СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие интереса на уроках математики через личностно-ориентированный подход

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

За последние несколько лет персональные компьютеры перестали быть экзотикой и вошли в повседневную жизнь. В нашей стране, как и во всём мире, идёт вытеснение «ручного» умственного труда компьютерным. Как следствие – изменение ситуации на рынке труда. Одним из основных требований при приёме на работу становиться умение пользоваться компьютером. В связи с этим освоение компьютерных технологий должно происходить уже в школе, с тем, чтобы выпускник как можно быстрее включался в жизнь общества. такой социальный заказ отрабатывается и у нас в школе, причём освоение компьютера ведётся как принципиально нового инструмента познания окружающего мира.

Просмотр содержимого документа
«Развитие интереса на уроках математики через личностно-ориентированный подход»

В настоящее время современное общество предъявляет новые требования к образованию граждан. Поэтому в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса идут существенные изменения. Так в «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года» говорится, что модернизация образовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Перед школой стоят важнейшие задачи: «формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда».

Математика является одной из ведущих школьных дисциплин и это не случайно. Во все времена общество двигалось вперед благодаря людям, которые умели независимо мыслить; людям, которые умели видеть задачи. требующие нестандартных решений в различных областях жизни. Поэтому одной из главных задач школы является задача развития навыков мышления. Перед учителем стоит задача организации процесса обучения таким образом, чтобы ученик приобрел навыки самостоятельной деятельности, объективно оценивал свои знания и умения, ставил перед собой задачи и находил их решения. Для этого надо хорошо владеть материалом, творчески подходить к каждому уроку. Не бояться думать, постоянно находиться в поиске новых педагогических методов и приемов, хорошо знать психологию ученика. Поэтому первостепенные задачи деятельности учителя математики вижу в совершенствовании процесса преподавания в системе личностно-ориентированного обучения; интенсификации и модернизации процесса обучения в условиях предпрофильной и профильной подготовки учащихся; формирование всесторонне развитой личности.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые бы активизировали мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики её преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Необходимо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлечённо, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда ещё формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Немаловажная роль здесь отводиться информационно-коммуникационным технологиям, так как в настоящее время они стали неотъемлемой частью современного образования.

За последние несколько лет персональные компьютеры перестали быть экзотикой и вошли в повседневную жизнь. В нашей стране, как и во всём мире, идёт вытеснение «ручного» умственного труда компьютерным. Как следствие – изменение ситуации на рынке труда. Одним из основных требований при приёме на работу становиться умение пользоваться компьютером. В связи с этим освоение компьютерных технологий должно происходить уже в школе, с тем, чтобы выпускник как можно быстрее включался в жизнь общества. такой социальный заказ отрабатывается и у нас в школе, причём освоение компьютера ведётся как принципиально нового инструмента познания окружающего мира. Для того, чтобы эффективно использовать компьютер, надо уметь скорее не программировать, надо уметь владеть эффективными готовыми программами, позволяющими решать очень разные задачи. В школе, как правило, применяются в основном классно-урочная и лекционно-семинарская формы обучения, которые существуют практически в неизменном виде очень давно. И учебный процесс, и даже усвоение учебного материала при этом подвержен влиянию профессиональных и личных качеств преподавателя. Кому-то мы симпатичны, а какому-то ученику может просто не нравиться наша манера изложения материала, или он считает, что учитель к нему не объективен при контроле. Попытки разрешить эти проблемы только с помощью традиционных методов уже не дают желаемого результата, не способствуют развитию творческой личности.

Есть разные мнения учителей о целесообразности использования компьютерных технологий в обучении математике. Для меня этот вопрос стал решённым, как только я провела несколько пробных уроков в 5-6 классах и увидела неподдельный интерес у учащихся к работе на компьютере и повышенный интерес к решению различных математических задач. Традиционное объяснение нового материала, подробное и доступное для обучающихся, не требует самостоятельного поиска решений, лишает возможности каждого ученика достигать поставленных целей. А цель, стоящая перед современной школой, воспитать человека, способного самостоятельно принимать решения, адаптироваться к новым условиям, проявлять смекалку, находить необходимую информацию. Хорош не тот учитель, который даёт готовые рецепты на все случаи жизни, а тот, который заставляет искать их самим. В своей практике я часто сталкиваюсь с ситуацией, когда решение стандартных задач, даже очень сложных и объёмных, не вызывает никаких трудностей у учащихся. Но стоит лишь немного изменить условие, сформулировать практическую задачу, для которой необходимо построить математическую модель, ученики не справляются и учителю приходится подробно расшифровывать каждый шаг.

