СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста»



РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Актуальность вопросов развития воображения дошкольников состоит в том, что данный психический процесс представляет собой обязательный компонент любой формы творческой деятельности ребенка, а также его поведения в целом. Воображение представляет собой особое свойство психики человека, которое стоит отдельно от других психических процессов, занимает промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Именно воображение позволяет человеку творить, разумно планировать свою деятельность и управлять ею.

Изучением вопросов процесса воображения занимаются в настоящее время многие психологи и педагоги. Большой интерес у исследователей вызывают вопросы индивидуальных особенностей развития воображения, проявлений индивидуальности ребенка в творческой деятельности. В отечественной психологии развитие воображения зачастую связывают с развитием игровой деятельности ребенка (Е. И. Рогов, А. В. Брушлинский, Т. С. Комарова, А. М. Матюшкин, З. Н. Новлянская, Н. Н. Поддьяков, Б. М. Теплов и др.), с овладением дошкольником творческими видами деятельности: конструктивной, музыкальной, изобразительной и художественно-литературной.

Воображение интенсивно развивается в детском возрасте. И если в этот период целенаправленно не заниматься его развитием, то в будущем происходит активное снижение этой функции. В связи с этим возможности воображения оскудевают, а это ведет к обеднению личности и снижению творческих возможностей. Данные особенности обосновывают актуальность проводимого исследования.

Под воображением понимают психический познавательный процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представления, полученных в прошлом опыте. Оно позволяет представить результат труда, рисования, конструирования и любой другой деятельности до ее начала. То есть воображение - это отражение действительности в новых, неожиданных сочетаниях и связях.

В 6-7 лет большинству детей доступно сочинение сказок и историй, которые становятся более последовательными, оригинальными, чем в младшем возрасте, часто имеют законченный сюжет. Выполняя творческие задания, дети могут использовать новый способ – «включение», – который заключается в следующем: заданный элемент действительности является отправной точкой воображения ребенка, некоторой частью созданной им композиции, а не центральным элементом, как при способе «опредмечивание».

Воображение – познавательный процесс, и его основу составляет аналитико-синтезичекая деятельность человеческого мозга. Анализ помогает выделить отдельные части и признаки предметов или явления, синтез – объединить в новые, до сих пор не встречавшиеся комбинации. В результате создается образ или система образов, в которых реальная действительность отражается человеком в новом, преобразованном, измененном виде и содержании. Физиологическая основа воображения – образование новых сочетаний из временных нервных связей, уже сформировавшихся в коре больших полушарий мозга.

В ходе исследования на педагогической практике было разработано перспективное планирование на 3 месяца, которое включало в себя игры, которые направлены на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста.

Для выявления уровня развития воображения детей также использовались ИКТ технологии, которые являются актуальными, т.к. дети сами могут выбирать инструментарий в различных играх, в зависимости от поставленной задачи педагога и темы игры:

- «Помоги художнику»;

- «Несуществующее животное»;

- «Оживление предметов».

Воображение заключается в создании новых образов на основе тех, которые были восприняты ранее, а также вновь полученных знаний. Воображение вплетается во все сложные мыслительные процессы, лежит в основе развития умственных способностей, в основе овладения разными формами решения интеллектуальных задач, является основой творческой деятельности ребенка.

Развивать навыки воображения важно, потому что оно напрямую связано с осмыслением, т.е. с появлением смысла в деятельности. Появление смысла позволяет ребенку глубже осознавать себя в мире и мир вокруг, что позволяет ему расширить картину мира и круг своих занятий, быть более самостоятельным.

Нельзя не отметить влияние воображения на эмоциональную сторону развития ребенка. Оно усиливает эмоциональный тонус личности, повышает настроение, вызывает подъем. Для успешной педагогической деятельности эта функция воображения имеет первостепенное значение.

Воображение дает начало способности к открытиям, помогает находить новые способы решения задач и проблем, возникающих перед ребенком.





Литература

  1. Алябьева Е. А. Как развивать воображение у ребенка 5-6 лет. / Под ред. Сухова Е. А., Швец Ю. А. – М., 2020. – 128 с.;

  2. Безруких М. М., Филиппова Т. А. Развиваем воображение и творческое мышление. Пособие для детей 6-7 лет. / Под ред. Лаврова Т. В. – М., 2023. – 32 с.;

  3. Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М., 159 с.;