проектная деятельность способствует формированию универсальных учебных действий младших школьников.

Литература:

1. Успенский В.В. Школьные исследовательские задачи и их место в учебном процессе: Дис.канд. пед. наук-М, 2021г.

2. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Знания, 2020 г.