Приложение 1.3
План работы по самообразованию
Музыкального руководителя МБДОУ Детский сад «Совёнок» Шелестовой Ю.И.
на 2021-2022 уч. год
«Развитие вокальных способностей детей дошкольного возраста».
Цель:
Развитие музыкальных способностей, овладение вокальными навыками, формирование музыкальной культуры личности как неотъемлемой части духовной культуры. А сказать по-другому моя главная цель, научить детей петь хорошо, чётко, внятно, с любовью и настроением, а самое главное красиво, с большой самоотдачей.
Задачи:
-воспитание у детей любви и интереса к певческой деятельности;
- развитие эмоциональной отзывчивости у детей;
- формирование певческих навыков;
- развитие исполнительского мастерства;
- расширение музыкального кругозора и представления об окружающем мире;
- усвоение навыков ансамблевого пения;
- развитие детского песенного творчества.
Актуальность:
Проблема постановки певческого голоса дошкольника – одна из наиболее сложных и наименее разработанных в музыкальной педагогической теории и практике. В то же время это одна из самых важных проблем практики музыкального воспитания дошкольников.
Музыкальные произведения вызывают у детей определенное отношение к социальным явлениям. Через содержание песен, дети познают жизнь и труд своего народа, знакомятся с персонажами отечественной истории, расширяют детский кругозор, увеличивает объем знаний об окружающей жизни, событиях, явлениях природы. В процессе общения с музыкой от ребенка требуется подчинение интересам коллектива – согласованность действий, воспитываются чувство дружбы и товарищества, такие свойства личности как самообладание, выдержка, дисциплинированность, развиваются отзывчивость и инициатива. Совместное пение охватывает детей переживаниями и требует от них единых усилий. А самое главное пение способствует умственному развитию ребенка в целом.
Форма самообразования:
индивидуальная, групповая.
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
Посещение МО музыкальных руководителей
Повышение квалификации
Знакомство с новыми педагогическими технологиями через печатные издания и интернет
Кружковое занятие с детьми
Совместная работа, проведение индивидуальных встреч с родителями и воспитателями.
План работы по самообразованию.
План работы на 2021-2022 учебный год
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы | Сентябрь- май | Н.А.Ветлугина «Методика музыкального воспитания в детском саду» – М., “Просвещение”, 1989. И. Каплунова Программа «Ладушки» С.И. Мерзлякова «Учим петь детей 6-7 лет.» Песни и упражнения для развития голоса. О.В.Замуруева «Развиваем музыкальный и ритмический слух»2013.-93. Л.В.Гаврючина Т.С.Овчинникова «Здоровье сберегающие технологии в ДОУ» М.Анисемова «Музыка здоровье» О.Н.Арсеневская «Система музыкально-оздоровительной работы в Десткомсаду» О.Н.Арсеневская «Музыкально-творческая деятельностью оздоровительной направленности» (Цикл познавательно-музыкальных занятий с детьми 5-7лет) Н.А.Ветлугина «Музыкальный букварь» – М., 1988. О.П. Радынова, А.И. Катинене, М.А. Палавандишвтли, «Музыкальное воспитание дошкольников» – М., “Просвещение”, 1994. | Использование полученных знаний на музыкальных занятиях в работе с детьми. Работа с родителями и педагогами. |
Работа с детьми | Сентябрь-май | Певческая установка – это правильное положение корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания. При обучении детей пению надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот. | Напоминание правил о певческой установке: (правила пения): -сидеть (стоять) ровно; -не сутулиться; -корпус и шею не напрягать; -голову держать прямо, не запрокидывая её и не опуская, но без напряжения; -дыхание брать свободно (не брать в середине слова); -петь естественным голосом, избегая резкого звучания; -рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание крикливого, звука; -нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги. |