Круг методических и педагогических задач, которые можно решить с помощью компьютера, разнообразен. Компьютер – универсальное средство, его можно применить в качестве калькулятора, тренажёра, средства контроля и оценки знаний и средств моделирования, ко всему прочему – это идеальная электронная доска. Важной методической задачей, в плане применения компьютера, является обучение решению задач, а так же некоторым основным способам математических действий, алгоритмам.

Огромные возможности компьютерной техники, гигантское многообразие культурной информации, которое предоставляют мультибиблиотеки и всемирная сеть Интернет становятся доступны учащимся. Компьютерный урок характеризуется, прежде всего, интенсивностью использования компьютера, которая может быть оценена процентом времени общения учащихся с компьютером по отношению ко всему времени урока. Изменение технологии получения знаний на основе таких важных дидактических свойств компьютера, как индивидуализация и дифференциация учебного процесса при сохранении его целостности; ведёт к коренному изменению роли педагога. Главной его компетенцией становится роль помощника, консультанта, навигатора, как в мире знаний, так и в становлении у ученика целостного качества быть Личностью.

Компьютер практически решает проблему индивидуализации обучения. Обычно ученики, медленнее своих товарищей усваивающие объяснения учителя, стесняются поднимать руку, задавать вопросы. Имея, в качестве партнёра компьютер, они могут многократно повторять материал в удобном для себя темпе и контролировать степень его усвоения. Компьютер значительно расширяет возможности представления информации. Главная методическая проблема преподавания смещается от того, «как лучше рассказать материал», к тому, «как лучше показать». Применение цвета, графики, мультипликации, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздать реальную обстановку деятельности.

Компьютер позволяет усилить мотивацию учения. Усвоение знаний, связанных с большим объёмом цифровой и иной конкретной информации, путём активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для ученика, чем штудирование скучных страниц учебника. С помощью обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл. Компьютер позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учёбе – неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях и т. д. На компьютере ученик получает возможность довести решение любой проблемы до конца, опираясь на необходимую помощь. Каждый ученик работает индивидуально, с помощью проб и ошибок приходит к правильному ответу. В итоге нет в классе такого ребёнка, который бы не справился с заданием, или был бы пассивен и ждал бы , когда же наконец учитель обратит своё внимание на него. Компьютерная графика позволяет детям незаметно усваивать учебный материал, манипулируя различными объектами на экране дисплея. Использование анимации, цвета, звука удерживает внимание учащихся.

Применять компьютерные программы можно на любом этапе урока: при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках, при повторении. Основная задача учителя состоит в том, чтобы правильно организовать работу учащихся.

Включение в ход урока информационно-компьютерных технологий делает процесс обучения математике интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные моменты применения информационно-компьютерных технологий, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Компьютер может и должен рассматриваться как могущественный рычаг умственного развития ребёнка. Однако, не факт что использование компьютера на уроке даёт возможность овладеть математикой «легко и счастливо». Лёгких путей в науку нет. Но необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны математики, её возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей.

В данной работе даются характеристики основных подходов к оптимальному решению внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс, методические указания по содержанию и организации педагогического процесса, рассматриваются примерные варианты осуществления эффективных видов деятельности, описываются результаты предложенных способов деятельности.

Работа адресована учителям математики, внедряющим в учебный процесс современные компьютерные технологии.

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНОГО ПОДХОДА

Под термином «личностно-ориентированный подход» понимается такой подход, при котором учитель в процессе обучения может контролировать качество полученных знаний каждым учеником и в зависимости от индивидуальных особенностей ученика совершенствовать их.

