Развитие диалогической речи у дошкольников – актуальная проблема для педагогики.
У детей речь появляется и развивается только в общении. средством общения, но и . Развитие диалогической речи у дошкольников – актуальная проблема для педагогики.
Диалог у детей чаще всего возникает не ради самого разговора, а ради потребности коллективной предметной, игровой и продуктивной деятельности.
Наблюдения за дошкольниками показали, что у детей можно выделить особенности диалогической речи и игровой деятельности.
- Нет навык слушать и отвечать на вопросы в процессе диалога;
- Эгоистичные отношений партнеров по игре;
- Неумение выражать свои эмоции в интонации и жестах.
- Отсутствие навыка планирования игры;
- Неинтересное содержание игры (по количеству участников и действий);
Для развития диалогической речи старших дошкольников широко используются игры-драматизации. Разновидность игр-драматизаций зависит от возраста детей.
Развитие диалогического взаимодействия у дошкольников направлено на формирование:
представлений, необходимых для игры (о себе, о взрослых и о сверстниках);
навыков кооператирования;
коммуникативности.
Работа по этой проблеме проводится в совместно с воспитательно-образовательным процессом в детском саду.
Основные этапы работы. проводимой в свободное от занятий время утром и вечером:
Развитие коммуникативности.
Развитие диалогической речи.
Развитие навыков игры.
В ходе занятий учитываются следующие моменты:
Возраст детей при отборе материала;
Активное участие детей в работе на занятиях;
Максимальное использование развивающего потенциала игры – драматизации в создании благоприятной среды для речи.
Занятия включают в себя различные игровые упражнения, направленные как на развитие артикуляционного аппарата, так и игры.
Примером такой игры можем быть игра из конструктора лего «Придумай сказку с главным героем...»
Цель: развитие связной речи, мелкой моторики, умения работать в паре, коллективе.
Ход игры: нужно разбиться на пары (на две команды). Из деталей конструктора вместе придумать как можно больше сказочных героев (Змей Горыныч, Царевна Лягушка, Аленький Цветочек и т.д.). Можно предложить описать этих героев, их характер, настроение, внешний вид. Выиграет та команда, которая придумает больше героев и лучше о них расскажет.
Занятие по сказке «Гуси-лебеди», «Теремок».
Задачи:
создавать комфортный микроклимат в группе детей;
формировать доброе отношение к окружающим;
обучать умению восстанавливать последовательность в знакомой сказке;
развивать воображение и творческие способности детей;
развивать умение поддерживать беседу, участвовать в коллективной беседе.
Сегодня мы готовимся к нашему театральному представлению.
Давайте вспомним, что произошло после того, как Аленушка обнаружила, что ее брата унесли гуси-лебеди? (ответы детей)
- И Аленушка пошла искать своего брата. Кого она встретила на дороге? (ответы детей).
- Давайте с вами проиграем путь Аленушка за Иванушкой. Сначала Аленушка встретила… (ответы детей). И что произошло дальше? (ответы детей). Правильно, печка заговорила. Как вы думаете, что почувствовала девочка, когда печка заговорила? Что бы вы почувствовали? (ответ детей, можно даже подсказать).
- Она почувствовала удивление. Как выглядит человек, который удивился? (ответы детей)
- А теперь давайте кто-нибудь из вас изобразит Печку, а кто-то Аленушка. При этом Аленушка должна удивиться, когда печка с ней заговорит. (дети проигрывают сценку)
- Кого следующего встретила Аленушка? (ответы детей)
- Как вы думаете, Аленушка удивилась, когда яблоня с ней заговорила? (ответы детей)
- Теперь давайте другая пара изобразит яблоню и Аленушка, и Аленушка опять должна удивиться (дети разыгрывают сценку).
- Молодцы, ребята! Справились с этим заданием! Скажите, что мы сегодня с вами узнали? Что вам понравилось? Вам бы хотелось дальше изучать сказку? (ответы детей)
Список литературы:
1. Погодаева Л.Е. Использование тематических игр-этюдов в развитии диалогической речи дошкольников. // – Ульяновск: УлГУ, 2012. – 606с.
3. Развитие общения у дошкольников. // Под ред. Запорожца А.В., Лисиной М.И. – М.: Наука, 1993.