СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие ключевых компетенций обучающихся в системе дополнительного образования детей и молодёжи

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

На современном этапе образовательное учреждение должно «формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования». В работе делается попытка объяснить различие терминов "компетенция" и "компетентность". Показано, что компетенции выступают как цели образовательного процесса, а компетентности – как его результат.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Развитие ключевых компетенций обучающихся в системе дополнительного образования детей и молодёжи»

Развитие ключевых компетенций обучающихся в системе дополнительного образования детей и молодёжи

Мы слишком часто даём детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить

Роджер Левин

Педагогический лозунг «Свяжем школу с жизнью!», повсеместно звучавший сперва в 20-ые, а затем в 50-ые годы XX века остаётся актуальным и по сей день.

Цели образования XXI века, сформулированные председателем Международной комиссии по образованию Жаком Делором, звучат следующим образом: учиться жить, учиться познавать, учиться делать и учиться сосуществовать.

Таким образом, реализуя указанные цели, образовательное учреждение должно «формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования».

Итак, что такое «компетенция» и «компетентность»? Считаю не лишним ещё раз напомнить суть этих понятий.

Компетенция в переводе с латинского (competentia) означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлён, обладает познаниями и опытом.

Составляющие элементы понятия «компетенция» представлены на следующей схеме.


Компетенции «закладываются» в образовательный процесс посредством:

  • педагогических технологий;

  • содержания образования;

  • типа взаимодействия между педагогом и обучающимися, а также между самими обучающимися.

В связке с понятием «компетенция» используется термин «компетентность».

Компетентностьосновывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно-обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека.

Понятие компетентность можно представить в виде следующей формулы:

Таким образом, исходя из данных определений, можно сделать вывод, что компетенции выступают как цели образовательного процесса, а компетентности – как его результат.

В последнее время всё чаще высказывается идея о том, что обучающийся должен получать образование не вообще, а достигнуть некоторого уровня компетентности в способах жизнедеятельности в человеческом обществе, чтобы оправдать социальные ожидания государства о становлении нового работника, обладающего потребностью решать сложные профессиональные задачи.

В этой связи, хочу привести цитату из выступления премьер-министра Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева: «Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире».

В науке термин «компетенции» не имеет на сегодняшний день строгого определения. Компетенции широкого спектра использования, обладающие определённой универсальностью, получили название ключевых. Ключевые компетенции – это ответ системы образования на требования «мира труда».

При формировании целей и задач образования, описании предметного содержания и ожидаемых результатов целесообразно использовать понятие «компетенция», что позволит педагогу избегать терминологической путаницы.

Ключевые компетенции носят надпрофессиональный и надпредметный характер и составляют основу жизнедеятельности человека. Их усвоение обеспечивает функциональную грамотность, а она в свою очередь – социализацию, потенциальную эффективность в профессиональной деятельности. Перечень ключевых компетенций зависит от тех ценностей, которые считаются значимыми на данном этапе развития социума.

Теоретической основой выделения групп ключевых компетенций послужили сформулированные в отечественной психологии положения относительно того, что человек есть субъект общения, познания, труда.

Главным результатом этой работы является формирование и воспитание личности, владеющей проектной и исследовательской технологией на уровне компетентности. Существует немалое количество ключевых компетенций, однако мы ограничимся рассмотрением четырёх элементарных, на которых базируются все остальные.

Дадим краткую характеристику каждой из основных ключевых компетенций:

  • информационная компетенция – готовность к работе с информацией;

  • коммуникативная компетенция – готовность к общению с другими людьми, формируется на основе информационной;

  • кооперативная компетенция – готовность к сотрудничеству с другими людьми, формируется на основе двух предыдущих;

  • проблемная компетенция – готовность к решению проблем, формируется на основе трёх предыдущих.

Формирование в ходе учебного процесса у обучающихся ключевых компетентностей называется компетентностным подходом.

Чтобы убедиться, что разработанное занятие в полной мере отражает компетентностный подход надо, чтобы в его основу были положены социально-конструируемые педагогические ситуации, деятельность обучающихся в которых будет воспитывать требуемые качества личности.

Например, умение брать на себя ответственность, действовать и работать в коллективе ведомым и ведущим, выдвигать гипотезы, умение обучаться и многое другое.

Базовыми технологиями, поддерживающими компетентностный подход к обучению, являются:

  • технология проблемного обучения;

  • технология проектного обучения;

  • технология решения изобретательских задач;

  • технология развития критического мышления.

С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей.

В условиях дополнительного образования, не имеющего по сути жёстких рамок классно-урочной системы, проектная и исследовательская формы работы должны быть приоритетными, а выбор тем определяется исходя из специфики деятельности объединения по интересам, возраста и личных предпочтений обучающихся.

Рассмотрим пример одного из учебных проектов, нацеленного на формирование ключевых компетенций обучающихся.


Пример.

Название проекта: «Сумо»

Задача проекта: создание модели робота, имитирующего основные приемы борьбы сумо.

Компетентностная педагогическая цель: формирование цикла умений ключевых компетенций (табл. 1).

Практическая значимость проекта: проект «сумо» представляет собой одну из первых ступеней для подготовки участников соревнований турниров Лего - роботов.

Участники проекта: ученики 7-11 классов.

Общая продолжительность: 90 минут.

Оборудование: конструкторы ПервоРобот NXT, компьютеры, подключенные к сети Интернет и установленным программным обеспечением ПервоРобот NXT, поле для проведения состязания.

Таблица 1

Учебный проект «Сумо»

Ключевая компетенция

Метод формирования компетенции

Пример применения метода формирования компетенции

Информационная

Поиск ,сбор и обработка информации.


Поиск информации по роботам-«сумоистам» в сети Интернет.
Изучение найденных образцов моделей и анализ их конструкций.
Подготовка сообщения по теме возможной реализации найденных конструкций, внедрения новых элементов.

Коммуникативная

Методы, ориентированные на устную коммуникацию

Подготовка сообщений отдельных учеников или групп учеников (см. выше); коллективное обсуждение общего порядка работы при реализации проекта.

Кооперативная

Методы в рамках групповой работы

Групповая проектная работа, включающая в том числе, распределение ролей/зоны ответственности каждого участника группы.

Проблемная

Проектная деятельность исследовательского характера

Создание модели по заданным условиям: конструирование и программирование автономного робота, способного наиболее эффективно выталкивать робота-противника за пределы черной линии ринга.
Демонстрация готовых моделей; проведение состязания между роботами и определение победителей; выявление удачных решений и недостатков конструкций

Из сказанного выше следует вывод, что внедрение компетентностного подхода – важное условие повышения качества образовательного процесса и формирования ключевых компетентностей обучающихся.

Невозможно заставить человека творить. Человек должен сам прийти к желанию искать, пробовать и ошибаться. И только тот, кто готов отстаивать своё право творить, способен на настоящее творчество.

4