СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический материал по теме "Развитие креативного мышления посредством исследовательской деятельности с детьми"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие креативного мышления посредством исследовательской деятельности с детьми

Просмотр содержимого документа
«Креативное мышление»

29 октября 2015г. Республиканский семинар на базе ЭБЦУ:

ТЕМА: «Развитие креативного мышления посредством исследовательской деятельности с детьми» СЛАЙД 1.

Учитель: Отырова Людмила Очировна

В современном образовании способность детей на основе базовых знаний и исследовательских умений решать проблемы в различных сферах деятельности определяется как ключевая компетенция, характеризующая один из основных критериев качества содержания образования. Требования исследовательского характера к общеобразовательной подготовке обучающихся заложены в государственные образовательные стандарты как базового, так и профильного, обучения буквально по всем учебным дисциплинам.

Любые простые и сложные вопросы биологии и экологии можно успешно решить, если подойти к ним творчески, а значит, креативно!

Креативность, по определению американского психолога Абрахаму Маслоу – это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики.

Учителю 21 века для решения насущных проблем воспитания и образования детей необходимо найти этот творческий поиск и творческое зерно сначала в себе, а затем посеять его в душах своих учеников. Возникает закономерный вопрос: как?

Ответ один – внедрение познавательной самостоятельной деятельности на учебном занятии, при выполнении домашнего задания, во внеурочной деятельности через учебное исследование.

1. Виды исследовательской деятельности: СЛАЙД 2.


- на уроке:

  • Применение исследовательских методов изучения (учитель предлагает проблемное задание, учащиеся без помощи учителя ищут способ решения);

  • Проведение учебного эксперимента (лабораторные работы - субъективно новые знания);

  • Нетрадиционные уроки (урок -  презентация, турнир юных биологов, создание мини – проектов и др.);

  • Домашние задания исследовательского характера:

    • Наблюдение за живыми объектами, своим организмом

    • Опыты с растениями и домашними животными (выработка условных рефлексов)

    • Творческие задания – стихи, сочинения, кроссворды, викторины, презентации.

- Летние задания (сбор гербарий, коллекций)

- во внеурочное время:

  • Подготовка и участие в олимпиадах по биологии, экологии;

  • Участие в конкурсах, природоохранных мероприятиях и акциях «Юные исследователи окружающей среды», «Бичкн Торскм», «Экологический месячник»;

  • Участие в образовательных экспедициях (экскурсиях по экологической тропе, походах по родному краю);

  • Написание творческих работ;

  • Написание рефератов, например: « Ионизирующее облучение и его влияние на организм человека»;

  • Выполнение проектно – исследовательских работ.

Остановимся кратко на исследовательской деятельности ученика и учителя в форме проекта.

Проектно - исследовательской деятельностью с учениками я начала заниматься с 2008 года. Это направление своей деятельности развиваю в течение последних нескольких лет.

Написание проектно - исследовательских работ невозможно без целеустремленной и самостоятельной работы обучающихся. При этом, безусловно, нельзя обойтись без живого общения, без консультирования со стороны, как научного руководителя, так и узких специалистов.

Такой вид деятельности является одним из самых сложных и высокоорганизованных и требует большой отдачи (желание, время, упорство и т.п.) от обучающихся, а также довольно весомого вклада от руководителя исследовательской деятельности.

2. Исследовательская деятельность в форме проекта. СЛАЙД 3.

Проект – самостоятельная работа учащихся над разрешением проблемы, получение конкретного результата и его публичное предъявление.
А результат, полученный при решении проблем, увидеть, осмыслить, применить в практической деятельности.

Цель: (которую преследую при написании работы с учеником)

Создание проектно-исследовательской работы, способной конкурировать с исследовательскими работами муниципальных, республиканских и всероссийских конкурсов и конференций.

Задачи:

    1. Создать информационное поле для исследователя;

    2. Подготовить научно-методическое обеспечение и сопровождение к исследуемой проблеме;

    3. Провести практическую часть исследования;

    4. Сделать анализ полученных результатов и сформулировать выводы и практические рекомендации;

    5. Воспитать культуру публичных выступлений у исследователя;

    6. Формировать устойчивые мотивы к научно-исследовательской деятельности.



  1. Структура исследовательской работы: СЛАЙД 4.

  • Введение

  • Обзор литературы

  • Материал и методика исследования

  • Характеристика района исследования

  • Результаты исследования и их обсуждение

  • Выводы, практические рекомендации, перспективы для дальнейшей работы

  • Библиографический список

  • Приложение

Этапы исследовательской деятельности: СЛАЙД 5.

  • 1 этап - организационный 
    - выбор темы
    - постановка проблемы
    - планирование

  • 2 этап – реализации (основной) 
    - работа с различными источниками информации
    - проведение собственных исследований
    - обработка текстового, научно-графического материала
    - коррекция промежуточных результатов
    - оформление работы в соответствии с требованиями

  • 3 этап – презентация (завершения работы)  СЛАЙД 6.
    - защита работы
    - сопоставление целей и результатов

  •  4 этап – рефлексивно – оценочный

Ребенок - существо само по себе деятельное. Ему нужно все пощупать, потрогать, познать. Учиться – значит исследовать мир.

СЛАЙД 7. Исследовательские проекты, которые я применяю в своей практике, по своему содержанию можно разделить по следующим направлениям:

Исследования, содержащие в себе элементы химического анализа. Это исследовательские проекты на стыке нескольких наук: биологии, химии и экологии.

