Психическое развитие в младенчестве
Новорожденность как период приспособления ребенка к новым условиям жизни.
Кризис новорожденности. Возникновение индивидуальной психической жизни как основное новообразование возраста. Рефлексы новорожденных Сенсорные способности новорожденных: роль раннего опыта в развитии зрения; слух, обоняние, осязание и вкус. Шкала Апгар для оценки состояния новорожденных.
Развитие компетентности младенца: возможности и способности. Развитие моторных навыков. Дотягивание, схватывание, манипулирование. Сенсорное и перцептивное развитие. Проблемы развития восприятия на первом году жизни в теориях Ж. Пиаже и Дж. Гибсона. Восприятие характеристик сложных объектов, речи в младенчестве. Стратегии исследования возможностей младенца: парадигма новизны и парадигма удивления. Когнитивное развитие младенца. Сенсомоторная стадия развития интеллекта в теории Ж. Пиаже: шесть сенсомоторных субстадий развития активности младенца.
Основные компоненты языкового развития: подражание, подкрепление, врожденные языковые структуры, когнитивное развитие.
Социальный контекст раннего речевого развития. Этапы языкового развития: понимание речи, активная речь. Дословесный период развития: гуление и лепет, экспрессивный жаргон. Первые слова и их значения. Первые предложения: телеграфная речь, стержневая грамматика, падежная грамматика.
Психосоциальное развитие младенца.
Комплекс оживления как возрастное новообразование. Эмоциональное общение со взрослым как ведущий вид деятельности младенца (Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина). Этапы эмоционального развития младенцев (С. и Н. Гринспены). Доверие и чувство безопасности (Э. Эриксон). Развитие привязанности (Дж. Боулби и М. Эйнсворт). Развитие образа Я младенца (М.И. Лисина, С.Ю. Мещерякова, Н.Н. Авдеева). Психологические предпосылки перехода к раннему детству.
Практические задания
Ситуация 1. Обычно у новорожденного наблюдается многообразие движений ручками, ножками, головкой, всего тела.
? Объясните это явление.
Многообразие движений ребенка объясняется тем, что проводящие пути нервных клеток новорожденного еще не покрыты миелиновыми оболочками, играющими роль изолятора, поэтому возбуждение легко передается (иррадирует) на другие нервные пути, включая в процесс возбуждения большое количество мышечных групп.
? Как в этом случае должна мама одевать малыша?
Одевать ребенка надо так, чтобы не стеснять его двигательную активность, которая необходима малышу для его физического развития.
Вопрос 1. В чем проявляется взаимосвязь функционирования органов чувств новорожденного и коры больших полушарий головного мозга? Наметьте пути, средства и условия воспитания младенца.
Включение в функционирование органов чувств ребенка способствует развитию коры больших полушарий головного мозга, которая, в свою очередь, положительно влияет на развитие этих органов чувств.
Таким образом, осуществляется взаиморазвитие органов чувств и коры больших полушарий.
Для правильного психического развития новорожденного, в частности его органов чувств, необходимы упражнения на фиксированность взгляда младенца с помощью разнообразных громко звучащих погремушек яркого цвета относительно сложной формы. Такие упражнения вызывают ответные реакции ребенка и создают положительный эмоциональный фон.
1.4
Ситуация 2. Человечество за свою многовековую историю глобально изменило культурный мир. Изменились человеческие ценности. Но новорожденный ребенок по–прежнему снабжен лишь самыми элементарными врожденными механизмами для поддержания жизни.
? С чем связаны особенности новорожденного, самого беспомощного среди детенышей животного мира?
Ребенок должен пройти большой путь развития. Чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство (до полной социальной и, следовательно, психической зрелости). Именно детство является периодом становления ребенка полноценным членом человеческого общества.
? Изменяется ли продолжительность периода детства от поколения к поколению?
Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества. Исторически понятие детства связывается не с биологическим состоянием незрелости, а с определенным социальным статусом, с кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с набором доступных для него видов и форм деятельности.
Вопрос 2. Достоинством или недостатком развития ребенка является небольшое число врожденных форм поведения? Проанализируйте свои суждения.
Небольшое число врожденных форм поведения является достоинством новорожденного, так как у него возникают безграничные возможности приобретения новых форм поведения.
Вопрос 3. Что такое первые условные рефлексы? С чем они связаны? Какие действия матери способствуют возникновению вредных привычек у ребенка?
Первые условные рефлексы новорожденного связаны с созданием родителями определенных условий, которые сочетаются с врожденными реакциями ребенка и на основе последних закрепляются. Например, одним из первых условных рефлексов может быть рефлекс на расположение ребенка в пространстве: мама берет малыша
на руки, придавая ему определенную позу для кормления. Затем вырабатывается ориентировочный рефлекс, связанный со зрительным и слуховым сосредоточением, рефлекс на сон и бодрствование, рефлекс на взрослого и др.
Любые действия матери, которые подкрепляются врожденными рефлексами новорожденного (например, сосательным), ведут к появлению и закреплению у него условных рефлексов. Поэтому мать должна думать о том, какие ее действия могут привести к возникновению у ребенка вредных привычек, основанных на врожденных рефлексах (пользование пустышкой, укачивание перед сном и др.).
Ситуация 3. При сосании у малыша развиваются мышцы лица, укрепляются десны, что хорошо влияет на формирование зубов. Сосание для малыша – своеобразный способ утешения, нейтрализации негативных переживаний. Потребность в этом рефлексе появляется при дискомфорте по какому–либо поводу.
Нет, не все равно. Новорожденный ребенок, еще не отделяющий себя от матери, находит у нее под грудью абсолютное убежище, защиту от всех несчастий, что постепенно формирует у малыша уверенность в окружающем мире, в матери и в самом себе.
Появление молочной бутылочки, пустышки полностью меняет процесс формирования сознания ребенка, замещая опыт общения с человеком на опыт общения с предметом. Ребенок постарше, получая в качестве утешения пустышку, а не материнскую грудь, находится на пути разобщения с близкими людьми, на пути усугубления одиночества. Кроме того, соска заставляет ребенка уйти в себя и отвлечься от окружающего мира, что замедляет его психическое развитие.
Ситуация 4. Мама во время кормления поднимает ложечку с едой сначала до уровня глаз ребенка, с тем чтобы он посмотрел на эту ложку, а затем, когда у ребенка рефлекторно открывается рот, спокойно его кормит.
С чем связано такое кормление ребенка?
Мама поступает правильно. Ребенок сначала должен сориентироваться, а только потом действовать. Чтобы этого добиться, мама должна создать условия, при которых ребенок будет активен в собственных действиях.
! Только на основе четких ориентиров ребенок будет полноценно развиваться.
Вопрос 4. Что такое «комплекс оживления»?
«Комплекс оживления» – это особая эмоционально–двигательная реакция ребенка, обращенная к взрослому. Ребенок сосредоточивает взгляд на взрослом, улыбается ему, оживленно двигает ручками и ножками, издает тихие звуки.
Появление «комплекса оживления» свидетельствует о переходе ребенка к новому этапу развития – младенчеству. «Комплекс оживления» важен для развития речи ребенка, его эмоций, движений, а на их основе – для психического развития.
? Какова роль взрослого на этом этапе развития ребенка?
Взрослый является посредником между ребенком и окружающим его миром. Жизнь младенца целиком зависит от взрослого, который удовлетворяет растущую потребность малыша в разнообразных впечатлениях.