СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие жизни в архейскую. протерозойскую и палеозойскую эры

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "Развитие жизни в архейскую. протерозойскую и палеозойчкую эры" разработан в рамках модульного образования. Можно использовать как в 11 классе так и в 9-м, но материал можно отредактировать для девятых классов. В разработке можно найти и проверочные материалы и виды рефлексии.

Просмотр содержимого документа
«Развитие жизни в архейскую. протерозойскую и палеозойскую эры»

Тема урока: Развитие жизни в архейскую, протерозойскую

и палеозойскую эру.


учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий.

Управление обучением.

УЭ – 0.

Интегрирующая цель: в результате работы вы должны запомнить последовательность периодов развития органического мира; усвоить основные ароморфозы растений и животных в архее, протерозое и палеозое; изучить глобальные климатические изменения происходившие в эти эры, сформулировать вывод о влиянии организмов на развитие биосферы.

Тема и цель урока записаны на доске.

УЭ – 1.

Выполнение тестового задания.

Цель: определить исходный уровень знаний об основных этапах эволюции растений и животных.

I. Запишите в тетради дату и название темы урока.

II. Выполните тестовую работу по теме «Эволюция органического мира». Ответы запишите в тетрадь.

  1. Первые организмы возникли в:

а) почве; б) воздухе; в) воде.

2. Самый древний отдел растений?

а) папоротники; б) голосеменные;

в) водоросли.

3. Растения и животные перешли к наземному образу жизни под влиянием:

а) изменения освещенности;

б) периодического затопления водой участков суши и их последующего освобождения от воды;

в) изменения температуры окружающей среды.

4. Первыми наземными растениями были:

а) водоросли; б) псилофиты; в) мхи.

5. Почему мхи не заняли господствующего положения на Земле?

а) они медленно растут;

б) они живут в основном на болоте;

в) были вытеснены наиболее высокоорганизованными растениями – папоротниками.

6. Первые земноводные появились на Земле после:

а) птиц; б) рыб; в) пресмыкающихся.

7. Возможными предками земноводных могли быть:

а) ихтиозавры; б) кистеперые рыбы;

в) динозавры.

8. Переходной формой между пресмыкающимися и птицами является:

а) археоптерикс;

б) хвостатый летающий ящер;

в) динозавр.

9. Птицы и млекопитающие произошли от: а) рыб; б) земноводных;

в) пресмыкающихся.

10. Ископаемыми предками млекопитающих считают:

а) латимерию; б) зверозубого ящера;

в) стегоцефала.

III. Проверь правильность выполнения тестовой работы.

IV. Определи уровень своих знаний по схеме: 10 правильных ответов – высокий уровень, 8 – 9 правильных ответов – средний, менее 8 правильных ответов – низкий.

V. Проанализируй ошибки.








Работайте самостоятельно

в тетради.

































Ответы возьмите у учителя.

Свои баллы занесите в лист контроля.

УЭ – 2.

Повторение изученного.

Цель: проверить знания учащихся о развитии жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры.

  1. Подготовь ответы на вопросы домашнего задания (устно).

  1. По какому принципу историю Земли делят на эры и периоды?

  2. Расскажите когда и как возникли первые организмы?

  3. какими организмами был представлен живой мир архейской эры?

  1. Выполните задания (письменно).

Задание 1: (первый уровень сложности).

  1. В какую эру возникли на Земле живые организмы?

а) архей; б) протерозой; в) палеозой.

2. Какие организмы господствовали в протерозойскую эру?

а) прокариоты (бактерии и сине-зеленые водоросли);

б) эукариоты (водоросли, основные типы беспозвоночных);

в) псилофиты, все типы животных, кроме хордовых.

Задание 2: (второй уровень сложности).

  1. Каким типом питания могли обладать самые первые организмы в архейской эре и почему?

  2. какие организмы в это время могли быть производителями органических веществ?

  3. Какие организмы могли быть потребителями органических веществ?