Исследовательский проект: «Исследование растительного покрова на наличие соединений свинца вблизи автомобильной трассы Москва – Минеральные Воды».

СЛАЙД 8.СЛАЙД 13. Исследовательский проект: «Исследование растительного покрова на наличие соединений свинца вблизи автомобильной трассы Москва – Минеральные Воды».

СЛАЙД 14. Натурные исследования. Исследовательские проекты, направленные на изучение биологии и экологии объектов живой природы.

СЛАЙД 15. Вегетативное развитие Навозника серого (чернильного).

СЛАЙД 16. Гриб – сапрофит. Характеристика Навозника серого (чернильного). Систематическое положение.

СЛАЙД 17. Гриб – паразит. Трутовик ложный или дубовый.

СЛАЙД 18. Характеристика Трутовика ложного или дубового.

СЛАЙД 19. Гриб – сапрофит. Шампиньон луговой (обыкновенный) – печерица.

СЛАЙД 20. Спорограмма.

СЛАЙД 21. Домашний эксперимент. Исследовательский проект: «Плесневые грибы: друзья и враги».

СЛАЙД 22. Материалы и оборудование.

СЛАЙД 23. Рабочие моменты.

СЛАЙД 24. Выращивание плесневого гриба – мукора.

СЛАЙД 25. Результаты. Выводы. Практические рекомендации.



  1. Целевое назначение проблемно-исследовательского обучения:

  • - Создание условий для развития детей;

  • - Активизация и развитие качеств продуктивного мышления;

  • - Формирование методов и способов научного познания, исследовательских навыков, поисковых процедур;

  • - Стимулирование познавательных мотивов: интереса детей к самостоятельному решению проблем (к получению реального, имеющего социальный и личностный смысл, результата), осознание значимости знаний;

  • - Развитие способностей к анализу и рефлексии.

Главная педагогическая цель любого проекта – формирование различных ключевых компетенций, под которыми понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.

Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения «знания», сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей, и на этой базе - возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний.

На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.

  1. Воспитательные аспекты научно-исследовательской деятельности учащихся

Исследовательская деятельность позволяет решать одновременно вопросы обучения, развития и воспитания подрастающего поколения. Однако воспитательные аспекты  исследовательской деятельности учащихся могут  проявиться не сразу, а в течение жизни человека. 
При выборе темы исследования ученик впервые серьезно задумался о проблеме волнующей его.  Уже при выборе темы исследования формируется активная жизненная позиция, любовь и уважение к своей малой родине, бережное  и ответственное отношении отношение к природе и людям.  Авторы работ осознают актуальность проблемы, значимость ее для себя, общества. При выполнении исследования идет воспитание таких качеств, как:

СЛАЙД 26.

  • Целеустремленность (автор до конца довел свое исследование);

  • Желание и готовность продолжить свое образование;

  • Серьезное отношение к своему выбору; 

  • Трудолюбие и настойчивость;

  • Исследовательский стиль мышления;

  • Нравственность, стойкость убеждений, интерес к другой личности;

  • Формирование системы ценностных ориентаций;

  • Внутренняя толерантность (способность к принятию решений и размышления над проблемой).

Таким образом, воспитательный аспект исследовательской деятельности заключается в том, что формируются коммуникативные компетенции подрастающего поколения (вступление в коммуникацию с целью быть понятым). 


Заповеди творческой личности:

  • Будь хозяином своей судьбы.

  • Достигни успеха в том, что ты любишь.

  • Внеси свой конструктивный вклад в общее дело.

  • Строй свои отношения с людьми на доверии.

  • Развивай свои творческие способности.

  • Культивируй в себе смелость.

  • Заботься о своём здоровье.

  • Старайся мыслить позитивно.

  • Сочетай материальное благополучие с духовным удовлетворением.





























Просмотр содержимого презентации
«phpvG3uDh_Kreativnoe-myshlenie_1»

Министерство образования и науки Республики Калмыкия   Республиканский семинар: «Развитие креативного мышления средствами различного вида творчества».   Тема: «Развитие креативного мышления посредством исследовательской деятельности с детьми». Отырова Людмила Очировна, учитель биологии МБОУ «ЭТЛ» город Элиста, 2015 год

Министерство образования и науки Республики Калмыкия Республиканский семинар: «Развитие креативного мышления средствами различного вида творчества». Тема: «Развитие креативного мышления посредством исследовательской деятельности с детьми».

Отырова Людмила Очировна,

учитель биологии МБОУ «ЭТЛ»

город Элиста, 2015 год

Виды исследовательской деятельности На уроке: Во внеурочное время: Применение исследовательских методов; Проведение учебного эксперимента; Нетрадиционные уроки; Домашние задания исследовательского характера.  Подготовка и участие в олимпиадах по биологии и экологии; Участие в конкурсах, природоохранных мероприятиях и акциях; Участие в образовательных экспедициях; Написание творческих работ; Написание рефератов ; Выполнение проектно-исследовательских работ  Летние задания (сбор гербарий, коллекций).

Виды исследовательской деятельности

На уроке:

Во внеурочное время:

  • Применение исследовательских методов;
  • Проведение учебного эксперимента;
  • Нетрадиционные уроки;
  • Домашние задания исследовательского характера.
  • Подготовка и участие в олимпиадах по биологии и экологии;
  • Участие в конкурсах, природоохранных мероприятиях и акциях;
  • Участие в образовательных экспедициях;
  • Написание творческих работ;
  • Написание рефератов ;
  • Выполнение проектно-исследовательских работ
  • Летние задания

(сбор гербарий, коллекций).

