"Ребенок – это пергамент, покрытый иероглифами,
лишь часть которых ты сумеешь прочесть,
а некоторые сможешь стереть или
"перечеркнуть" и вложить свое содержание"
(Ян Корчак).
Дошкольный возраст – это важный этап в развитии психики ребенка, который создает фундамент для формирования новых психических образований, что будут развиваться в процессе учебной деятельности.
Восприятие младших дошкольников (3–4 года) носит предметный характер, т.е. все свойства предмета, например, цвет, форма, вкус, величина и другие, не отделяются у ребенка от предмета. Дети видят их слитно с предметом, считают их нераздельно принадлежащими предмету.
В качестве образца предлагаю вам игры ,которые способствуют развитию восприятия :
Игра “Спрятались от дождика” (форма).
Предварительно изготавливаются геометрические фигуры и три рисунка зонтиков. Взрослый выкладывает под каждый зонтик по одной геометрической фигуре, это образец для детей.
Игровая ситуация: “В теплый солнечный денек вышли геометрические фигурки погулять. Как вдруг на небе появилась огромная серая туча, закрыла солнышко и пошел дождик. Квадратикам, кружочкам и треугольникам надо спрятаться от дождя, чтобы не промокнуть. А куда же спрятаться?”
Дети : “Под зонтики”.
Взрослый: “Верно, но посмотрите, под красным зонтиком спрячем только круги, под зеленым – квадраты, под синим – треугольники.
Дети по одному выполняют действия.
Игра “Собери капельки в стакан” (цвет)
Перед детьми на столе раскладываются вырезанные цветные кружочки разного цвета. Попросить детей собрать капельки в стакан, но перед этим взрослый положил в каждый стакан по одной капельке разного цвета, проговаривая свои действия: “В этот стаканчик положу капельку синего цвета, наберем полный стакан одинаковых капелек”. На этом занятии используются цвета: красный, синий, желтый.
Игра “Грибочки и ежик” (величина).
На фланелеграфе – лес, три грибочка разного размера. Появился ёж. Он просит детей помочь ему разобраться где самый большой, где большой, а где маленький грибок. Детям необходимо назвать, показать и поставить по порядку.
Итог занятия: Ёжик благодарит детей за помощь, называя их по именам.
Игра “На что похожа эта фигура”
Цель: учить детей группировать предметы по форме.
Детям предлагаются геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат. Взрослый называет их. Просит детей найти предметы в комнате или на улице, похожие на эти фигуры. По возможности дает детям обвести руками по контуру эти предметы (мяч, обруч, кубик, тарелку, аквариум и т.д.).
Игра “Большой и маленький предмет”
Цель: развивать восприятие величины, учить сравнивать.
Детям показывают парные предметы, которые отличаются по величине, называя её: “Это большой мячик, это маленький мячик (стол, грибок, кубик, кукла, ведерко, лопатка и т.д.)
Взрослый:
Где большой грибок? Где маленький грибок?
Принеси маленький мячик, принеси большой.
Затем взрослый показывает на предмет, дети называют величину.
Пальчиковая гимнастика
Цель: развитие мелкой моторики рук.
Упражнения:
собираем ягоды;
пальчики здороваются;
пальчики купаются;
замок;
пальчики ходят в гости, шагают;
бинокль;
зайчики в лесу.
Игра “Подбери шарик” (цвет)
Педагог: “Ребята у нас сегодня праздник, прекрасное настроение, давайте украсим нашу группу. Возьмите каждый по флажку (вырезанные из цветного картона).А теперь подберите воздушный шарик по цвету схожий с вашим флажком. Назовите какого цвета у вас шарик и флажок. Давайте украсим группу”.
Игра “Посади на свою скамеечку” (форма).
Заранее приготовленные геометрические фигуры и скамеечки из картона (на столе).
Педагог: “Дети, пока мы вами украшали группу, кто-то тут у нас расшумелся. Давайте подойдем поближе и посмотрим, что здесь происходит. А-а, мне все стало понятно. Это геометрические фигурки вышли на прогулку, бегают, прыгают, резвятся. Кажется они уже устали, давайте мы им предложим отдохнуть на скамеечках. Треугольники посадим на эту скамеечку, кружочки – на другую скамеечку, квадраты – на третью. А теперь каждый возьмет по фигурке и “посадит” на ту, на которой сидят точно такие же геометрические фигуры”.
Игра “Выбери пуговки” (величина).
Педагог вместе с детьми раскладывает пуговицы на группы: самые большие, большие, маленькие и т.д. Рассматривая размеры пуговиц, сравнивает, прикладывает пуговку к пуговке. Взрослый активизирует речь детей.
Рассказываем стихи руками.
Цель: снятие напряжения, монотонности речи, соблюдение речевых пауз; формирование правильного произношения; развивать воображение; активизировать мыслительную деятельность детей.
Веточки на яблоньке повисли от печали
Яблоки на веточках висели и скучали
Девочки и мальчики ветки раскачали
Яблочки о землю громко застучали.
Веточки на яблоньке повисли от печали | Руки вверху, “дерево”, наклоны туловища и рук в стороны на каждое слово |
Яблоки на веточках висели и скучали | Руки вверху, кисти рук свободно опущены вниз, взмахи кистями рук на каждое слово |
Девочки и мальчики ветки раскачали | Наклон туловища вперед, руки делают размашистые движения в стороны (как маятник) на каждое слово |
Яблочки о землю громко застучали | Полу приседая хлопаем ладонями по коленям |
"Сначала мы "открываем" то, что знаем сами, затем мы "открываем" то, что знают все, и только потом мы "открываем" то, чего никто не знает".
Циалковский К.Э.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №12»
Памятки для родителей
Тема «Развитие восприятия цвета и формы у младших дошкольников»
Подготовила
Педагог-психолог
Минчева О.С.
г. Алексин,2016