СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения по средствам игровых упражнений

Нажмите, чтобы узнать подробности

 интересные упражнения для развития зрительного восприятия

Просмотр содержимого документа
«Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения по средствам игровых упражнений»

Консультация для родителей

«Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения  по средствам игровых упражнений»

 

        Восприятие – это психический процесс отражения в сознании человека совокупности свойств предмета или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств (анализаторы)

          Восприятие – это отражение предметов и явлений, целостных ситуаций объективного мира в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. В зависимости от того, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительные, осязательные, кинестетические, объяснительные и вкусовые восприятия. Зрительное восприятие - сложная системная деятельность, включающая сенсорную обработку визуальной информации, ее оценку, интерпретацию и категоризацию. Основой этой системной деятельности являются первичные сенсорные процессы, происходящие в зрительном анализаторе. Зрительное восприятие – важнейший вид перцепции, обеспечивающий наиболее продуктивное обучение. У детей с нарушением зрения из-за снижения остроты зрения и недостаточности состояния здоровья возникают трудности накопления чувственно-практического опыта. Родители в домашних условиях с помощью дидактических игр и упражнений могут закрепить результаты работы учителя-дефектолога.

Игровые упражнения на развитие зрительного восприятия:

1.     Наложенные изображения: предъявляются   3-5 и более контурных изображения, наложенные друг на друга.

Сколько предметов на картинке? Какие предметы одинакового цвета? Какие цвета не повторяются?

 

 

 

 

 

2.     Зашумленные изображения: предъявляются контурные изображения предметов, букв, цифр, геометрических фигур, которые зашумлены, т. е. перечеркнуты линиями различной конфигурации. Необходимо назвать все изображения.

3.     Незаконченные изображения: предъявляются изображения с недорисованными элементами (птица без клюва, буква или цифра, геометрическая фигура без деталей). Нужно либо назвать, либо дорисовать недостающие детали.

4.     Точечное изображение: предлагаются изображения предметов, геометрических фигур, букв, цифр, выполненных в виде точек. Необходимо назвать данные изображения.

5.     Перевернутые изображения: предлагаются схематические изображения предметов, букв, цифр, геометрических фигур, повернутые на 180°. Требуется их назвать.

6.     Разрезанные изображения: предлагаются части 2-3-х изображений (овощи, геометрические фигуры и др. разного цвета). Собрать целые изображения.

7.     Перекрытые изображения: карточки со словами, цифрами, схематичными изображениями предметов, где верхняя, нижняя или средняя часть карточки скрыта за полоской бумаги. Надо угадать, что спрятано.

8.     Обобщенные схематические изображения: предлагаются фигуры, представляющие собой схематические изображения предметов. Отгадать, что это может быть.

По развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в семье можно дать следующие рекомендации:

 Обращайте внимание ребенка на разные признаки и качества игрушек, предметов, их цвет, форму и величину (например, обследование кубика: «Это кубик, посмотри глазками внимательно – он красного цвета, потрогай, какой он гладкий, подержи его на ладошке, он легкий, потому что пластмассовый; у кубика есть углы – вот они; есть и стороны – вот они».

 Упражняйте ребенка в различении предметов по величине. Для этого подберите игрушки и предметы разные по величине (мячи, пирамидки, ленточки и т. д.) Объясните ребенку, какой мяч большой, какой маленький.

 Учите ребенка ориентироваться в микропространстве (например, на столе). Предложите ему положить руки ладошками вниз, объясните: «То, что расположено около левой руки – слева от тебя, а то, что расположено около правой руки – справа от тебя». Дотрагивайтесь поочередно до правой и левой рук ребенка, делая указательные жесты направо и налево от него.

 Обязательно поддерживайте действия ребенка поощрительными, ласковыми словами, положительно оценивайте то, что он делает: «Ты очень старался, молодец! «Как красиво ты поставил игрушки!» и т. д. Это поможет нерешительному ребенку успешно выполнить то, что вы от него требуете.

 Стимулируйте двигательную активность ребенка, приучайте его к обязательному выполнению утренней гимнастики, физических упражнений.

 Развивайте мелкую моторику ребенка, т. к. доказана зависимость уровня развития мышления и речи от развития мелкой моторики рук, поэтому пусть ваш ребенок чаще лепит из глины и пластилина, вырезает из бумаги, закрашивает фигуры, делает поделки и т. д.

 Ну и, конечно же, обязательно играйте с ребенком в игры, развивающие его интеллект. Интеллектуальное развитие подразумевает наличие у ребенка с нарушением зрения определенных знаний об окружающем мире, предметах и явлениях.

Игры и игровые  упражнения, направленные на развитие зрительного восприятия играют большую роль позитивной адаптации в окружающем мире и успешной интеграции в школьном обучении.