Сентябрь-май | Вокальные навыки: -дыхание -звукообразование -дикция -чистое интонирование -ансамбль | Работа над дыханием сводится к овладению плавным и равномерным вдохом и выдохом, не прерывающим музыкальную фразу. Такой выдох во многом зависит от верно взятого дыхания. Очень важно научить ребенка правильно и в нужном месте брать дыхание, без участия плеч. В этом помогают упражнения из дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой («Ладошки», «Насос», «Кошечка» и другие) и системе Д. Огороднова («Понюхатьцветок»). Задача, учить детей петь без крика и напряжения. Большое значение имеет чёткая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого нёба с маленьким язычком). В этом нам помогают различные распевания. А также пение гласных букв под музыку: « а, я, о, у, э, и, ы». Работа над дикцией начинается с формирования округлых гласных и отчётливое произношение согласных в умеренных по темпу песнях, а затем, и в весёлых, шуточных, которые требуют подвижности артикуляционного аппарата. Улучшаем дикцию с помощью различных упражнений, артикуляционной гимнастики, скороговорок, речевых зарядок и пр. Работу над интонированием (точное воспроизведение мелодии) начинаю с понятия высоты звука. Чистота интонации в пении требует постоянной работы над совершенствованием слуха. Это использование различных упражнений на звукоподражание- «Эхо, отзовись» Повторение выученных песен с сопровождением и acappella, упражнение «Рисуем голосом». А также способствует чистоте интонирования игра на диатонических колокольчиках с пропеванием. В пении ансамблем, я стараюсь приучить детей слушать себя и других, сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся. Этого можно достичь, акцентируя внимание детей на одновременном вступлении, выдерживании общего темпа, одновременном начатии и окончании певческой фразы. Единой динамикой и выразительностью. |
Сентябрь-октябрь | Песня «Мы корзиночки несем» «Осень в золотой косынке» | Работа над песнями. * Исполнение их на досугах и праздниках. (В течении года репертуар песен может меняться по усмотрению музыкального руководителя) |
Ноябрь- | Песня «Мамочка мамуля» |
Декабрь | Песни «Тик-так тикают часы» «Белые снежинки» «Пока часы 12 бьют» |
Январь | Хоровод «Прощай ёлочка» Хоровод « |
Март Апрель- Май | Песня «Поцелую бабушку» Песня «Мамочка родная» Песня «Прадедушка» Песня «В день 9 мая» Песня «До свидания детский сад» Песня «Расставание» Песня «Детства первая ступенька» |
Работа с родителями | Сентябрь-май | -Составление памятки для родителей на тему: «Охрана детского голоса», «Колыбельные песни-лирика материнства», «Правила певческой установки», «Музыкотеропия» , «Как определить артистический талант» | -Оформления информационного стенда. -Индивидуальные беседы с родителями. -Посещение родителями музыкальных праздников и развлечений. -Рекомендованный список песен для слушания дома. |
Работа с воспитателями и специалистами. | Сентябрь-май | -Консультация для воспитателей «Цель занятий» «Рекомендации по по применению музыкотерапии» -Распределение ролей. -Консультация с учителем логопедом: обратить внимание на правильное звукопроизношение у детей при разучивании песен. Правильное формирование звука. -Консультация с педагогом-психологом: «Адаптация вновь пришедших детей.» -Консультация с педагогом дополнительного образования по хореографии: «Танцуем и поём одновременно» -Консультация с инструктором по физической культуре: «Музыка в движении» | -Оформление стенда. -Беседа о проведении праздников и досугов. -Обсуждение сценария. -Посещение музыкальных занятий учителя-логопеда, для выявления детей с нарушением речи. -Посещение музыкальных занятий психолога. -Посещение музыкальных занятий хореографом. -Совместные репетиции и проведение праздников и досугов. Использование музыкального сопровождения при проведении подвижных игр. |
*Работа над песней:
1 этап – ознакомление с новым музыкальным произведением.
Различные методические приёмы, применяемые мною в воспитательно-образовательном процессе, подготавливают детей к целенаправленному прослушиванию песни:
краткое вступительное слово о данном произведении (название песни, авторы музыки и текста);
пояснение непонятных слов;
чтение стихотворений и мини-рассказа, которые настраивают детей на более глубокое восприятие музыкального образа;
разгадывание загадок, ребусов;
вовлечение детей в диалог при обсуждении песенного образа.
Такие приёмы помогают пробудить в детях интерес к песне, желание более внимательно её слушать и приступить к разучиванию.
2 этап – разучивание песни.