Исследовательская деятельность в форме проекта Цель: Создание проектно-исследовательской работы, способной конкурировать с исследовательскими работами муниципальных, республиканских и всероссийских конкурсов и конференций. Задачи:

Исследовательская деятельность в форме проекта

Цель: Создание проектно-исследовательской работы, способной конкурировать с исследовательскими работами муниципальных, республиканских и всероссийских конкурсов и конференций.

Задачи:

  • Создать информационное поле для исследователя;
  • Подготовить информационно-методическое обеспечение и сопровождение исследуемой проблемы;
  • Провести практическую часть исследования;
  • Сделать анализ полученных результатов и сформулировать выводы и рекомендации;
  • Воспитать культуру публичных выступлений у исследователя;
  • Формировать устойчивые мотивы к научно-исследовательской деятельности.
Структура исследовательской работы:

Структура исследовательской работы:

  • Введение
  • Обзор литературы
  • Материал и методика исследования
  • Характеристика района исследования
  • Результаты исследования и их обсуждение
  • Выводы, практические рекомендации, перспективы для дальнейшей работы
  • Библиографический список
  • Приложение
Этапы исследовательской деятельности 1 этап – организационный - выбор темы - постановка проблемы - планирование   2 этап – реализации (основной)

Этапы исследовательской деятельности

1 этап – организационный

  • - выбор темы
  • - постановка проблемы
  • - планирование

2 этап – реализации (основной)

  • - работа с различными источниками информации
  • - проведение собственных исследований
  • - обработка текстового, научно-графического материала
  • - коррекция промежуточных результатов
  • - оформление работы в соответствии с требованиями
Этапы исследовательской деятельности 3 этап – презентация (этап завершения работы)  - защита работы - сопоставление целей и результатов   4 этап – рефлексивно-оценочный

Этапы исследовательской деятельности

3 этап – презентация (этап завершения работы)

  • - защита работы
  • - сопоставление целей и результатов

4 этап – рефлексивно-оценочный

Химический анализ  «Исследование растительного покрова на наличие соединений свинца вблизи автомобильной трассы Москва – Минеральные Воды»  1 этап – организационный (выбор темы, постановка проблемы, планирование).  Объект исследования :  Полынь бело – земельная – Artemisia  lecheiana Well .    Полынь крымская (таврическая) – Artemisia  taurica Willd L .

Химический анализ «Исследование растительного покрова на наличие соединений свинца вблизи автомобильной трассы Москва – Минеральные Воды» 1 этап – организационный (выбор темы, постановка проблемы, планирование). Объект исследования : Полынь бело – земельная – Artemisia lecheiana Well . Полынь крымская (таврическая) – Artemisia taurica Willd L .

2 этап – этап реализации  Пункты сбора растительного материала: у самой дороги, в 10 м, 25 м, 50 м, 100 м от дороги.

2 этап – этап реализации Пункты сбора растительного материала: у самой дороги, в 10 м, 25 м, 50 м, 100 м от дороги.

Этап реализации – проведение собственных исследований.  Методика – «Определение наличия соединений свинца из выхлопных газов автомобильного транспорта в растениях» Каждый исследуемый образец растительной массы двух видов полыни помещается в отдельный пакет и снабжается этикеткой с нумерацией Готовится растительная навеска каждого образца: растения мелко измельчаются и взвешивается определенная порция (100 г)

Этап реализации – проведение собственных исследований. Методика – «Определение наличия соединений свинца из выхлопных газов автомобильного транспорта в растениях»

Каждый исследуемый образец растительной массы двух видов полыни помещается в отдельный пакет и снабжается этикеткой с нумерацией

Готовится растительная навеска каждого образца: растения мелко измельчаются и взвешивается определенная порция (100 г)

Основной этап Полученную смесь, при непрерывном перемешивании, выпаривается на спиртовке до получения густой консистенции в течение 3-4 минут. В фарфоровой чашке измельченная растительная кашица тщательно перемешивается с 50 мл 96%-го спирта и 50 мл воды.

Основной этап

Полученную смесь, при непрерывном перемешивании, выпаривается на спиртовке до получения густой консистенции в течение 3-4 минут.

В фарфоровой чашке измельченная растительная кашица тщательно перемешивается с 50 мл 96%-го спирта и 50 мл воды.

Основной этап – проведение собственных исследований практической направленности. Полученный экстракт растительной вытяжки сначала охлаждается, а затем фильтруется Фильтрат помещается в пронумерованные пробирки и приливается реагент – раствор сернокислого натрия.

Основной этап – проведение собственных исследований практической направленности.

Полученный экстракт растительной вытяжки сначала охлаждается, а затем фильтруется

Фильтрат помещается в пронумерованные пробирки и приливается реагент – раствор сернокислого натрия.

Свинец, входящий в состав выхлопных газов автомобильных двигателей, играет роль антидетонатора – это тетраметил- или тетраэтилсвинец – прибавляют к большинству бензинов, начиная с 1923г. в количестве 80 мг/л. При движении автомобиля от 25 до 75% этого свинца выбрасывается в атмосферу, оседая в виде свинцовой пыли на растительный покров. Свинец относится к 1 классу опасных веществ. Интенсивность окрашивания раствора в темный цвет зависит от концентрации солей свинца: чем ближе к автомагистрали, тем выше количество выбросов свинца; чем дальше от нее, тем меньше свинца - зависимость прямая. Наличие соединений свинца определяется по изменению окраски раствора: контрольный образец – светлый, а опытный приобретает темный цвет, что свидетельствует о наличии соединений свинца. Пункт сбора – у самой кромки дороги.

