«Развитие выразительности речи и чтения при работе над сказкой»
Принято считать, что сказка приходит к ребенку сама, кажется, что это такой немудреный жанр, что ничего в нем сложного нет ничего.
В действительности же с этим утверждением нельзя согласиться. Сказочный жанр очень неоднороден, многолик, мудр. Почувствовать красоту сказки, глубокий мир и нравственную силу ребенку бывает нелегко. Поэтому, без дружеской поддержки взрослого проникнуть в многомерную насыщенность сказки, его сказочный мир он не способен. При этом взрослый сам должен любить и знать сказку.
Любить сказку - это чувствовать ее мелодию, особую интонацию, сопереживать героям сказки, представлять временную и пространственную организацию сказочных событий.
Знать сказку - уметь воспроизводить сказки в особенных жизненных ситуациях, ориентироваться в сложном, качественно неоднородном сказочном мире, который составляет основу разных типов сказок, и выбирать адекватные формы работы с ними.
Итак, все сказки, входящие в круг чтения младших школьников, с точки зрения качественной неоднородности жанра и для методических целей можно дифференцировать по характеру специфики сказочного мира на три основных типа: сказки с чудесным, условным и смешанным миром.
Сказки чудесного типа, включают в себя волшебные, приключенческие. В основе этих сказок лежит чудесный мир. Это мир предметный, фантастически неограниченный. В этих сказках возможны превращения, поражающие ирреальной скоростью процесса. Например, в сказке «Снегурочка» или А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…», встречаются строки «И росла не по дням, а по часам».«Обращения» в сказках чудесного типа происходят с помощью волшебных существ или по их воле. Так по воле царевны - Лебедь князь Гвидон превращается то в муху, то в комара, то в шмеля.
Чудесные предметы и волшебные помощники - активная сила в чудесном мире. Их поступки, действия скрепляют весь сюжет. Именно они испытывают своих героев на доброту, стойкость, трудолюбие, терпение, мужество. Своим персонажам они помогают в трудную минуту, а затем щедро награждают их за испытания. Без них не может быть сказок чудесного типа. Это сказки «Морозко», «Гуси - лебеди», «Летучий корабль» и другие.
При работе с чудесными сказками нужно формировать у школьников умение находить в тексте сказки волшебные существа и предметы и определять при анализе эпизодов текста смысл чудес, совершаемый ими, этические категории добра и зла по отношению к персонажам. Так, в сказке «Морозко» дети проводят сравнительный и содержательный анализ героев, параллельных ситуаций (Морозко, падчерицы и старухиной дочери) через выразительное чтение эпизодов по ролям, рассматривают иллюстрации к тексту, используют словесное рисование.
Для чудесной сказки характерно ускоренное время, которое помогает читателю представить необычность сказочных превращений и «обращений», видеть изменения в жизни героев. Чудесный мир – это волшебный мир по своей сути, во всех его проявлениях.
Сказки условного типа включают так называемый условный мир, который несет на себе печать эмоциональной оценки изображаемых событий. Например, в сказке «У страха глаза велики» содержится «фантастический» эпизод, где рассказывается о преувеличенных страхах водоносов и зайца. Для того, чтобы ребята глубже прочувствовали комический эпизод нелепости этих страхов, можно использовать прием выразительного чтения по ролям или театральной постановки таких эпизодов с предварительной мотивировкой выбора соответствующей интонации.
Эти сказки включают в себя сказки о животных : Б. Житков «Сказки о животных», «Лиса и волк», Д.Мамин- Сибиряк «Серая Шейка», бытовые сказки «Каша из топора», «Лиса и Журавль», научно – познавательные сказки Э. Шима, В. Бианки и другие.
В этих сказках условного типа нет волшебства, действия происходят в реальном селе, лесу, деревенской избе. Большую роль играют бытовые, звуковые, цветовые детали, которые создают обстановку естественности, ограниченности, которые вызывают у читателя неподдельный интерес к действиям, образу жизни, понять смысл поступков героев, их мотивацию. При работе с такими сказками учитель должен целенаправленно и систематически формировать у детей умение вычленять при чтении и пересказе эмоциональные, звуковые, бытовые детали для характеристики персонажей и сказочных событий. Для этого учитель создает вопросы и задания, которые отличают внимательное отношение к деталям сказки, к эмоциональному и нравственному подтексту сказок.
Во время работы над сказками условного типа можно предложить ряд заданий творческого характера.
1. Предложить свое окончание сказки, отличное от авторской вариации.
2. Предложить изменить частично сюжет данной сказки.
3. Придумать свою сказку, используя сюжет прочитанной сказки.
4. Придумать сказку на основе имеющейся скороговорки, поговорки.
Вариантов можно назвать множество, но смысл данных творческих заданий в том, чтобы вызвать интерес у школьников к чтению, формировать у них различные читательские навыки (наблюдательности, поэтического слова, способность к сопереживанию, развитию творческого мышления).
Сказки смешанного типа интересуют нас потому, что они совмещают признаки, присущие чудесным и условным сказкам.
Место действия у них – обычное, однако при этом в таких сказках есть элемент чудесного.
Например, это сказки А.Гайдара «Горячий снег», «Айога» и другие. В сказках смешанного типа важно проанализировать в деталях эпизоды, характеризующие момент и причины появления чудес. Важно поставить ребят в ситуации поиска, погрузив их в сказочный мир и в то же время выделив в нем жизненные ориентиры. На примере произведения А.Гайдара мы видим, что горячий камень – с одной стороны, счастливая находка, с другой - серьезное испытание на способность к благородному поступку.
Работая над выразительностью сказки, необходимо помнить о нескольких этапах.
Этапы работы над выразительным чтением.
Для выразительного прочтения литературного текста необходимо, чтобы читающий сам увлекся произведением, полюбил и глубоко понял его. Работа над выразительным чтением произведения проходит несколько этапов:
1 этап - подготовка учащихся к восприятию произведения.
Объем и содержание этого занятия зависит от характера произведения. Учитель должен стремится глубоко и ясно представить изображаемую жизнь. На этом этапе происходит заинтересованность читателя в тексте.
2 этап - первичное знакомство с произведением.
В классе учитель предлагает ученикам закрыть книги и внимательно слушать. Слушают с закрытыми книгами, чтобы не рассеивать внимание. Учеников следует приучать уважать творчество, которым является чтение, как учителем, так и товарищей. На этом этапе важно преподнести текст так, чтобы младшие школьники проникли в суть произведения и прочувствовали его.
3 этап - разбор, анализ произведения. Ход творческого анализа должен быть естественным, как ряд ответов на вопросы, которые у нас возникают по мере того, как мы вдумываемся в произведение.
В данной статье хотелось раскрыть содержательные признаки сказок трех типов, показать приемы, способы, формы, разнообразные задания, которые помогают проводить анализ разных по типу сказок. Значительное место в системе заданий отводится работе над выразительностью, над языком сказочного мира, поэтическим словом.
« Чем точнее понято поэтическое слово, тем больше ассоциаций оно вызывает в сознании читателя, чем шире и глубже протекает само художественное восприятие, тем сильнее идейное и эстетическое воздействие читаемого произведения на юного читателя.»
Н.Д.Молдавская