РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА, КАК ОДНА ИЗ ЗАДАЧ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД.
В наше время востребованы как массовые общеобразовательные учреждения, так и специальные (коррекционные) школы. Обратим внимание на школы VIII вида, где обучаются дети с умственной отсталостью. Каждый из этих детей имеет свои возрастные и типологические особенности, определенный уровень дошкольной подготовки и психологической готовности к обучению. В коррекционную школу обращаются те дети, интеллектуальная недостаточность которых видна уже в дошкольном возрасте. Многие из этих детей до поступления в коррекционное учреждение посещали специальные детские сады, некоторые приходят из массовых дошкольных учреждений, другие находились на домашнем обучении.
Специальные (коррекционные) школы VIII вида, имеют определенную программу подготовки к обучению детей с умственной отсталостью. Наиболее ярко, у учащихся школ VIII вида, выражен недостаток речевого развития. Для того чтобы дети могли овладеть грамотой, прежде всего им необходимо развить фонематический слух и произносительную сторону речи. Исследования отечественных ученых-дефектологов (Л.С. Волкова, В.В Воронковой, Р.И. Лалаевой, И.М. Мастюковой, С.Я. Рубинштейн и др.) показывают, что большинство учащихся с интеллектуальной недостаточностью имеют серьезные речевые нарушения, сопровождающиеся недоразвитием фонематического слуха, что создает препятствия для успешного освоения программного материала по чтению и письму. Развить фонематический слух, исправить нарушения звукопроизношения, предупредить появление специфических дисграфических ошибок может только совместная работа учителя и логопеда. Для достижения данной цели учителю необходимо знать не только рекомендации для работы с детьми, но и иметь творческий подход к решению обозначенной проблемы.
Обучение грамоте в коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида осуществляется в первом классе в течение всего года и включает в себя два периода: добукварный и букварный.
Добукварный период является важнейшим в системе обучения грамоте умственно отсталых первоклассников. Считаю, что этот период является основным для усвоения звуков речи, чему способствует работа над развитием слухового восприятия и речевого слуха. Можно выделить несколько задач в добукварном периоде:
подготовить слуховое внимание учеников к восприятию звуков речи;
обучить детей членению высказывания на слова, научить составлять условнографическую запись слов;
познакомить детей со слоговой структурой слова, научить выделять слог, составлять условно-графическую запись слога;
научить выделять звук в слове.
Рассмотрим систему упражнений, которая отвечает требованиям задач в добукварный период:
Упражнение № 1: «Поймай нужный звук хлопком»
Цель: подготовка слухового внимания учеников к восприятию звуков речи.
Оборудование: предметные картинки.
Инструкция к выполнению: Говорим учащимся, что каждый раз, как они
услышат звук [К] - хлопают в ладоши.



Упражнение № 2 «Угадай что?» 
[К]от

банан
[К]у[К]ла
мор[К]овь
слон
Цель: развитие восприятия неречевых звуков.
Оборудование: ширма, музыкальные инструменты.

Инструкция к выполнению: Учитель, издает поочередно звуки музыкальными инструментами, дети слушают и запоминают. Затем учитель, находясь за ширмой, также поочередно издает звуки, и дети самостоятельно определяют, что за инструмент.
Упражнение № 3 «Кто, что слышит?»
Цель: развивать умение различать неречевые звуки.
Инструкция к выполнению: Учитель предлагает закрыть глаза учащимся и в течение минуты послушать звуки окружающие их. Затем дети открывают глаза, и поочередно называют, те звуки, которые они слышали (например: шум машин, скрип двери, пение птиц, шелест листьев и т.д.).
Упражнение № 4 «Угадай, на что похож звук»
Цель: развитие фонематического слуха и зрительного восприятия.
Оборудование: предметные картинки.
Инструкция к выполнению: Учитель произносит звуки, а учащиеся
соотносят их с картинкой.