СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие и поддержка творческой одаренности воспитанников в детских объединениях».

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творческий потенциал заложен в ребенке с рождения и развивается по мере его взросления. У разных детей творческий потенциал различен. Одаренные дети имеют высокий творческий потенциал.

Одаренность — развивающееся творчество. Наиболее общей характеристикой одаренности является ярко выраженная познавательная потребность (стремление к новому знанию, способу или условию действия), составляющая основу познавательной мотивации, которая у одаренного ребенка доминирует над другими типами мотивации. Познавательная мотивация ребенка находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Такая активность обеспечивает продуктивные формы мышления.

Специалисты отмечают, что ребенок развивается с необычайной скоростью, поэтому так важно, чтобы его развитие правильно стимулировалось на каждой ступени. Одаренные дети чаще всего развиваются с опережением. Их неординарные способности нередко провоцируют родителей на форсирование развития потенциала детей.

Свободные игры — такой интересный для ребенка и значимый для его развития элемент детства, заменяются занятиями музыкой, танцами, спортом.

Обучение школьным навыкам начинается с 3—4 лет. Детство как бы сокращается.

Во многом успешность социальных контактов ребенка зависит от его самооценки. Иногда психологический анализ причин одиночества одаренного выявляет, что родители сформировали у ребенка неадекватную самооценку — «он самый лучший, самый умный» — и установку на постоянное ее подтверждение. А в результате высокомерность, пренебрежительное отношение к собеседнику лишает возможности иметь друзей.

Однако излишняя требовательность, критичность по отношению к умному, талантливому ребенку тоже может повредить его раскрытию в творчестве, общении, т. к. порождает неуверенность в нем, тревожность. Учитывая особую ранимость ребенка, взрослым следует осторожно высказывать критические замечания, помнить при этом, что одаренный остро реагирует не только на содержание, но и на форму высказывания: для него важны и интонация речи, выражения лица собеседника, его жесты. То, что у других детей не вызовет никакой реакции, у одаренных при их высокой чувствительности может вызвать бурю эмоций, сильный протест. Это касается слов и действий взрослых. В связи с этим любые конфликты в семье пагубно сказываются на развитии творческой личности. Ошибочны надежды как на то, что ребенок мал и не поймет причин ссор, разлада, так и на то, что он достаточно умный, и можно апеллировать к его мнению.

Крайне необходима для творческого развития атмосфера любви, добра и уважения в семье. Одаренный ребенок обладает уникальными возможностями, но всегда нужно помнить, что прежде всего это ребенок, и ему необходимы помощь и поддержка. А это не только внимательное отношение к его переживаниям, интересам, работам, вопросам, сомнениям, не только создание условий для творчества (обеспечение необходимым материалом для творчества, устройство места для занятий, определение в специальные кружки и студии), но и раскрытие новых возможностей для творческого поиска и самовыражения.

Однако при работе с одарёнными детьми постоянно возникают педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одарённости, включая возрастную и скрытую одарённость, множеством противоречивых теоретических подходов и методов, вариативностью современного образования, а также чрезвычайно малым числом специалистов, профессионально и личностно подготовленных к работе с одарёнными детьми.

 

Особое место в программе развития и поддержки творческой одаренности детей отводится условиям успешности реализации обучения. Это прежде всего требования к педагогу, работающему с одаренными детьми. Здесь акцентируется внимание на двух направлениях:

безусловное понимание и уважение личности ребенка, где основным принципом является «не навреди»;

самосовершенствование педагога как в профессиональном плане, так и в личностном.

Для успешной реализации обучения необходим учет психологических особенностей одаренных детей, так как это особые дети, они не желают все принимать на веру, у них высокая самооценка, у них развито чувство самоотрицания, они достаточно самолюбивы и ранимы. Учет психологических особенностей таких обучающихся включает психодиагностику через тестирование по видам одаренности.

Заключительным этапом в программе развития и поддержки творческой одаренности детей является разработка критериев определения результатов обучения. Общеизвестно, что эта работа является одним из самых трудных процессов. В плане учебно-воспитательной работы – проведение мониторинга, который позволит определить, являются ли обучающиеся, которых мы относим к группе одаренных, таковыми на самом деле. Согласно результатам мониторинга сравниваются их успехи с успехами способных детей. Таких критериев несколько:

  • если способный ребенок обучается по общегрупповой программе, то для одаренного этого мало, ему необходима индивидуальная образовательная программа;
  • если способный ребенок участвует в итоговых и текущих концертах, выставках,

   спектаклях, то одаренный должен представлять персональные выставки, давать   сольные концерты, бенефисы или иметь авторские публикации;

  • если способный ребенок участвует в межгрупповых смотрах, конкурсах, фестивалях, научно-практических конференциях различного уровня, то одаренный должен демонстрировать продуктивное участие в них (то есть входить в число призеров, победителей или лауреатов);
  • если способные дети принимают участие в творческих мастерских, то одаренные могут ассистировать педагогу;

                                                

                             Литература

1.Матюшкин А. М. Одаренность и возраст. М., 2004                                                           

2.Шумакова Н. Б., Щебланова Е. И., Щербо Н. П. Исследование одаренности детей.