Задача этого этапа – создать атмосферу сопереживания данному произведению. Очень важно, при восприятии детьми музыки, развивать их воображение, эмоциональный отклик, мышление, суждение. Необходимо петь так красиво, эмоционально чтобы заинтересовать детей новой песней.
После прослушивания песни проводится беседа с детьми о характере сочинения, его содержании, наиболее ярких средствах, которыми пользовался композитор, намечаются исполнительские приёмы. Такой анализ подготавливает детей к разучиванию песни и, в то же время, показывает, насколько внимательно они прослушали музыку и как глубоко её поняли, и помогает раскрыть художественный образ произведения.
На этом этапе большую роль играют упражнения для развития певческих навыков. Дети учатся по подражанию, поэтому я показываю приемы исполнения, а их закрепление происходит на упражнениях. Упражнение я даю как распевание, перед пением песен. С их помощью дети разучивают трудные мелодические ходы, встречающиеся в песне. Работа над трудными мелодиями на материале самой песни требует многократных повторений, которые снижают интерес детей к песне. Поэтому упражнения, которые помогают преодолевать трудности, приобрести певческие навыки даются в игровой форме.
Для того, чтобы дети быстро запомнили песню, помогаю указаниями («Эта песня легкая, ты её должен быстро запомнить») и вопросами («Как начинается первый куплет?», «О чем поется во втором? «Какой куплет тебе нравится больше всего?», «Или припев?»).
Играем с детьми в «Подсказку»: пою песню с остановками и жду, когда дети подскажут слово, которое «забыла». Или предлагаю отгадать по губам слово, которое забыли дети. На последующих этапах разучивания обращаю внимание на то, чтобы дети без опоздания, вовремя начинали каждый куплет. Качество исполнения песни зависит не только от ее правильного выбора, но и от методики разучивания.
3 этап – исполнение песни.
Дети уже овладели певческими навыками и свободно исполняют выученный материал. Если песня полюбилась, дети поют ее по собственному желанию не только на занятиях. Они надолго запоминают ее, включают в игры, с удовольствием «выступают» перед зрителями.
Каждая песня требует своего сценического воплощения. Этот этап работы с песней детям наиболее любим.
Вывод: Пение принадлежит к тому виду искусства, которое можно назвать самым массовым и доступным. Многие передовые, общественные деятели высоко оценивали роль пения в жизни человека.
Н.Г. Чернышевский относил пение к «высшему, совершеннейшему виду искусства» и подчеркивал, что пение «первоначально и существенно, подобно разговору». По сути, пение – это синтез слова и музыки.
Литература:
1. Каплунова И., Новоскольцева И. «Ладушки». Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста. — издательство «Композитор», СПб., 1999, 2000 (на все возрастные группы).
2. Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день. Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением (2 CD). Издательство «Композитор» - Санкт-Петербург, 2008, 2010, 2011. (все возрастные группы)
3. Железнова Е. «Музыка с мамой»,http://www.m-w-m.ru/
4. Каплунова И., Новоскольцева И., Алексеевой И. «Топ, топ, каблучок». Издательство: "Композитор - Санкт-Петербург" (2005)
5. О.П. Радынова, А.И Катинене, М.Л. Паландишвили «Музыкальное воспитание дошкольников». «Академия», Москва 2000г.
6. М.Б. Зацепина, «Музыкальное воспитание в детском саду». Младшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
7. Н.Е Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образлования». - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018.
8. О.П. Радынова «Музыкальные шедевры: Программа. Настроения, чувства в музыке» – М.: ТЦ Сфера, 2016.
9. О.П. Радынова «Музыкальные шедевры: Природа и музыка» – М.: ТЦ Сфера, 2016.
10. С.И. Мерзлякова «Учим петь детей 5-6 лет. Песни и упражнения для развития голоса» – М.: ТЦ Сфера, 2019.
11. М.Ю. Картушина «Вокально-хоровая работа в детском саду». – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2017.
12. М.Б. Зацепина., Г.Е. Жукова «Музыкальное воспитание в детском саду». Средняя группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018.
13. М.Б. Зацепина., Г.Е. Жукова «Музыкальное воспитание в детском саду». Старшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018.
14. И.П. Мрковская. Сборник сценариев для детского сада: в 4-х ч. – Новосибирск: Издательство НИПКиПРО, 2019