Подготовила:
учитель начальных классов
Кузьминова Елена Сергеевна
«Развитие устной и письменной речи на уроках в начальной школе»
Проблема развития культуры устной и письменной речи у младших школьников особенно актуальна в наше время. В жизни современного общества необычайно расширилась сфера воздействия живого, богатого традициями русского языка.
В жизни человек пользуется именно связной речью: он рассказывает, делает доклады, выступает на собраниях, пишет письма, отчеты, выступает в самодеятельности, составляет заявления и объявления и т.д. В сложившихся условиях на школе лежит ответственность за сохранение и распространение норм русского языка, его чистоту, правильность, точность и выразительность.
Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст - его дошкольный и школьный периоды.
Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития. Дети с плохо развитой речью нередко оказываются неуспевающими по разным предметам.
В дошкольном, а в отчасти и школьном возрасте язык усваивается ребенком стихийно, в общении, в речевой деятельности. Но этого недостаточно: стихийно усвоенная речь примитивна и не всегда правильна. Некоторые очень важные стороны языка стихийно усвоены быть не могут и поэтому находятся в ведении школы.
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка занимает ведущее место, так как его значение и функции носят универсальный , обобщающий характер: успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ученика по другим школьным предметам.. В примерных программах, разработанных в строгом соответствии со стандартами начального общего образования второго поколения, говорится, что особое место курса русского языка объясняется теми целями, которые он реализует в системе предметов общеобразовательной школы. Познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке. Социокультурная цель предусматривает формирование коммуникативной компетенции учащихся.
Это, во- первых, усвоение литературного языка, подчиненного норме, умение отличать литературный язык от нелитературного, от просторечий, диалектов, жаргонов. Необходимо научить литературному языку в его художественном, научном и разговорном варианте.
Это огромный объем материала, многие сотни новых слов и сочетаний. Для этого необходима система обогащения и развития речи детей, нужна планомерная работа, четко и определенно дозирующая материал- словарь, синтаксические конструкции, виды речи, умения по составлению связного текста.
Во- вторых, в школе учащиеся овладевают чтением и письмом. И чтение, и письмо- это речевые умения и навыки, которые опираются на систему языка, на знания его фонетики, графики, лексики, грамматики, орфографии, на навыки построения собственной речи и восприятие речи других людей. Письменная речь всегда строже устной, в ней отчетливо видны все ошибки и недочеты, столь характерные для младших школьников.
Третья область работы по развитию речи- это доведение речевых умений детей до определенного минимума, ниже которого не должен остаться ни один учащийся, это совершенствование речи, повышение ее культуры, всех ее выразительных возможностей.
Работа над словом тесно связана с работой над словарем: обогащение словаря, усвоение новых слов, новых значений, подбор синонимов, антонимов, анализ многозначности, устранение нелитературных слов, исправления ударений, произношений.
Речевых упражнений очень большое количество, но все они, как правило, не дают заметного эффекта за короткий срок. В развитии речи нужна долгая, кропотливая работа учащихся и учителя.