Свинец, входящий в состав выхлопных газов автомобильных двигателей, играет роль антидетонатора – это тетраметил- или тетраэтилсвинец – прибавляют к большинству бензинов, начиная с 1923г. в количестве 80 мг/л. При движении автомобиля от 25 до 75% этого свинца выбрасывается в атмосферу, оседая в виде свинцовой пыли на растительный покров. Свинец относится к 1 классу опасных веществ.

Интенсивность окрашивания раствора в темный цвет зависит от концентрации солей свинца: чем ближе к автомагистрали, тем выше количество выбросов свинца; чем дальше от нее, тем меньше свинца - зависимость прямая.

Наличие соединений свинца определяется по изменению окраски раствора: контрольный образец – светлый, а опытный приобретает темный цвет, что свидетельствует о наличии соединений свинца. Пункт сбора – у самой кромки дороги.

Выводы: Загрязнение растительного покрова соединениями свинца на близлежащей территории автомобильной трассы «Москва – Минеральные Воды» присутствует. Интенсивность загрязнения убывает по мере удаления от автотрассы: чем дальше от дороги, тем меньше концентрация свинца. Практические рекомендации: а) Не собирать в лекарственных целях растения, в том числе и полынь, вблизи автодороги; б) По возможности не использовать территорию вблизи автомагистрали как «выпаса» для домашних животных, а уводить их подальше от нее.

Выводы:

  • Загрязнение растительного покрова соединениями свинца на близлежащей территории автомобильной трассы «Москва – Минеральные Воды» присутствует.
  • Интенсивность загрязнения убывает по мере удаления от автотрассы: чем дальше от дороги, тем меньше концентрация свинца.

Практические рекомендации:

а) Не собирать в лекарственных целях растения, в том числе и полынь, вблизи автодороги;

б) По возможности не использовать территорию вблизи автомагистрали как «выпаса» для домашних животных, а уводить их подальше от нее.

«Природа учит понимать прекрасное.  Любовь к родной стороне невозможна без любви к ее природе»   К. Паустовский  Натурные исследования Исследовательский проект: «Изучение видового состава грибов, произрастающих в Республике Калмыкия»  Цель:  изучить видовой состав грибов, произрастающих в нашей республике. Задачи:

«Природа учит понимать прекрасное. Любовь к родной стороне невозможна без любви к ее природе» К. Паустовский Натурные исследования

Исследовательский проект:

«Изучение видового состава грибов, произрастающих в Республике Калмыкия»

Цель: изучить видовой состав грибов, произрастающих в нашей республике.

Задачи:

  • Сделать литературный обзор по данной теме;
  • Собрать материал для исследования;
  • С помощью электронного атласа определить видовую принадлежность грибов;
  • Изучить результаты и сделать выводы.
Вегетативное развитие Навозника серого (чернильного) – Coprinus atramentharius  Колония грибов – сапрофитов.  Пищевые свойства. Молодой гриб съедобен. Однако, надо учесть, что он обладает значительным противоалкогольным свойством. После его употребления в пищу в течение довольно длительного времени употребление спиртных напитков вызывает временное отравление, симптомы которого вскоре проходят..

Вегетативное развитие Навозника серого (чернильного) – Coprinus atramentharius Колония грибов – сапрофитов. Пищевые свойства. Молодой гриб съедобен. Однако, надо учесть, что он обладает значительным противоалкогольным свойством. После его употребления в пищу в течение довольно длительного времени употребление спиртных напитков вызывает временное отравление, симптомы которого вскоре проходят..

Гриб – сапрофит. Условно съедобен .  Распространение . Встречается по всей России.  Местообитание. Растет не одиночно, а образует целую колонию грибов на выгонах, в садах, огородах.  Плодоношение. С августа по октябрь. Развитие происходит очень быстро, буквально за 2 – 3 дня созревают споры, которые распространяются (изливаются) в виде чернильной жидкости вокруг колонии.

Гриб – сапрофит. Условно съедобен . Распространение . Встречается по всей России. Местообитание. Растет не одиночно, а образует целую колонию грибов на выгонах, в садах, огородах. Плодоношение. С августа по октябрь. Развитие происходит очень быстро, буквально за 2 – 3 дня созревают споры, которые распространяются (изливаются) в виде чернильной жидкости вокруг колонии.

  • Царство Грибы – Mycota
  • Отдел Настоящие грибы – Eymycota
  • Класс Базидиомицеты – Basidomycetes
  • Подкласс Гомобазидиомицеты – Homobasidomycetes
  • Группа Пластинчатые, или Шампиньоновые, или Агариковые – Agaricales
  • Семейство Навозниковые, или Копринусовые – Coprinaceae
  • Род Навозник, или Копринус – Coprinus ( Fr .) S . F . Gray
  • Вид Навозник серый, Навозник чернильный – Coprinus atramentharius
Гриб – паразит. Гриб несъедобный.  Хозяйственное значение. Опасный паразит лиственных деревьев, вызывающий белую сердцевинную гниль стволов растущих деревьев. Является облигатным паразитом, живущим только на живом организме.     Царство Грибы – Mycota Отдел  Настоящие грибы – Eymycota Класс  Базидиомицеты – Basidomycetes Подкласс  Гомобазидиомицеты – Homobasidomycetidae Порядок  Непластинчатые, или Афиллофоровые – Aphyllophorales Семейство Гименохетовые – Hymenochaetaceae Род Феллинус – Phellinus Quel . Вид Трутовик ложный, или дубовый – Phellinus igniarius

Гриб – паразит. Гриб несъедобный. Хозяйственное значение. Опасный паразит лиственных деревьев, вызывающий белую сердцевинную гниль стволов растущих деревьев. Является облигатным паразитом, живущим только на живом организме.

