СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие читательского интереса у школьников. Формирование читательских умений школьников: сотрудничество педагогов, родителей и детей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время остро стоит проблема массового детского чтения. Вдумчивое чтение книг, размышление над книгами - несомненное, общепризнанное средство развития и совершенствования чувств и качеств личности. 

Просмотр содержимого документа
«Развитие читательского интереса у школьников. Формирование читательских умений школьников: сотрудничество педагогов, родителей и детей.»

Дульбаева Маира Тулеповна

Жарова Гульнара Галимовна

КГУ «Специальная (коррекционная) школа интернат №1 с ограниченными возможностями в развитии.

Учителя – дефектологи

Развитие читательского интереса у школьников. Формирование читательских умений школьников: сотрудничество педагогов, родителей и детей.

В современном образовательном пространстве важной научно - педагогической проблемой является формирование читательских интересов у учащихся. Ее актуальность обусловлена исключительной, неуклонно возрастающей ролью начитанности, приемами овладения информацией и способами ее переработки, которые служат универсальным средством общения, мощным каналом интеллектуального, духовного становления личности, важным условием социальной активности каждого человека. В настоящее время остро стоит проблема массового детского чтения. Вдумчивое чтение книг, размышление над книгами - несомненное, общепризнанное средство развития и совершенствования чувств и качеств личности. Поэтому целенаправленная организация детского чтения выдвигается в ряд первоочередных задач. Чтение – своеобразный диалог между человеком и книгой, требующий усердия, работы ума и сердца. Чтение побуждает к нравственным поступкам. Книга будит эмоции. Ещё И.П. Павлов утверждал, что эмоции являются для человека своеобразным и весьма сильным энергетическим источником. Трудно поспорить с тем, что чтение повышает интеллект, помогает в учёбе. Книги формируют самообразовательные навыки. Книги делают человека лучше, а это одна из основных целей литературы. Поэтому задача уроков чтения – вырастить из маленького школьника «талантливого читателя» (С.Маршак). Положительное отношение к чтению начинается с той минуты, когда ребенок почувствует себя участником событий, которые изображены писателем, когда откроет личный смысл в читаемом, когда книга предстанет перед ним в роли пространства для реализации его собственного творческого потенциала. Сейчас, когда детское чтение кричит SOS (его кризис приравнивают к национальному бедствию), перед учителем начальной школы, как никогда раньше, остро встает задача защищать ценность чтения, поднять его статус в сознании ребенка, привить к нему вкус и сформировать стойкий интерес у школьников к этому виду деятельности. Над этой проблемой работали и работают многие ученые, психологи, методисты. Среди них следует отметить Н.Н.Светловскую, Г.Н.Кудину, З.Н.Новлянскую, Т.Г.Рамзаеву, М.Р.Львова, О.В.Сосновскую, О.В.Джежелей и других. Исследования констатируют, что природный познавательный интерес ребёнка, впервые пришедшего в школу, в большинстве случаев постепенно угасает, и у ряда школьников появляется стойкое нежелание учиться. В своей педагогической деятельности, мы опираемся на советы известных психологов и методистов, пытаясь найти наиболее эффективные формы работы, положительно влияющие на становление и дальнейшее развитие читательского интереса у школьников. Разнообразие современных педагогических технологий предоставляет учителю возможность формировать читательские интересы детей в увлекательной форме. На познавательный интерес к чтению влияет отбор материала, организация учебного процесса, эмоциональная атмосфера общения, оптимальное сочетание различных методов и приёмов. Учитывая важное значение содержания книг, необходимо чтобы дети увидели в них собеседников, нужных и мудрых друзей, научились различать их, «разговаривать» с ними, овладевая всеми читательскими премудростями, чтобы с помощью книг- собеседников лучше осознать себя и понимать окружающий мир. Формирование познавательного интереса во многом зависит от выбора средств, с помощью которых учитель вводит ученика в мир книг. Работу по развитию интереса к чтению школьников можно представить в виде схемы: 1. урок литературного чтения; 2. внеклассные занятия; 3. совместная работа с библиотекой; 4. работу с родителями. ФГОС второго поколения нацеливает учителя на личностное развитие школьника, поэтому разнообразие форм, методов, которые мы используем на уроках литературного чтения позволяет мне, как учителю, создать базу для формирования литературного вкуса детей, воспитания нравственных качеств личности, увлечённого читателя. Используя дифференцированный подход, учитывая индивидуальные способности каждого ребёнка, мы даем такие задания: составь по произведению вопросы для викторины, подготовь кроссворд, нарисуй иллюстрации, много заданий даем на фантазирование: расскажи, каким ты представляешь героя, представь, каким был дом, в котором жил герой. Хорошее воображение – необходимое условие успешного и заинтересованного чтения. Причем чтение и фантазирование – вещи, не просто связанные друг с другом, а взаимовлияющие. Особенно тщательно готовлим задания для летнего чтения. Они чаще всего носят творческий характер. На первом уроке по внеклассному летнему чтению дети , перебивая друг друга, рассказывают о том, что у них получилось. Они отгадывают загадки, отвечают на вопросы викторины, рассматривают поделки своих одноклассников… Иногда летние задания ребята готовят вместе с родителями, которые с удовольствием присутствуют на таких занятиях. Повышается на глазах самооценка учащегося, растёт авторитет у ровесников. Книга становится центром занимательных и интересных действий. Работая с ребятами, стремимся к тому, чтобы присутствовала новизна, ситуация успеха, связь с жизненными ситуациями. Уроки чтения часто проводили в нетрадиционной форме: урок-концерт, урок – путешествие, урок - сказка, урок-игра. Знакомясь с содержанием произведения, мы ведём диалог с книгой, текстом . Даётся задание: прочитай текст. Какие вопросы возникают при чтении текста? На какие вопросы можно найти ответы в тексте, а на какие нет? В этом тексте спрятался один, но очень важный вопрос. Важный потому, что весь текст отвечает на этот вопрос. Прочитай и найди самый главный вопрос. Такой вид работы позволяет детям почувствовать себя открывателями, понять, что книга может ответить на самые разные вопросы. Много читаем вслух. На уроках занимаемся инсценированием сказок, басен. Дети с большим желанием занимаются этим видом деятельности, отрабатываются навыки выразительного чтения. Книга интересна тем, что и как в ней написано. Ребёнку должен быть понятен текст. А для этого организуем разъяснительную словарную работу, показываем интонацию ,с которой читаются слова, прослушивается исполнение произведений артистами – мастерами художественного слова. Отработка выразительного чтения - важная работа в формировании читательского интереса. Дети чаще обращаются к литературному произведению, внимательнее его читают. Современный урок нельзя представить без использования ИКТ. К урокам готовлим презентации, использование которых позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся; проводить уроки на высоком эстетическом уровне; индивидуально подойти к ученику, применяя разно уровневые задания в работе с текстом, развивает воображение и фантазию, привлекает внимание к изучаемому произведению.