III. Проверьте правильность выполнения заданий. Оцените работу. Проанализируйте свои ошибки.



Работайте самостоятельно.








Работу выполняй письменно,в тетради.




Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.



Каждый правильный ответ – 2 балла.

Ответы возьмите у учителя.

УЭ – 3.

Изучение нового материала.

Цель: самостоятельно изучите основные ароморфозы у растений и животных в палеозойскую эру; раскройте их значение для дальнейшей эволюции органического мира.

  1. Прочитайте внимательно § 14.2. в учебнике Захарова В.Б «Биология. Общие закономерности».

II. Рассмотрите рисунки 14.1, 14.2, 14.3 и обсудите в парах вопросы к § 14.2.

III. Заполните таблицу:

Развитие жизни в палеозойскую эру.

Период.

Природные условия на Земле.

Основные ароморфозы.

Кембрий



Ордовик



Силур



Девон



Карбон



Пермь



IV. Подготовьте (в парах) два сообщения о развитии жизни в раннем и позднем палеозое. Коротко представьте свои сообщения. Оцените работу друг друга.




Работайте самостоятельно.






Работайте в тетради.






Работайте в парах (устно).

Сообщения оцените по пятибалльной системе, баллы занесите в лист контроля


УЭ – 4. Закрепление изученного материала.

Цель: проверить усвоение знаний о развитии жизни в палеозойскую эру.

I. Выполните задания:

Задание 3: (первый уровень сложности).

1. В каком периоде палеозойской эры растения вышли на сушу?

а) кембрий, б) ордовик, в) силур.

2. На какой период палеозойской эры приходиться расцвет земноводных?

а) силур, б) карбон, в) девон.

3. Какие растения господствовали в середине палеозоя?

а) семенные папоротники,

б) папоротникообразные,

в) водоросли и псилофиты.

Задание 4: (второй уровень сложности).

Рассмотрите рисунок. Как называются организмы, изображенные на нем? К каким систематическим группам они могут относиться?



Задание 5: (третий уровень сложности).

Прочитайте цитату: « В недрах теплого океана, под непригодной еще для дыхания атмосферой, миллиарды лет тому назад возникла жизнь – и, стремительно развиваясь, двинулась в свое будущее. Вот уже распространились в океане, а затем и в других условиях самые разнообразные живые существа. Появились зеленые растения – живые лаборатории по производству кислорода, питательных веществ и энергии для других организмов…»

Ответьте на вопросы:

а) Почему в вышеприведенных строчках возникновение жизни связывают с водной средой?

б) Какими особенностями строения должны были обладать первые организмы?

в) В чем проявилось ароморфозное развитие органического мира в ранних эрах?

II. Проверьте правильность ответов. Оцени свою работу.

Работай самостоятельно в тетради.




Каждый правильный ответ – 1 балл.









Каждый правильный ответ – 1 балл.
















Правильный ответ на каждый вопрос – 2 балла, если ответ неточен – 1 балл, если есть ошибки – 0 баллов.






Ответы возьмите у учителя.


Баллы занесите в лист контроля.

УЭ – 5 Подведение итогов.

I. Прочитайте интегрирующую цель урока. Достигли ли вы этой цели?

II. Сосчитайте баллы, полученные вами за урок. Поставьте оценку, которую вы получили.

Критерии оценок: Если вы набрали за урок 36 – 33 балла, то ваша оценка – «5», молодец! Если вы набрали – 32 – 26 баллов, то вы получаете – «4», тоже хорошо. Если - 25 – 18 баллов, то «3», необходимо повторить материал прошедших § -ов. Если вы набрали менее 18 баллов, то, к сожалению, ваша оценка «2». Срочно восполните пробел в знаниях!



Дифференцированное домашнее задание: если вы получили за урок «5», то вам задания нет; если «4» - повторите таблицу «Развитие органического мира», если «3» и менее, то вы плохо знаете тему, повторите материал § 14.1 – 14.3 и записи в тетради.

Творческое задание: составьте кроссворд на тему «Развитие органического мира».