Царство Грибы – Mycota

Отдел Настоящие грибы – Eymycota

Класс Базидиомицеты – Basidomycetes

Подкласс Гомобазидиомицеты – Homobasidomycetidae

Порядок Непластинчатые, или Афиллофоровые – Aphyllophorales

Семейство Гименохетовые – Hymenochaetaceae

Род Феллинус – Phellinus Quel .

Вид Трутовик ложный, или дубовый – Phellinus igniarius

Плодовое тело. Плодовые тела мнолетние, сначала бугорчатошаровидные, затем копытовидные, сидячие, длиной 2 – 15 см, 8 – 10 см шириной, 1,5 – 7 см толщиной, одиночные или реже черепитчаторасположенные. Плодовые тела приурочены к местам выхода сучьев и формируются наиболее часто на высоте человеческого роста, ориентированы на север.  Рыжеватые или коричневые с серым налетом, с возрастом приобретают матовую корку, растрескивающуюся концентрическими бороздками, с закругленным или притупленным, ржаво – бурым серым краем. Ткань деревянистая, очень твердая. Гименофор трубчатый, слоистый, с возрастом зарастает белым мицелием .   Местообитание. Плодовые тела обитают на живых деревьях, после гибели некоторое время могут развиваться на мертвой древесине. Плодоношение. Растет с ранней весны до поздней осени. Заражение дерева происходит через трещины коры, в местах глубоких повреждений при обломке сучьев. Распространение. В России встречается повсеместно, является одним из наиболее распространенных видов трутовиков. Предположительно космополит.

Плодовое тело. Плодовые тела мнолетние, сначала бугорчатошаровидные, затем копытовидные, сидячие, длиной 2 – 15 см, 8 – 10 см шириной, 1,5 – 7 см толщиной, одиночные или реже черепитчаторасположенные. Плодовые тела приурочены к местам выхода сучьев и формируются наиболее часто на высоте человеческого роста, ориентированы на север. Рыжеватые или коричневые с серым налетом, с возрастом приобретают матовую корку, растрескивающуюся концентрическими бороздками, с закругленным или притупленным, ржаво – бурым серым краем. Ткань деревянистая, очень твердая. Гименофор трубчатый, слоистый, с возрастом зарастает белым мицелием .

Местообитание. Плодовые тела обитают на живых деревьях, после гибели некоторое время могут развиваться на мертвой древесине.

Плодоношение. Растет с ранней весны до поздней осени. Заражение дерева происходит через трещины коры, в местах глубоких повреждений при обломке сучьев.

Распространение. В России встречается повсеместно, является одним из наиболее распространенных видов трутовиков. Предположительно космополит.

Гриб – сапрофит. Гриб съедобный.  Распространение. По всей территории России. Наиболее часто встречается в Европейской части России, на Северном Кавказе, в Нижнем Поволжье.  Царство Грибы – Mycota Отдел  Настоящие грибы – Eymycota Класс  Базидиомицеты – Basidomycetes Подкласс  Гомобазидиомицеты – Homobasidomycetidae Группа  Пластинчатые или Шампиньоновые, или Агариковые – Agaricales Семейство  Шампиньоновые или Агариковые – Agaricaceae Вид  Шампиньон луговой или Шампиньон обыкновенный, или Печерица – Agaricus campestris

Гриб – сапрофит. Гриб съедобный. Распространение. По всей территории России. Наиболее часто встречается в Европейской части России, на Северном Кавказе, в Нижнем Поволжье.

Царство Грибы – Mycota

Отдел Настоящие грибы – Eymycota

Класс Базидиомицеты – Basidomycetes

Подкласс Гомобазидиомицеты – Homobasidomycetidae

Группа Пластинчатые или Шампиньоновые, или Агариковые – Agaricales

Семейство Шампиньоновые или Агариковые – Agaricaceae

Вид Шампиньон луговой или Шампиньон обыкновенный, или Печерица – Agaricus campestris

Шампиньон обыкновенный, помещенный в сосуд с водой для снятия спорограммы.  Спорограмма Шампиньона обыкновенного, на котором видны высыпавшиеся споры темного цвета.   

Шампиньон обыкновенный, помещенный в сосуд с водой для снятия спорограммы. Спорограмма Шампиньона обыкновенного, на котором видны высыпавшиеся споры темного цвета.  

Науки юношей питают,  отраду старым подают,  В счастливой жизни украшают,  в несчастный случай берегут.   М. В. Ломоносов  Домашний эксперимент.  Исследовательский проект: «Плесневые грибы: друзья и враги» Цель : изучить биологию плесневых грибов и вырастить в домашних условиях плесень. Задачи:

Науки юношей питают, отраду старым подают, В счастливой жизни украшают, в несчастный случай берегут. М. В. Ломоносов Домашний эксперимент. Исследовательский проект: «Плесневые грибы: друзья и враги»

Цель : изучить биологию плесневых грибов и вырастить в домашних условиях плесень.

