СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников через игровую деятельность.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для педагогов ДОУ.

Просмотр содержимого документа
«Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников через игровую деятельность.»

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №1 «Улыбка»







Консультация для педагогов.

«Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников через игровую деятельность».

Подготовил:

Воспитатель

Крылова С. В.

г. Луховицы.

Московская область.

Октябрь 2016г.

Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников через игровую деятельность.

Все без исключения хотят видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми.

Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – это один из показателей отклонения в развитии. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это приводит к пониженной самооценке, робости, замкнутости. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни.

Коммуникативные способности включают в себя:

- желание вступать в контакт,

- умение организовать общение,

- знание норм и правил при общении.

 Исследования психологов показывают, что на протяжении дошкольного возраста стремительно увеличивается структурированность детского коллектива – одни дети становятся более предпочитаемыми, другие всё прочнее занимают положение “отверженных”. Содержание обоснование предпочтений детей изменяется от чисто внешних качеств до личностных характеристик. Было установлено, что эмоциональное самочувствие детей и общее отношение к детскому саду во многом зависит от характера отношений ребёнка в группе сверстников.

Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков дошкольников. Именно в игре дети учатся общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми:

— активно вступать в диалог,

— задавать вопросы,

— слушать и понимать речь,

— строить общение с учетом ситуации,

— легко входить в контакт,

— ясно и последовательно выражать свои мысли,

— пользоваться формами речевого этикета,

— регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами.

В своей работе я ежедневно включаю игры на развитие коммуникативных умений в педагогический процесс в виде различных форм, таких как: игры-разминки, упражнения, игры-импровизации, пальчиковая гимнастика, инсценировки, игры-хороводы, в процессе которых дети учатся сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию и правильно говорить.

Соревновательные игры дают возможность общаться друг с другом, доверять товарищу, сопереживать, помогают выразить ребенку собственное «Я» через сравнение с другими, проявить свою индивидуальность, позволяют увидеть в сверстнике равноценную личность.

В дидактических играх и играх-драматизациях дети учатся принимать участие в групповом разговоре, приобретают навыки вежливого общения.

В самостоятельной деятельности обеспечивается возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам.

В совместной деятельности взрослого и ребенка появляется возможность лучше узнать детей, особенности их характера, темперамента, их мечты и желания. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми.

Основная задача игр - в общении. Поэтому педагог должен так строить свою деятельность, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием.

Игры, используемые мною во всех видах деятельности, очень разнообразны и условно их можно разделить на две большие группы: сюжетно-ролевые игры и игры с правилами.

Сюжетно-ролевые.

Игры являются источником формирования социального сознания ребенка и возможностью развития коммуникативных умений. Необходимо повсеместно использовать различные игровые приемы для формирования у детей общительности, чуткости, отзывчивости, доброты, взаимопомощи - всего того, что требуется для жизни в коллективе. Воспитание в игре есть школа навыков культурного общения.





В игре эффективно воспитываются:

  • умения жить и действовать сообща;

  • оказывать помощь друг другу;

  • развивается чувство коллективизма;

  • развивается чувство ответственности за свои действия;

  • игра служит средством воздействия на тех детей, у кого проявляются эгоизм, агрессивность, замкнутость.

Игры с правилами.

Как на занятиях, так и в свободной деятельности необходимо применять при работе с детьми игры с правилами:

- дидактические;

- настольные;

- подвижные.

Во-первых, выполнение правил связано с осмыслением воображаемой ситуации.

Во-вторых, развивает двигательную активность.

В-третьих, коллективная игра с правилами учит еще и общаться.



Для успешного развития коммуникативных способностей старших дошкольников необходимо тесное сотрудничество с родителями. Только при взаимодействии детского сада с семьей задачи обучения могут быть решены полностью.

В начале года необходимо познакомить родителей с проблемами взаимоотношений в детском коллективе, а затем, в течение года, осуществлять просветительную работу в разных формах: это консультации, тренинги, круглый стол, фотовыставки, конкурсы для родителей, памятки, индивидуальные беседы, дни открытых дверей, папки-передвижки и пр.

Общение – очень важная составляющая успешности каждого человека. Очень важно, чтобы ребята как можно раньше научились общаться, дружно играть и гармонично развиваться. Ведь чем старше становится ребёнок, тем важнее для него контакты со сверстниками.







Список литературы:



  1. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения. М., 1996.

  2. Ежова Н.С. Дошкольный возраст: образование с учетом эмоционального компонента // Дошкольное воспитание №8, 2004 стр. 16.

  3. Юдина Е. Коммуникативное развитие ребенка и его педагогическая оценка в группе детского сада. // Дошкольное воспитание № 9, 1999.

  4. Зеньковский В.В. психология детства. М., 1998.

  5. Учимся общаться с ребенком // Петровский В.А., Виноградова А.М., Кларина Л.М., Стрелкова Л.П. и др. М., 1993.

  6. Саранская О.Н., Психологический тренинг для дошкольников «Давайте дружить!» Книголюб, 2008 г