Именно через личностно-ориентированный подход учитель способен не только донести до каждого ученика определенный объем знаний, умений и навыков, но и подготовить школьников к жизни, а также способствовать становлению человека, обретения им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого накала. Цель его – заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, необходимые для формирования самобытной личности, способной к продуктивному взаимодействию с людьми, природой, культурой.

Реализовать личностно-ориентированный подход мне помогают информационно-коммуникационные технологии, позволяющие:

  • Сделать процесс обучения интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для учащихся, а с другой, сделать его увлекательным, разнообразным по форме за счет использования мультимедийных возможностей современных компьютеров.

  • Эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся, свободно осуществлять поиск необходимого школьникам учебного материала в удаленных базах данных благодаря использованию средств телекоммуникаций, что в дальнейшем будет способствовать формированию у обучающихся потребности в поисковых действиях.

  • Индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий, за счет погружения и усвоения учебного материала в индивидуальном темпе, самостоятельно, используя удобные способы восприятия информации, что вызывает у учащихся положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы.

  • Раскрепостить учеников при ответе на вопросы, т.к. компьютер позволяет фиксировать результаты (в т.ч. без выставления оценки), корректно реагирует на ошибки.

  • Самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки, корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля.

  • Осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность (моделирование, метод проектов, разработка презентаций, публикаций), развивая тем самым у школьников творческую активность.

  • Повысить эффективность урока, сделать урок более динамичным, увлекательным. Интерактивная доска улучшает восприятие материала. Работать с интерактивной доской гораздо интереснее, чем просто с печатным материалом. Мультимедийный подход помогает сосредоточиться и принимать активное участие в дискуссии, а также преподносить новую информацию, стимулировать обсуждение темы и процесс выдвижения новых идей.

  • Педагогические воздействия становятся менее авторитарными, более демократичными. Компьютерные технологии отличаются направленностью на личность, в их основе отсутствует принуждение, оно заменяется уважением к самостоятельности, они позволяют достичь свободы творчества участников образовательного процесса.

Таким образом, использование ИКТ на уроках математики позволит:

  • усилить мотивацию и дифференциацию обучения;

  • развить логическое мышление и пространственное воображение, алгоритмическую культуру, критичность мышления;

  • привить навыки самостоятельной деятельности, т.е. формировать умение самостоятельно конструировать свои знания и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

  • повысить познавательный интерес к предмету;

  • создать условия для самореализации личности во внеурочной деятельности;

  • способствовать формированию ИКТ компетентности.

Применяя компьютер на занятиях необходимо, чтобы использовались предметно-ориентированные программно-методические комплексы, соответствующие содержанию и логике изучения учебного предмета. Благодаря этому будет реализована дидактическая роль компьютера как инструмента познания. Использование компьютерных программ должно быть соотнесено с дидактической целью урока, органично входить в его структуру и вести к рациональному решению поставленных задач. По результатам педагогических исследований можно судить об эффективности использования компьютерных технологий при ознакомлении учащихся с новым учебным материалом, на этапе закрепления изученного материала, в процессе формирования умений и навыков и применении их на практике, при контроле знаний. Применять компьютерные технологии может только учитель, обладающий достаточным уровнем методических знаний и умений. Практическое внедрение компьютерных технологий в учебный процесс возможно только при наличии позитивного отношения педагогов и учащихся к вопросу применения компьютера. В противном случае никакие призывы и демонстрация работы вычислительной техники в учебном процессе не смогут привести к желанию ее использовать. Поэтому немаловажным является создание на занятиях атмосферы, способствующей формированию у школьников положительных мотивов к использованию персональных компьютеров в познавательной деятельности. Применяемые на занятиях компьютерные программы должны быть технологически доступны для школьников и более эффективны в данный момент, чем другие учебные средства. Следует отметить положительные стороны в использовании ПК в образовательном процессе:

  • новизна работы с компьютером вызывает у учащихся повышенный интерес к работе с ним и усиливает мотивацию учения;

  • цвет, мультипликация, музыка, звуковая речь расширяют возможности представления информации;

  • компьютер позволяет строить индивидуализированное обучение на основе модели учащегося, учитывающей историю его обучения и индивидуальные особенности памяти, восприятия, мышления;

  • с помощью компьютера может быть реализована личностная манера общения;

  • компьютер активно включает учащихся в учебный процесс, позволяет им сосредоточить внимание на наиболее важных аспектах изучаемого материала, не торопит с решением;

  • намного расширяются наборы применяемых учебных задач;

  • благодаря компьютеру учащиеся могут пользоваться большим объемом ранее недоступной информации.

