Развитие ключевых компетенций обучающихся в системе дополнительного образования детей и молодёжи
Мы слишком часто даём детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить
Роджер Левин
Педагогический лозунг «Свяжем школу с жизнью!», повсеместно звучавший сперва в 20-ые, а затем в 50-ые годы XX века остаётся актуальным и по сей день.
Цели образования XXI века, сформулированные председателем Международной комиссии по образованию Жаком Делором, звучат следующим образом: учиться жить, учиться познавать, учиться делать и учиться сосуществовать.
Таким образом, реализуя указанные цели, образовательное учреждение должно «формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования».
Итак, что такое «компетенция» и «компетентность»? Считаю не лишним ещё раз напомнить суть этих понятий.
Компетенция в переводе с латинского (competentia) означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлён, обладает познаниями и опытом.
Составляющие элементы понятия «компетенция» представлены на следующей схеме.

Компетенции «закладываются» в образовательный процесс посредством:
педагогических технологий;
содержания образования;
типа взаимодействия между педагогом и обучающимися, а также между самими обучающимися.
В связке с понятием «компетенция» используется термин «компетентность».
Компетентность – основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно-обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека.
Понятие компетентность можно представить в виде следующей формулы:




Таким образом, исходя из данных определений, можно сделать вывод, что компетенции выступают как цели образовательного процесса, а компетентности – как его результат.
В последнее время всё чаще высказывается идея о том, что обучающийся должен получать образование не вообще, а достигнуть некоторого уровня компетентности в способах жизнедеятельности в человеческом обществе, чтобы оправдать социальные ожидания государства о становлении нового работника, обладающего потребностью решать сложные профессиональные задачи.
В этой связи, хочу привести цитату из выступления премьер-министра Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева: «Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире».
В науке термин «компетенции» не имеет на сегодняшний день строгого определения. Компетенции широкого спектра использования, обладающие определённой универсальностью, получили название ключевых. Ключевые компетенции – это ответ системы образования на требования «мира труда».
При формировании целей и задач образования, описании предметного содержания и ожидаемых результатов целесообразно использовать понятие «компетенция», что позволит педагогу избегать терминологической путаницы.
Ключевые компетенции носят надпрофессиональный и надпредметный характер и составляют основу жизнедеятельности человека. Их усвоение обеспечивает функциональную грамотность, а она в свою очередь – социализацию, потенциальную эффективность в профессиональной деятельности. Перечень ключевых компетенций зависит от тех ценностей, которые считаются значимыми на данном этапе развития социума.
Теоретической основой выделения групп ключевых компетенций послужили сформулированные в отечественной психологии положения относительно того, что человек есть субъект общения, познания, труда.
Главным результатом этой работы является формирование и воспитание личности, владеющей проектной и исследовательской технологией на уровне компетентности. Существует немалое количество ключевых компетенций, однако мы ограничимся рассмотрением четырёх элементарных, на которых базируются все остальные.
Дадим краткую характеристику каждой из основных ключевых компетенций:
информационная компетенция – готовность к работе с информацией;
коммуникативная компетенция – готовность к общению с другими людьми, формируется на основе информационной;
кооперативная компетенция – готовность к сотрудничеству с другими людьми, формируется на основе двух предыдущих;
проблемная компетенция – готовность к решению проблем, формируется на основе трёх предыдущих.
Формирование в ходе учебного процесса у обучающихся ключевых компетентностей называется компетентностным подходом.
Чтобы убедиться, что разработанное занятие в полной мере отражает компетентностный подход надо, чтобы в его основу были положены социально-конструируемые педагогические ситуации, деятельность обучающихся в которых будет воспитывать требуемые качества личности.
Например, умение брать на себя ответственность, действовать и работать в коллективе ведомым и ведущим, выдвигать гипотезы, умение обучаться и многое другое.
Базовыми технологиями, поддерживающими компетентностный подход к обучению, являются:
технология проблемного обучения;
технология проектного обучения;
технология решения изобретательских задач;
технология развития критического мышления.
С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей.
В условиях дополнительного образования, не имеющего по сути жёстких рамок классно-урочной системы, проектная и исследовательская формы работы должны быть приоритетными, а выбор тем определяется исходя из специфики деятельности объединения по интересам, возраста и личных предпочтений обучающихся.
Рассмотрим пример одного из учебных проектов, нацеленного на формирование ключевых компетенций обучающихся.
Пример.
Название проекта: «Сумо»
Задача проекта: создание модели робота, имитирующего основные приемы борьбы сумо.
Компетентностная педагогическая цель: формирование цикла умений ключевых компетенций (табл. 1).
Практическая значимость проекта: проект «сумо» представляет собой одну из первых ступеней для подготовки участников соревнований турниров Лего - роботов.
Участники проекта: ученики 7-11 классов.
Общая продолжительность: 90 минут.
Оборудование: конструкторы ПервоРобот NXT, компьютеры, подключенные к сети Интернет и установленным программным обеспечением ПервоРобот NXT, поле для проведения состязания.
Таблица 1
Учебный проект «Сумо»
Ключевая компетенция | Метод формирования компетенции | Пример применения метода формирования компетенции |
Информационная | Поиск ,сбор и обработка информации. | Поиск информации по роботам-«сумоистам» в сети Интернет. Изучение найденных образцов моделей и анализ их конструкций. Подготовка сообщения по теме возможной реализации найденных конструкций, внедрения новых элементов. |
Коммуникативная | Методы, ориентированные на устную коммуникацию | Подготовка сообщений отдельных учеников или групп учеников (см. выше); коллективное обсуждение общего порядка работы при реализации проекта. |
Кооперативная | Методы в рамках групповой работы | Групповая проектная работа, включающая в том числе, распределение ролей/зоны ответственности каждого участника группы. |
Проблемная | Проектная деятельность исследовательского характера | Создание модели по заданным условиям: конструирование и программирование автономного робота, способного наиболее эффективно выталкивать робота-противника за пределы черной линии ринга. Демонстрация готовых моделей; проведение состязания между роботами и определение победителей; выявление удачных решений и недостатков конструкций |
Из сказанного выше следует вывод, что внедрение компетентностного подхода – важное условие повышения качества образовательного процесса и формирования ключевых компетентностей обучающихся.
Невозможно заставить человека творить. Человек должен сам прийти к желанию искать, пробовать и ошибаться. И только тот, кто готов отстаивать своё право творить, способен на настоящее творчество.
4