Задачи:

  • Сделать краткий литературный обзор по данной теме;
  • Подготовить материалы и оборудование для эксперимента;
  • Поставить домашний эксперимент по выращиванию плесневых грибов;
  • Изучить результаты и сделать выводы, рекомендации;
  • Приготовить самостоятельно препарат гриба – мукора.
Материалы и оборудование для эксперимента: керамические пиалы, прокаленный речной песок, уксусная кислота, вода, ватные диски, пленка, белый (пшеничный и черный ()ржано-пшеничный) хлеб.  Обработка емкостей – пиал раствором уксусной кислоты.

Материалы и оборудование для эксперимента: керамические пиалы, прокаленный речной песок, уксусная кислота, вода, ватные диски, пленка, белый (пшеничный и черный ()ржано-пшеничный) хлеб. Обработка емкостей – пиал раствором уксусной кислоты.

Рабочие моменты: идет заправка пиал прокаленным речным песком и смачивание его кипяченой водой.

Рабочие моменты: идет заправка пиал прокаленным речным песком и смачивание его кипяченой водой.

Выращивание плесневого гриба – мукора на хлебе пшеничном и ржано-пшеничном. Все емкости герметично накрыты полиэтиленовой пленкой, снабжены этикетками и помещены были в теплое место, возле печи . Пиалы:  1 а – необработанная уксусом – хлеб черный (ржано-пшеничный ); 1 б – обработанная уксусом – хлеб черный (ржано-пшеничный); 2 а – необработанная уксусом – хлеб белый(пшеничный);  2 б – обработанная уксусом – хлеб белый (пшеничный)

Выращивание плесневого гриба – мукора на хлебе пшеничном и ржано-пшеничном. Все емкости герметично накрыты полиэтиленовой пленкой, снабжены этикетками и помещены были в теплое место, возле печи .

Пиалы:

1 а – необработанная уксусом – хлеб черный (ржано-пшеничный );

1 б – обработанная уксусом – хлеб черный (ржано-пшеничный);

2 а – необработанная уксусом – хлеб белый(пшеничный);

2 б – обработанная уксусом – хлеб белый (пшеничный)

Результаты: Первое появление мицелия гриба – мукора наблюдалось на хлебе пшеничном в пиале 2а, не обработанной столовым уксусом, на третьи сутки, затем в пиале 2б, обработанной столовым уксусом, на шестые сутки; Появление мицелия гриба – мукора наблюдалось на хлебе ржаном в пиале 1а, не обработанной столовым уксусом, на четвертые сутки, затем в пиале 1б, обработанной столовым уксусом, на девятые сутки.

Выводы:

  • Хранение хлеба в герметично закрытых полиэтиленовым пакетом пиалах при комнатной температуре вызывает рост плесени.
  • Мицелий плесневых грибов развивается в первую очередь на хлебе пшеничном в пиале, не обработанной столовым уксусом. Затем плесень появляется на ржаном хлебе в пиале, не обработанной уксусом, далее на хлебе пшеничном в пиале, не обработанной уксусом и, в последнюю очередь, плесень появляется на ржаном хлебе в пиале, обработанной столовым уксусом.
  • Если обработать емкость, где хранится хлеб, столовым уксусом, то это предотвращает или замедляет рост плесневых грибов;

Рекомендации:

  • Рекомендовать домашним хозяйкам хранить хлеб в заранее обработанных раствором столового уксуса емкостях или в бумажных пакетах, или матерчатых хлопчатобумажных мешочках. Обработку уксусом производить хотя бы раз в 6 – 7 дней. Это в том случае, если хлеб хранится при комнатной температуре.
  • Ни в коем случае нельзя употреблять в пищу продукты с плесенью, так как это может вызвать отравление. При этом нужно не жалея, выбрасывать весь кусок, а не отрезать в целях экономии только участок с плесенью, а остальное съедать. Нет, гифы плесневых грибов поражают продукт невероятно быстро.

 

Воспитательные аспекты исследовательской деятельности учащихся:

Воспитательные аспекты исследовательской деятельности учащихся:

  • Целеустремленность (автор до конца довел свое исследование);
  • Желание и готовность продолжить свое образование;
  • Серьезное отношение к своему выбору; 
  • Трудолюбие и настойчивость;
  • Исследовательский стиль мышления;
  • Нравственность, стойкость убеждений, интерес к другой личности;
  • Формирование системы ценностных ориентаций;
  • Внутренняя толерантность (способность к принятию решений и размышления над проблемой).

Просмотр содержимого презентации
«Презентация КРЕАТИВ»

Министерство образования и науки Республики Калмыкия   Республиканский семинар: «Развитие креативного мышления средствами различного вида творчества».   Тема: «Развитие креативного мышления посредством исследовательской деятельности с детьми». Отырова Людмила Очировна, учитель биологии МБОУ «ЭТЛ» город Элиста, 2015 год

Министерство образования и науки Республики Калмыкия Республиканский семинар: «Развитие креативного мышления средствами различного вида творчества». Тема: «Развитие креативного мышления посредством исследовательской деятельности с детьми».

Отырова Людмила Очировна,

учитель биологии МБОУ «ЭТЛ»

город Элиста, 2015 год

Виды исследовательской деятельности На уроке: Во внеурочное время: Применение исследовательских методов; Проведение учебного эксперимента; Нетрадиционные уроки; Домашние задания исследовательского характера.  Подготовка и участие в олимпиадах по биологии и экологии; Участие в конкурсах, природоохранных мероприятиях и акциях; Участие в образовательных экспедициях; Написание творческих работ; Написание рефератов ; Выполнение проектно-исследовательских работ  Летние задания (сбор гербарий, коллекций).

