Ключевые слова: Ключевые компетенции, образовательный стандарт
Аннотации: Влияние образовательных стандартов на развитие ключевых компетенций учащихся
Одним из основных требований, предъявляемых Концепцией модернизации российского образования к качеству подготовки выпускников, является достижение ими образовательного стандарта.
Стандарты образования исходят из понимания общего образования как основного звена системы непрерывного образования, призванного обеспечить разностороннее развитие личности, активное включение в основные сферы трудовой и общественной деятельности, формирование готовности и способности к дальнейшему образованию и самообразованию.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Развитие ключевых компетенций учащихся на основе образовательного стандарта"»
УДК 621
РАЗВИТИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
(С) 2010
Е.А. Стыценко, заместитель директора по УВР
МОУ школа № 87 г.о. Тольятти (Россия)
Ключевые слова: Ключевые компетенции, образовательный стандарт
Аннотации: Влияние образовательных стандартов на развитие ключевых компетенций учащихся
Одним из основных требований, предъявляемых Концепцией модернизации российского образования к качеству подготовки выпускников, является достижение ими образовательного стандарта.
Стандарты образования исходят из понимания общего образования как основного звена системы непрерывного образования, призванного обеспечить разностороннее развитие личности, активное включение в основные сферы трудовой и общественной деятельности, формирование готовности и способности к дальнейшему образованию и самообразованию.
Стандарты начального общего, а также начального профессионального и среднего профессионального образования только вступают в действие. В то же время формирование у обучающихся ключевых компетентностей во многом зависит от тех установок, которые задаются федеральными государственными стандартами.
Стандарты второго поколения нацелены, прежде всего, на освоение детьми компетентностей, столь необходимых в современных условиях. Наибольшую жизненную ценность сейчас приобретает умение искать и находить адекватные ответы на «внешние вызовы», готовность к решению проблемных ситуаций, способность делать выбор, менять, если потребуется, свой профессиональный путь, не изменяя при этом нравственным устоям.
В Самарской области, одном из первых субъектов РФ, постановлением Правительства № 24 от 19.05.2004 года введены следующие ключевые компетенции учащихся как результат образования:
готовность к разрешению проблем,
технологическая компетентность,
готовность к самообразованию,
готовность к использованию информационных ресурсов,
готовность к социальному взаимодействию,
коммуникативная компетентность.
Содержание названных ключевых компетентностей заключается в следующем:
готовность к разрешению проблем - готовность анализировать нестандартные ситуации, ставить цели и соотносить их с устремлениями других людей, планировать результат своей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения, оценивать результаты своей деятельности и принимать ответственное решение в той или иной ситуации, обеспечивая своими действиями его воплощение в жизнь;
технологическая компетентность - готовность к пониманию инструкции, описания технологии, алгоритма деятельности, к четкому соблюдению технологии деятельности, что позволяет осваивать и грамотно применять новые технологии, технологически мыслить в тех или иных жизненных ситуациях;
готовность к самообразованию - способность выявлять пробелы в своих знаниях и умениях при решении новой задачи, оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности, осуществлять информационный поиск и извлекать информацию из различных источников на любых носителях, позволяющая гибко изменять свою профессиональную квалификацию, самостоятельно осваивать знания и умения, необходимые для решения поставленной задачи;
готовность к использованию информационных ресурсов - способность делать аргументированные выводы, использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности, позволяющая человеку принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации;
готовность к социальному взаимодействию - способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, продуктивно взаимодействовать с членами группы (команды), решающей общую задачу, позволяющая использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения задач;
коммуникативная компетентность - готовность получать в диалоге необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей, дающая возможность использовать ресурс коммуникации для решения задач.
Формирование этих компетентностей возможно лишь на основе применения определенных образовательных технологий. Проблема поиска технологий, обеспечивающих преемственность в обучении, применения их педагогами в своей профессиональной деятельности, совершенствования профессионализма педагогов на основе овладениями ими новыми технологиям, как средствами, обеспечивающими выполнение современных государственных образовательных стандартов представляет большое научное и практическое значение.
В феврале 2010 года министерством образования и науки Самарской области разработан и утвержден Плана мероприятий по реализации в 2010-2012 годах Концепции компетентностно-ориентированного образования в Самарской области.
В соответствии с ним в течение указанного периода намечены шаги по:
- совершенствованию механизмов стимулирования педагогических работников к внедрению компетентностно-ориентированного подхода к организации образовательного процесса;
- совершенствованию региональной системы повышения квалификации работников образования;
- исследованию уровня сформированности ключевых компетентностей у обучающихся общеобразовательных учреждений и ключевых (общих) компетенций у обучающихся учреждений начального и среднего профессионального образования.
Литература:
Постановление Правительства Самарской области № 24 от 19.05.2004 года.
Доклад Министра образования и науки Самарской области на Августовской педагогической конференции 18 августа 2010 года