Говоря о пользе компьютерных технологий в обучении, не следует, однако, считать компьютер абсолютно универсальным средством. Компьютерное обучение не должно занимать центральное место. Оно призвано содействовать достижению общеобразовательных целей, не превращаясь при этом в основное средство передачи знаний. Компьютер никогда не будет наставником учащихся, это под силу лишь учителю. Компьютер не должен подменять собой взаимоотношения между учителем и учеником, в противном случае образование утратит гуманитарный аспект.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОДЕРЖАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Особенность организации учебного процесса – ориентация на безусловное достижение всеми учащимися обязательного уровня математической подготовки.

Может показаться, что некоторые задачи обязательного уровня достаточно просты и поэтому не требуют к себе особого внимания. Однако добиться того, чтобы каждый ученик свободно справлялся с такими заданиями не так просто. Практика показывает, что значительная часть учащихся не владеет в необходимой степени опорными знаниями, умениями и навыками. Порой не только ученики, стабильно имеющие оценку «3» не справляются с заданиями уровня обязательных результатов обучения, но и «хорошисты» допускают грубейшие ошибки, которые свидетельствуют о существенных пробелах в знаниях учащихся. Эти пробелы могут сказаться и не сегодня и не завтра, а в следующем классе, и тогда хорошо успевающий ученик станет испытывать трудности в выполнении заданий и переходит в разряд слабоуспевающих.

Учебный процесс эффективен в освоении знаний и умственного развития только тогда, когда он способствует организации познавательной деятельности учащихся. Главная задача на уроке – вызвать у ученика интерес к предмету и пробудить желание заниматься им в дальнейшем. Существует много путей и способов решения этой задачи. Один из них – использование информационно-коммуникационных технологий. Исследования показали, что применение современных компьютерных технологий в процессе изучения основ наук способствует повышению эффективности учебного процесса в области овладения умением самостоятельного извлечения и представления знаний; самостоятельного выбора режима учебной деятельности, организационных форм и методов обучения. Наряду с иллюстративно-объяснительными методами обучения, используется широкий спектр разнообразных видов учебной деятельности, ориентированных на активное использование информационных технологий в качестве инструмента познания, исследования, конструирования. Современные информационные технологии открывают учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации (Интернет), позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения с применением средств математического моделирования явлений и процессов, которые позволяют повысить эффективность обучения.

Многое зависит от мастерства учителя, от его умения владеть и эффективно применять богатый арсенал имеющихся приемов и методов обучения. В то же время при организации учебного процесса на основе личностно-ориентированного подхода с использованием информационно-коммуникационных технологий существует ряд требований:

  1. Овладение основными теоретическими фактами, является необходимым условием для формирования умения решать задания обязательного уровня.

  2. Компьютерные задания должны быть составлены в соответствии с содержанием учебного предмета и методикой его преподавания, развивающие, активизирующие мыслительную деятельность и формирующие учебную деятельность учащихся.

  3. Учащиеся должны уметь обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий.

  4. Учащиеся должны заниматься в специальном кабинете, оборудованном в соответствии с установленными гигиеническими нормами для школы.

  5. Изложение учебного материала должно быть направлено на интегрирование его содержания, установление межпредметных связей, обогащение личного опыта каждого ученика.

  6. Учебный материал должен давать возможность выбора при выполнении заданий и решении задач.

  7. Стимулировать самостоятельность выбора и использования значимых способов освоения учебного материала.

  8. Уделять внимание мотивации учения.



К началу компьютерных уроков учащиеся должны знать:
    • правила техники безопасности;
    • понятия "информация", "компьютер", "программа", "меню", "рабочий стол", " значок", "графический редактор";
    • что устройствами ввода информации являются клавиатура и манипулятор "мышь";
    • основные инструменты текстового редактора;
    • основные инструменты графического редактора.