Виды исследовательской деятельности

На уроке:

Во внеурочное время:

  • Применение исследовательских методов;
  • Проведение учебного эксперимента;
  • Нетрадиционные уроки;
  • Домашние задания исследовательского характера.
  • Подготовка и участие в олимпиадах по биологии и экологии;
  • Участие в конкурсах, природоохранных мероприятиях и акциях;
  • Участие в образовательных экспедициях;
  • Написание творческих работ;
  • Написание рефератов ;
  • Выполнение проектно-исследовательских работ
  • Летние задания

(сбор гербарий, коллекций).

Исследовательская деятельность в форме проекта Цель: Создание проектно-исследовательской работы, способной конкурировать с исследовательскими работами муниципальных, республиканских и всероссийских конкурсов и конференций. Задачи:

Исследовательская деятельность в форме проекта

Цель: Создание проектно-исследовательской работы, способной конкурировать с исследовательскими работами муниципальных, республиканских и всероссийских конкурсов и конференций.

Задачи:

  • Создать информационное поле для исследователя;
  • Подготовить информационно-методическое обеспечение и сопровождение исследуемой проблемы;
  • Провести практическую часть исследования;
  • Сделать анализ полученных результатов и сформулировать выводы и рекомендации;
  • Воспитать культуру публичных выступлений у исследователя;
  • Формировать устойчивые мотивы к научно-исследовательской деятельности.
Структура исследовательской работы:

Структура исследовательской работы:

  • Введение
  • Обзор литературы
  • Материал и методика исследования
  • Характеристика района исследования
  • Результаты исследования и их обсуждение
  • Выводы, практические рекомендации, перспективы для дальнейшей работы
  • Библиографический список
  • Приложение
Этапы исследовательской деятельности 1 этап – организационный - выбор темы - постановка проблемы - планирование   2 этап – реализации (основной)

Этапы исследовательской деятельности

1 этап – организационный

  • - выбор темы
  • - постановка проблемы
  • - планирование

2 этап – реализации (основной)

  • - работа с различными источниками информации
  • - проведение собственных исследований
  • - обработка текстового, научно-графического материала
  • - коррекция промежуточных результатов
  • - оформление работы в соответствии с требованиями
Этапы исследовательской деятельности 3 этап – презентация (этап завершения работы)  - защита работы - сопоставление целей и результатов   4 этап – рефлексивно-оценочный

Этапы исследовательской деятельности

3 этап – презентация (этап завершения работы)

  • - защита работы
  • - сопоставление целей и результатов

4 этап – рефлексивно-оценочный

Химический анализ  «Исследование растительного покрова на наличие соединений свинца вблизи автомобильной трассы Москва – Минеральные Воды»  1 этап – организационный (выбор темы, постановка проблемы, планирование).  Объект исследования :  Полынь бело – земельная – Artemisia  lecheiana Well .    Полынь крымская (таврическая) – Artemisia  taurica Willd L .

Химический анализ «Исследование растительного покрова на наличие соединений свинца вблизи автомобильной трассы Москва – Минеральные Воды» 1 этап – организационный (выбор темы, постановка проблемы, планирование). Объект исследования : Полынь бело – земельная – Artemisia lecheiana Well . Полынь крымская (таврическая) – Artemisia taurica Willd L .

2 этап – этап реализации  Пункты сбора растительного материала: у самой дороги, в 10 м, 25 м, 50 м, 100 м от дороги.

2 этап – этап реализации Пункты сбора растительного материала: у самой дороги, в 10 м, 25 м, 50 м, 100 м от дороги.

Этап реализации – проведение собственных исследований.  Методика – «Определение наличия соединений свинца из выхлопных газов автомобильного транспорта в растениях» Каждый исследуемый образец растительной массы двух видов полыни помещается в отдельный пакет и снабжается этикеткой с нумерацией Готовится растительная навеска каждого образца: растения мелко измельчаются и взвешивается определенная порция (100 г)

Этап реализации – проведение собственных исследований. Методика – «Определение наличия соединений свинца из выхлопных газов автомобильного транспорта в растениях»

Каждый исследуемый образец растительной массы двух видов полыни помещается в отдельный пакет и снабжается этикеткой с нумерацией

Готовится растительная навеска каждого образца: растения мелко измельчаются и взвешивается определенная порция (100 г)

Основной этап Полученную смесь, при непрерывном перемешивании, выпаривается на спиртовке до получения густой консистенции в течение 3-4 минут. В фарфоровой чашке измельченная растительная кашица тщательно перемешивается с 50 мл 96%-го спирта и 50 мл воды.

Основной этап

Полученную смесь, при непрерывном перемешивании, выпаривается на спиртовке до получения густой консистенции в течение 3-4 минут.

В фарфоровой чашке измельченная растительная кашица тщательно перемешивается с 50 мл 96%-го спирта и 50 мл воды.

Основной этап – проведение собственных исследований практической направленности. Полученный экстракт растительной вытяжки сначала охлаждается, а затем фильтруется Фильтрат помещается в пронумерованные пробирки и приливается реагент – раствор сернокислого натрия.

Основной этап – проведение собственных исследований практической направленности.

Полученный экстракт растительной вытяжки сначала охлаждается, а затем фильтруется

Фильтрат помещается в пронумерованные пробирки и приливается реагент – раствор сернокислого натрия.