Цель нашего исследования заключается в создании условий для развития читательского интереса у школьников.

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

  • развитие потребности в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных форм внеклассной деятельности;

  • развитие читательской компетентности учащихся через организацию литературных игр, творческих конкурсов, занятий с элементами театрализации;

  • стимулирование творчества детей.

Под читательской компетентностью мы понимаем необходимые знания, умения и навыки, позволяющие ребенку свободно ориентироваться в разнообразии книг, библиографическую грамотность, позитивное отношение к чтению.

В качестве критериев интереса мы рассматриваем:

  • активную познавательную направленность ребенка на тот или иной предмет или явление действительности (в частности, чтение детской литературы);

  • положительное эмоционально-окрашенное отношение к чтению;

  • творческие проявления в привлекательной для ребенка деятельности.

Педагог для ребенка — прежде всего квалифицированный читатель, который постоянно демонстрирует образец отношения к книге и чтению, доброжелательно и уверенно передает детям свои читательские привычки.

Организация разнообразных форм внеклассных занятий

Мы практикуем следующие формы внеклассных занятий:

  • дискуссия;

  • коллективное чтение;

  • беседа;

  • беседа-"приманка";

  • состязание чтецов;

  • реклама книги;

  • литературный праздник;

  • литературная игра;

  • литературная гостиная;

  • театральный фестиваль;

  • библиотечный час;

  • час "тихого чтения".

Организация разнообразных форм работы с учреждениями культуры

В своей практике мы используем следующие формы работы с учреждениями культуры:

  • библиотечные часы, проводимые на базе ЦГБ им. С. Муканова

  • экскурсии в музеи, посещение выставок;

  • литературная гостиная, проводимая на базе ГБ им. М. Жумабаева;

  • городские конкурсы: театральный, чтецов;

  • посещение театра, киноцентра.

Повышению читательского интереса способствуют регулярные посещения библиотек, беседы, знакомство с новинками детской литературы, практические занятия по выбору книг, периодических изданий, внедрению информационных технологий воспитывают настоящего читателя. Совместными усилиями мы показываем детям, насколько интереснее и богаче станет жизнь, если подружиться с книгой.

Организация разнообразных форм работы с родителями

Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет нам обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей интерес к чтению.

Мы используем следующие формы работы с родителями:

  • коллективная (родительское собрание, беседа, дискуссия, лекция, конференция, круглый стол, литературный праздник, поэтический вечер);

  • групповая (тематическая консультация);

  • индивидуальная (консультация).

Нами подобран материал для бесед со школьниками и их родителями, разработаны конспекты литературных игр и праздников.

Данные формы оказались весьма эффективными, что подтверждается результатами диагностики.

Проведя диагностические исследования, мы заметили, что читательский интерес у наших учеников возрос, помимо этого улучшились навык и техника чтения. Дети стали более внимательно и вдумчиво читать литературные произведения. Все ученики посещают библиотеки.

Используя накопленный собственный опыт, прибегая к помощи старших (учителей, библиотекарей, родителей), ребята проявляют свои творческие способности (создают собственные иллюстрации к литературным произведениям, сочиняют стихи, пишут сказки, рассказы). Наши воспитанники являются участниками и призерами творческих городских и областных конкурсов.

Помочь ребенку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо их прочесть — задача взрослых (будь то родитель, писатель, издатель, учитель, библиотекарь, воспитатель), задача всех, кто верит в силу чтения и болеет душой за возрождение культуры и интеллектуальной мощи страны.

5