Учащиеся должны уметь:
  • пользоваться буквенным и цифровым блоками клавиатуры;
  • использовать манипулятор "мышь";
  • работать с командами, открыть и закрыть меню файл;
  • создавать и редактировать простые графические и текстовые изображения с использованием инструментального меню.



Уроки с использованием компьютера проводятся наряду с обычными занятиями, где возможно и целесообразно использование компьютеров для решения частных задач урока, чтобы ученики глубже поняли тему урока и творчески проявили себя. 

В результате работы над проблемой сложилась методическая система:

Плюсы обучения с использованием компьютера:

  • обучающийся может вернуться к предыдущему компоненту

  • индивидуализация обучения

  • увеличение скорости и качества усвоения материала

  • увеличение практической ценности получаемых знаний

Новые информационные технологии (программированное обучение, демонстрации, электронные таблицы, текстовые, графические редакторы, мультимедиа, модули ОМС, Интернет) способствуют развитию творческой познавательной деятельности учащихся.

Инструменты познания базируются на интеллекте обучаемого, а не на «интеллекте компьютера». Это означает, что ответственность за планирование, принятие решения и самоконтроль процесса обучения лежит на ученике. Тем не менее информационные технологии служат «катализатором» приобретения знаний и навыков, так как способствуют обдумыванию, обсуждению и решению проблем. Информационные технологии активно вовлекают учеников в процесс формирования знаний, что способствует их лучшему пониманию и усвоению.

Использование компьютера на уроках математики наиболее эффективно

  • При проведении устного счета

  • При изучении нового материала

  • При проверке фронтальных самостоятельных работ

  • При решении задач обучающего характера

  • При организации исследовательской деятельности учащихся

  • При проведении практических и лабораторных работ в виртуальных лабораториях.

При изучении новой темы наиболее часто используются уроки-лекции с применением компьютерных презентаций, позволяющих акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации. Объявление темы урока учитель сопровождает демонстрацией слайда, на котором дана тема урока и план изучения темы. Затем идет объяснение темы по плану, ученики делают необходимые записи. После объяснения темы ученики решают устные упражнения, затем решают в тетрадях задания более сложные. Все предлагаемые задания также представлены на слайдах. Особенностью применения компьютерных презентаций является сочетание устного лекционного материала с демонстрацией слайд-фильма, что позволяет концентрировать визуальное внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала. Презентации к урокам создает не только учитель, ученики охотно выполняют задание создания презентации, проявляя самостоятельность и творчество.

Возможность использования компьютера в процессе обучения зависит от наличия программных средств учебного назначения. Они могут обеспечивать изучение определенных предметных областей или поддерживать различные виды учебной деятельности. Это так называемые педагогические программные средства. К ним относятся обучающие программы-тренажеры, контролирующие, информационно-справочные, моделирующие, демонстрационные, учебно-игровые и другие виды программ.

Для расширения видов учебной деятельности учащихся по усвоению новых знаний и способов действий необходимо использовать ИКТ. Уроки-исследования с использованием обучающих программ позволяют учащимся самостоятельно добывать знания в ходе исследовательской деятельности.

Например, известно, как трудно даются первые уроки стереометрии в 10 классе, так как у большинства учащихся не сформировано пространственное воображение, они «не видят» свойства геометрических пространственных фигур. На данном этапе, именно на первых уроках оказывает неоценимую помощь, обучающая программа по геометрии: «Открытая математика. Стереометрия» (ФИЗИКОН). Эта программа способствует визуализации пространственных фигур, по которым можно определить свойства фигуры, дает видение фигур как геометрических объектов, служит некоторой моделью, которую можно перемещать в пространстве, наблюдая взаимосвязь всех элементов, из которых состоит данное геометрическое тело. Формальные понятия и конструкции геометрии наполняются фактическим и наглядным содержанием. Данная программа применяется на уроках, как вариант индивидуального задания, особенно при изучении одной из трудных тем: «Комбинация геометрических фигур» и для слабых учащихся, выбрав пошаговое решение, и для сильных, выбрав контрольное задание.