МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №1 «Улыбка»
Консультация для педагогов.
«Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников через игровую деятельность».

Подготовил:
Воспитатель
Крылова С. В.
г. Луховицы.
Московская область.
Октябрь 2016г.
Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников через игровую деятельность.
Все без исключения хотят видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми.
Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – это один из показателей отклонения в развитии. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это приводит к пониженной самооценке, робости, замкнутости. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни.
Коммуникативные способности включают в себя:
- желание вступать в контакт,
- умение организовать общение,
- знание норм и правил при общении.
Исследования психологов показывают, что на протяжении дошкольного возраста стремительно увеличивается структурированность детского коллектива – одни дети становятся более предпочитаемыми, другие всё прочнее занимают положение “отверженных”. Содержание обоснование предпочтений детей изменяется от чисто внешних качеств до личностных характеристик. Было установлено, что эмоциональное самочувствие детей и общее отношение к детскому саду во многом зависит от характера отношений ребёнка в группе сверстников.
Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков дошкольников. Именно в игре дети учатся общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми:
— активно вступать в диалог,
— задавать вопросы,
— слушать и понимать речь,
— строить общение с учетом ситуации,
— легко входить в контакт,
— ясно и последовательно выражать свои мысли,
— пользоваться формами речевого этикета,
— регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами.
В своей работе я ежедневно включаю игры на развитие коммуникативных умений в педагогический процесс в виде различных форм, таких как: игры-разминки, упражнения, игры-импровизации, пальчиковая гимнастика, инсценировки, игры-хороводы, в процессе которых дети учатся сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию и правильно говорить.
Соревновательные игры дают возможность общаться друг с другом, доверять товарищу, сопереживать, помогают выразить ребенку собственное «Я» через сравнение с другими, проявить свою индивидуальность, позволяют увидеть в сверстнике равноценную личность.
В дидактических играх и играх-драматизациях дети учатся принимать участие в групповом разговоре, приобретают навыки вежливого общения.
В самостоятельной деятельности обеспечивается возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам.
В совместной деятельности взрослого и ребенка появляется возможность лучше узнать детей, особенности их характера, темперамента, их мечты и желания. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми.
Основная задача игр - в общении. Поэтому педагог должен так строить свою деятельность, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием.
Игры, используемые мною во всех видах деятельности, очень разнообразны и условно их можно разделить на две большие группы: сюжетно-ролевые игры и игры с правилами.
Сюжетно-ролевые.
Игры являются источником формирования социального сознания ребенка и возможностью развития коммуникативных умений. Необходимо повсеместно использовать различные игровые приемы для формирования у детей общительности, чуткости, отзывчивости, доброты, взаимопомощи - всего того, что требуется для жизни в коллективе. Воспитание в игре есть школа навыков культурного общения.
В игре эффективно воспитываются:
умения жить и действовать сообща;
оказывать помощь друг другу;
развивается чувство коллективизма;
развивается чувство ответственности за свои действия;
игра служит средством воздействия на тех детей, у кого проявляются эгоизм, агрессивность, замкнутость.
Игры с правилами.
Как на занятиях, так и в свободной деятельности необходимо применять при работе с детьми игры с правилами:
- дидактические;
- настольные;
- подвижные.
Во-первых, выполнение правил связано с осмыслением воображаемой ситуации.
Во-вторых, развивает двигательную активность.
В-третьих, коллективная игра с правилами учит еще и общаться.
Для успешного развития коммуникативных способностей старших дошкольников необходимо тесное сотрудничество с родителями. Только при взаимодействии детского сада с семьей задачи обучения могут быть решены полностью.
В начале года необходимо познакомить родителей с проблемами взаимоотношений в детском коллективе, а затем, в течение года, осуществлять просветительную работу в разных формах: это консультации, тренинги, круглый стол, фотовыставки, конкурсы для родителей, памятки, индивидуальные беседы, дни открытых дверей, папки-передвижки и пр.
Общение – очень важная составляющая успешности каждого человека. Очень важно, чтобы ребята как можно раньше научились общаться, дружно играть и гармонично развиваться. Ведь чем старше становится ребёнок, тем важнее для него контакты со сверстниками.
Список литературы:
Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения. М., 1996.
Ежова Н.С. Дошкольный возраст: образование с учетом эмоционального компонента // Дошкольное воспитание №8, 2004 стр. 16.
Юдина Е. Коммуникативное развитие ребенка и его педагогическая оценка в группе детского сада. // Дошкольное воспитание № 9, 1999.
Зеньковский В.В. психология детства. М., 1998.
Учимся общаться с ребенком // Петровский В.А., Виноградова А.М., Кларина Л.М., Стрелкова Л.П. и др. М., 1993.
Саранская О.Н., Психологический тренинг для дошкольников «Давайте дружить!» Книголюб, 2008 г