СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие устной речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На примере темы урока по изобразительному искусству «Медуза – балерина» можно проследить, как происходит формирование планирующей функции речи.

Просмотр содержимого документа
«Развитие устной речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.»

Развитие устной речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

Проблема развития устной речи учащихся приобретает в современной методике начального обучения все большую актуальность. Это обусловлено тем, что только развитая связная речь ребёнка позволяет ему свободно общаться с окружающими людьми, включая его в активный процесс коммуникации.

(2 слайд). Основная цель обучения учащихся созданию связного устного высказывания - научить каждого ребёнка свободно, уверенно, лексически,

грамматически и интонационно грамотно строить устные монологические высказывания в определённой речевой ситуации, а также адекватно воспринимать обращенную к нему речь. Особые трудности в этом испытывают дети с ограниченными возможностями здоровья. Они находятся на низкой ступени формирования монологической речи. Это связано с несформированностью планирующей функции речи.

(3 слайд) Формирование планирующей функции речи возможно лишь на основе: развития словесного опосредствования (полученные сведения дети переводят в речевой план); развития словесной регуляции действий ( умение планировать основные этапы, способы предстоящей деятельности, сопровождающие речью выполняемые действия ( практической), умения подводить итог выполненному действию ( результат). Включение речи в оформление замысла, словесного отчета о способах и последовательности выполнения действия и о её результатах- используется как основной приём в целях планирующей функции речи. Решение этой задачи осуществляется в игре, труде, в быту, во всех видах детской деятельности особенно в продуктивных : конструировании, лепке, аппликации, рисовании.

( 4 слайд) На примере темы урока по изобразительному искусству «Медуза – балерина» можно проследить, как происходит формированиепланирующей функции речи. С помощью наглядного материала учитель знакомит детей с разновидностью медуз и сравнивает нижнюю часть медузы с юбочкой балерины.

(5 слайд) Задачи урока: Создание выразительного образа медузы в сравнении с танцующей балериной в «юбочках». Создание композиции «Медузы танцуют». Дети могут выполнять индивидуальную или групповую работу.

(Слайды 6, 7, 8)Проговариваются все этапы последовательности и способы выполнения работы.

(Слайд 9) С помощью зрительного восприятия ученик выполняет самостоятельную работу, соблюдая последовательность.

(Слайд 10)Подводится итог выполненной работы.

(Слайд 11) Развитие монологической речи следует осуществлять в процессе игровой деятельности. Поэтому большинство уроков строятся в игровой форме, в форме дидактической игры, игры – драматизации, сюжетно-ролевой игры, что позволяет активизировать детей, заинтересовать их, создать мотивацию для речевой деятельности. В живую и интересную для них деятельность естественно и непринужденно вплетаются элементы обучения, осуществляется закрепление усвоенного материала. Большое внимание уделяется обучению детей планировать предстоящую деятельность во взятой роли. Особенно ценными для развития ролевой игры, а значит речи и воображения, стали уроки окружающего мира. Именно они являются благодатной почвой для разыгрывания детьми различных ролей – реальных и вымышленных персонажей, «оживших» предметов.

(12 слайд) При общении с детьми учителю следует обратить внимание на особенности поведения детей. К особенностям диалогического поведения учащихся можно отнести:

Трудности вступления в диалог; непродолжительность диалога; однообразие речевого выражения ; низкую эмоциональность; недостаточное соблюдение норм речевого этикета; слабую интенсивность мимики, жестикуляции; отсутствие или недостаточность коммуникативной приветливости; зависимость от коммуникативного поведения собеседника;

Эти особенности можно отнести не только к детям с ограниченными возможностями здоровья, но и к другим детям, которые приходят в школу. У детей с ограниченными возможностями здоровья они гораздо ярче выражены, чем у других.

В целях совершенствования речевой деятельности учитель должен:

(слайд 13) - учить детей действию планирования в рассказывании - работать над фразой с использованием внешних опор в виде предметных и сюжетных картинок, формировать интонационную выразительность ; развивать диалог;

(слайд 14, 15)- обогащать пассивный и активный словарь, развивать память, мышление через зрительное восприятие, слуховое восприятие.

Для обучения школьников умению создавать высказывание нужно, опираться на типы речи. Школьники должны научиться в зависимости от поставленных задач применять основные цели передачи информации:

(слайд 16) - Сообщение о действии и его развитии (повествование);

- Сообщение о признаках предмета или явления (описание);

- Сообщение о существующих между предметами отношениях (рассуждение);

(Слайд17) При обучении детей составлению рассказа по картинкам используются памятки, в которых даны планы описания картинок. После коллективного обсуждения дети используют эти планы. Некоторым детям удается самостоятельно рассказать. После выступления детей, учитель читает, как образец, описание картинки сказочным героем Гномиком. Дети внимательно слушают, а потом еще раз пробуют свои силы при описании картинки .

(Слайд 18) Для сообщения о признаках предмета или явления, может составляться словесный план в виде вопросов. Какого цвета петушок или его части? Какой у него гребешок? Что он делает? Как ты относишься к нему?

Также может составляться и графический план рассказа (таблица – с условными значками) . В ходе урока дети выбирают определенный предмет, рассказ о котором составляется коллективно, но каждый из детей рисует на своем бланке – таблице, с помощью которой он может самостоятельно составить рассказ – описание о любом предмете по данной лексической теме.

(слайд 19)- Сообщение о существующих между предметами отношениях –рассуждение: задание на (противоположность)

(слайд 20)или учимся рассуждать, отвечая на вопросы. Яблоко – это фрукт, потому что оно растёт на дереве. Оно очень полезное, так как в нём много витаминов. При выполнении заданий разного характера с применением компьютера даёт положительный результат. Дети становятся активными участниками процесса, у них появляется уверенность в собственных силах.

(Слайд 21) Чтобы эффективно решить проблему в развитии устной речи, нужно включать в активную работу большее количество анализаторов каждого ученика, создавать ситуации, при которых интенсивно работают психические функции.

(22-23 слайд) Развивать память можно разнообразными видами упражнений. Одно из них «Тренируем память»

(24 слайд)Учителю нужно обратить внимание на - включение в урок специальных коррекционно-развивающих упражнений, физминуток

для развития восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы:

  • развивающие вопросы и задания;

  • алгоритмы;

  • картинный и словесный планы;

  • меловые рисунки и иллюстрации;

  • наглядный и раздаточный материал;

  • элементы игры;

  • ролевое чтение и инсценировка;


(25 слайд) Важно в ситуации неуспеха подсказать целесообразные приёмы заучивания и припоминания материала, помочь сформировать сложные навыки, используя на уроках:

(26 слайд) по чтению:

а) заучивание стихов по меловому рисунку на доске;

б) по иллюстрациям, которые помогают запомнить

в) по готовому рисунку детей, без рисунка учащиеся не могут представить описываемый процесс;

г) коллективное составление планов для пересказа;

д) использование уроков с ИКТ;

(27-28 слайд) рисунки детей, иллюстрации

(29- 30 слайды) наши успехи Проводя такую работу над развитием речи, можно проследить изменения в развитии речи этих детей.

(31 слайд)Любой метод с включением в него специальных приёмов обучения приобретает

коррекционную направленность. На уроках, на экскурсиях редко используется какой-то один метод. Успех коррекционного обучения зависит от удачно выбранной комбинации приёмов, методов обучения и их взаимного проникновения (координация движений,

ориентировка в пространстве, зрительное и слуховое восприятие)

32 слайд конец



Учитель начальных классов

МОУ Добромысловской СОШ

Исакова Галина Ивановна