Просмотр содержимого документа
««Развитие воспитательного потенциала образовательного процесса»»
«Развитие воспитательного потенциала
образовательного процесса»
Есть дети с острым умом и любознательные, но дикие и упрямые.
Таких обычно ненавидят в школах и почти всегда считают безнадежными;
между тем из них обыкновенно выходят великие люди,
если только воспитать их надлежащим образом.
Каменский Я.
Обучение и воспитание – взаимосвязанные подсистемы образования Обучение имеет дело преимущественно с искусственными - знаковыми, символическими, схематизированными, систематизированными объектами и системами. В акте обучения преобладает логический, когнитивный компонент. В процессе обучения идет усвоение знаний, умений, способов познавательной и предметно-технологической деятельности Обучение как система формирования интеллектуальных и технологических способностей Воспитание опирается на реальные межличностные социальные отношения, процессы, явления как живые, естественные события, способные вызвать эмоциональные переживания В воспитании - ценностно-ориентационный, отношенческий, мотивационный, эмоциональный, поведенческий В воспитании - обретение культурного опыта, способов деятельности, усвоение нравственных норм отношений Воспитание как процесс влияния на становление характера человека.
Полноценное воспитание - это такое обучение всем компонентам социального опыта, при котором их содержание обращено на нормы поведения, отношение к миру и системе ценностей. Полноценное обучение - это воспитание, обращенное на все компоненты социального опыта, обеспечивающее не только знания, умения и готовность к творчеству, но и отношение к учебной деятельности как ценности. Понятия обучения и воспитания отражают разные характеристики одного и того же явления – трансляции социального опыта Обученность и воспитанность являются идентичными понятиями с различным акцентом, объем которых обусловлен объемом и характером усвоения содержания образования.
Система мер, направленных на повышение воспитательного потенциала образовательного процесса разработана на основе представлений о том, что:
современная общеобразовательная школа остается ведущим институтом воспитания подрастающего поколения в российском обществе;
воспитательная функция является одной из основных социальных функций школы наряду с образованием:
воспитание представляет собой двусторонний процесс взаимодействия педагога и воспитанника, направленный на духовно-нравственное становление личности, ее ценностное самоопределение; стимулирование самовоспитания;
воспитательный процесс является одним из важнейших звеньев целостного педагогического процесса в образовательном учреждении наряду с учебным процессом;
содержание современных образовательных программ обладает значительным воспитательным потенциалом, реализация которого зависит от специальной, продуманной организации воспитывающей среды, содержания и форм взаимодействий детей и взрослых, как в рамках учебного процесса, так и во внеурочное время;
определяющее значение в разработке современного содержания, целей, методов воспитания имеет гуманистическая идеология, обуславливающая общую направленность воспитательной деятельности на гармоничное развитие личности достижение ею гармонии, как во внутреннем духовном мире, так и с окружающим социоприродным пространством, развитие способности применить всеобщий принцип творческой деятельности в собственной сфере труда.
В целях повышения воспитательного потенциала образовательного процесса необходимо:
При сохранении и развитии многообразия содержательного и методического аспектов воспитательной деятельности в образовательном учреждении формирование ценностно-идеологической общности участников образовательного процесса, основанной на гармоничном сочетании общечеловеческих ценностей и идей государственности, державности, народности, коллективизма, взаимопомощи, духовности, нравственности, характерных для российской культуры; преодоление декларативности общечеловеческих ценностей и обеспечение поэтапного освоения их детьми - от привития им любви к своей малой Родине - до формирования планетарного сознания, чувства ответственности за будущее страны, человечества, Земли.
Развитие демократических процессов, а системе образования, вариативности содержания воспитательных программ и моделей воспитательных систем, способствующего развитию интеллектуальной, эмоционально-чувственной и деятельностной сфер личности, отказа от жестких авторитарных схем, связанных с манипулированием учащимися и установкой лишь на запоминание готовых знаний. Создание нового образовательно-воспитательного пространства, обеспечивающего реализацию на практике принципа свободы, предоставление детям реальной возможности самостоятельного выбора форм е видов деятельности, сочетающееся с воспитанием у них чувства ответственности за результаты своей деятельности.
Наряду с реализацией личностно-ориентированного подхода к организации образовательного процесса, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания, расширение использования воспитательного потенциала детского коллектива как пространства социализации личности, развития коммуникативных способностей школьников, навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Развитие детской самодеятельности, самоуправления, творчества, как в учебной, так и внеурочной деятельности, возрождение детских общественных организаций гуманистической ориентации, обеспечивающих школьникам возможность самореализации, развитие лидерских качеств, навыков самоорганизации и сотрудничества, формирование нравственной, гражданской позиции личности. Создание новых организационных форм учебной деятельности школьников, новых способов коммуникации участников образовательного процесса в целях расширения предоставляемых учащимся возможностей реализации собственной социально-нравственной позиции, выбора форм и видов учебной, творческой, практической социально и личностно значимой деятельности.
Реализация воспитательного потенциала содержания учебных программ, которая достигается при условии:
решения воспитательных задач в ходе каждого урока в единстве с задачами обучения и развития личности школьника;
целенаправленного отбора содержания учебного материала, предоставляющего ученикам образцы подлинной нравственности, духовности, гражданственности, гуманизма;
использование дидактических технологий, обеспечивающих проявление школьником собственной нравственной, гражданской позиции, расширение его социального опыта в результате проигрывания различных социальных ролей в процессе обучения;
организации самостоятельной творческой исследовательской деятельности учащихся на уроке н соответствующего пространства реализации полученных .знаний, умений и навыков в практической социально и личностно значимой деятельности во внеурочное время.
Совершенствование технологий воспитания в соответствии с возрастными особенностями учащихся, задачами становления культурного человека, преемственности между различными ступенями образования и содержанием учебных программ; развитие игровых методик, технологий, обеспечивающих расширение позитивного социокультурного опыта школьников как основы, формирования у них готовности к жизненному самоопределению.
Подготовка педагогических кадров к организации воспитательного процесса, направленная на формирование у педагогов позиции воспитателя, внутренней психологической установки на решение воспитательных задач:
представлений о педагогическом профессионализме, связанных с воспитывающим влиянием собственной личности на социально-нравственное становление ученика;
знаний о сущности, содержании, критериях эффективности воспитательного процесса, методах воспитания и навыках практической реализации воспитательных технологий;
осуществление мониторинга воспитательного процесса, культурных ценностей разных групп детей и молодежи, влияния воспитательных воздействий на интеллектуальное, эмоционально-чувственное, деятельностное развитие личности, ее духовно-нравственное становление.