Развитие устной речи глухих детей через Аудиовизуальный курс
Аудиовизуальный курс (АВК) является составной частью верботонального метода, который был создан в 1954 году академиком, доктором П. Губерина. Главной особенностью метода является положение о том, что язык развивается из устной речи, а речь общественное явление. Верботональная система основывается на восприятии мозгом речи на основе слуха и других органов чувств. У глухих детей плохо развита устная речь и практически не развита диалогическая. Для интеграции детей необходимо формировать у глухого ребёнка навыки речевого общения.
Цель АВК
- перенос в самостоятельную речь;
- развитие слуховосприятия;
- развитие внимания, мышления;
- повышение коммуникативных качеств;
- повышение мотивации к учению.
- развитие эмоциональной сферы.
Необходимость развития связной, диалогической речи; расширение словаря детей. Создание речевой базы, которая даёт возможность самостоятельного слуховосприятия простых, ежедневных выражений.
Принципы АВК
1. Строится на естественном изучении речи. Все элементы изучаются не изолированно, а в целом.
2. Необходимо выбрать самое естественное, конкретное.
3. Речевая ситуация является основной формой обучения.
4. Диалог – основа АВК.
5. Необходима картинка.
6. Необходим слуховой аппарат.
Методика проведения АВК
1. Демонстрация и запоминание
- демонстрация картинок молча;
- педагог показывает картинку, а затем озвучивает её за экраном, так
рассказывает всю тему; можно повторить ещё раз слухозрительно;
- рассказывают дети, если затрудняются, то обращаются за помощью к
другим детям; параллельно можно работать над произношением; дети должны повторять, пока не усвоят; как помощь можно давать отдельные слова на слух, можно поиграть в игру: «Что пропало?».
2. Работа над пониманием содержания
- задаются вопросы по содержанию. Нужно убедиться, что дети поняли.
3. Повторение
- игры, работа на слух.
4. Драматизация
- картинки перед детьми, идёт драматизация; один ученик во всех ролях.
5. Активизация – перенос в другую ситуацию.
- картинок совсем нет, задаются вопросы детям; дети задают вопросы друг другу;
- пересказ (помощь учителя идёт только на слух).
Можно использовать слухоречевые диктанты, можно задавать вопросы. В конце несколько изменить ситуацию. Учить на каждом уроке.
Методические требования к картинке АВК:
- картинка должна быть динамичной;
- изображение может быть схематичным;
- у лица, говорящего должен быть открыт рот;
- если идёт отрицание, то картинку зачёркивают чертой;
- если не включается в содержание, то в облачке;
- если слова автора, то изображается рука;
- картинки должны быть связаны между собой и восприниматься как законченная ситуация.
Ученики не учат наизусть грамматические правила, отдельные слова. Они сначала усваивают готовые языковые структуры, которые воспринимаются глобально, а затем анализируются. Это естественный путь изучения речи. Таким образом, сразу получаем речевую базу, которая даёт возможность самостоятельного, слухового восприятия простых ежедневных выражений.
Далее приведены примеры диалогов, которые используются на занятиях в дошкольной группе и начальной школе.
Диалог «Семья»
- Какая у тебя семья? | - У меня семья: мама, папа, я. |
- А у тебя какая семья? | - У меня семья: мама, папа, брат и я. |
Диалог «Праздник «Новый год»
- Скоро Новый год. | - Да, давай украшать ёлку. |
 - Давай украшать. Вот звезда, шар, фонарик | – Ах, какая красивая ёлка! |
В результате работы по методике АВК у детей расширился словарный запас, повысились коммуникативные качества, мотивация к учению. Учащиеся стали проявлять активность в ходе диалога, их речь стала более эмоциональной. Использование данной методики способствовало появлению фразовой речи на уроках и в свободной деятельности на основе фраз, взятых из диалогов АВК. У детей появилась потребность речевого общения в играх, исчезла скованность при общении. АВК способствовало лучшему усвоению учебного материала и развитию устной речи детей с нарушениями слуха.
Зыкова, Т.С., Зыкова, М.А., Носкова, Л.П. и др. [Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида. Сборник 1. Подготовительный класс] / Т.С. Зыкова, М.А. Зыкова, Л.П. Носкова и др. - М.: «Просвещение», 2003.
Рау, Ф.Ф., Слезина, Н.Ф. [Произношение] / Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезина. - М.: «Просвещение», 1985.
Ивана Херлевич. [«Проговори 1», «Проговори 2»].
Е.Н. Балышева. [Ребёнок плохо слышит] / Е.Н. Балышева. - СПб.: ЛИТЕРА, 2005 (СПб.: ГИПК Лениздат).
И. Самощенко. [Глухой ребёнок] / И. Самощенко. – М.: ООО «Издательство ACT»; Донецк: «Сталкер», 2003.
Астафьева В.М. [Использование АВК, как технологии верботонального метода, в развитии детей с нарушениями слуха Социальная защита детства. Психолого-педагогические аспекты образования детей с отклонениями в развитии (По материалам Московских городских медицинских чтений)] / Астафьева В.М. – М.: ГОМЦ «Школьная книга», 2001.
Головчиц Л.А. [Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха] / Головчиц Л.А. Учеб. пособия для студентов высш. учеб. заведений – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.
Зикеев А.Г. [Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений: учеб. пособие для для студентов высш. учеб . заведений] / Зикеев А.Г. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
Зыкова М.А. [О речевом общении глухих младших школьников] / Зыкова М.А. - Дефектология, 2001, №3.
Яхнина Е.З. [Методика музыкально-ритмических занятий с детьми, имеющими нарушение слуха: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений] / Яхнина Е.З., под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2003.
5