Свинец, входящий в состав выхлопных газов автомобильных двигателей, играет роль антидетонатора – это тетраметил- или тетраэтилсвинец – прибавляют к большинству бензинов, начиная с 1923г. в количестве 80 мг/л. При движении автомобиля от 25 до 75% этого свинца выбрасывается в атмосферу, оседая в виде свинцовой пыли на растительный покров. Свинец относится к 1 классу опасных веществ. Интенсивность окрашивания раствора в темный цвет зависит от концентрации солей свинца: чем ближе к автомагистрали, тем выше количество выбросов свинца; чем дальше от нее, тем меньше свинца - зависимость прямая. Наличие соединений свинца определяется по изменению окраски раствора: контрольный образец – светлый, а опытный приобретает темный цвет, что свидетельствует о наличии соединений свинца. Пункт сбора – у самой кромки дороги.

Свинец, входящий в состав выхлопных газов автомобильных двигателей, играет роль антидетонатора – это тетраметил- или тетраэтилсвинец – прибавляют к большинству бензинов, начиная с 1923г. в количестве 80 мг/л. При движении автомобиля от 25 до 75% этого свинца выбрасывается в атмосферу, оседая в виде свинцовой пыли на растительный покров. Свинец относится к 1 классу опасных веществ.

Интенсивность окрашивания раствора в темный цвет зависит от концентрации солей свинца: чем ближе к автомагистрали, тем выше количество выбросов свинца; чем дальше от нее, тем меньше свинца - зависимость прямая.

Наличие соединений свинца определяется по изменению окраски раствора: контрольный образец – светлый, а опытный приобретает темный цвет, что свидетельствует о наличии соединений свинца. Пункт сбора – у самой кромки дороги.

Выводы: Загрязнение растительного покрова соединениями свинца на близлежащей территории автомобильной трассы «Москва – Минеральные Воды» присутствует. Интенсивность загрязнения убывает по мере удаления от автотрассы: чем дальше от дороги, тем меньше концентрация свинца. Практические рекомендации: а) Не собирать в лекарственных целях растения, в том числе и полынь, вблизи автодороги; б) По возможности не использовать территорию вблизи автомагистрали как «выпаса» для домашних животных, а уводить их подальше от нее.

Выводы:

  • Загрязнение растительного покрова соединениями свинца на близлежащей территории автомобильной трассы «Москва – Минеральные Воды» присутствует.
  • Интенсивность загрязнения убывает по мере удаления от автотрассы: чем дальше от дороги, тем меньше концентрация свинца.

Практические рекомендации:

а) Не собирать в лекарственных целях растения, в том числе и полынь, вблизи автодороги;

б) По возможности не использовать территорию вблизи автомагистрали как «выпаса» для домашних животных, а уводить их подальше от нее.

«Природа учит понимать прекрасное.  Любовь к родной стороне невозможна без любви к ее природе»   К. Паустовский  Натурные исследования Исследовательский проект: «Изучение видового состава грибов, произрастающих в Республике Калмыкия»  Цель:  изучить видовой состав грибов, произрастающих в нашей республике. Задачи:

«Природа учит понимать прекрасное. Любовь к родной стороне невозможна без любви к ее природе» К. Паустовский Натурные исследования

Исследовательский проект:

«Изучение видового состава грибов, произрастающих в Республике Калмыкия»

Цель: изучить видовой состав грибов, произрастающих в нашей республике.

Задачи:

  • Сделать литературный обзор по данной теме;
  • Собрать материал для исследования;
  • С помощью электронного атласа определить видовую принадлежность грибов;
  • Изучить результаты и сделать выводы.
Вегетативное развитие Навозника серого (чернильного) – Coprinus atramentharius  Колония грибов – сапрофитов.  Пищевые свойства. Молодой гриб съедобен. Однако, надо учесть, что он обладает значительным противоалкогольным свойством. После его употребления в пищу в течение довольно длительного времени употребление спиртных напитков вызывает временное отравление, симптомы которого вскоре проходят..

Вегетативное развитие Навозника серого (чернильного) – Coprinus atramentharius Колония грибов – сапрофитов. Пищевые свойства. Молодой гриб съедобен. Однако, надо учесть, что он обладает значительным противоалкогольным свойством. После его употребления в пищу в течение довольно длительного времени употребление спиртных напитков вызывает временное отравление, симптомы которого вскоре проходят..

Гриб – сапрофит. Условно съедобен .  Распространение . Встречается по всей России.  Местообитание. Растет не одиночно, а образует целую колонию грибов на выгонах, в садах, огородах.  Плодоношение. С августа по октябрь. Развитие происходит очень быстро, буквально за 2 – 3 дня созревают споры, которые распространяются (изливаются) в виде чернильной жидкости вокруг колонии.

Гриб – сапрофит. Условно съедобен . Распространение . Встречается по всей России. Местообитание. Растет не одиночно, а образует целую колонию грибов на выгонах, в садах, огородах. Плодоношение. С августа по октябрь. Развитие происходит очень быстро, буквально за 2 – 3 дня созревают споры, которые распространяются (изливаются) в виде чернильной жидкости вокруг колонии.

  • Царство Грибы – Mycota
  • Отдел Настоящие грибы – Eymycota
  • Класс Базидиомицеты – Basidomycetes
  • Подкласс Гомобазидиомицеты – Homobasidomycetes
  • Группа Пластинчатые, или Шампиньоновые, или Агариковые – Agaricales
  • Семейство Навозниковые, или Копринусовые – Coprinaceae
  • Род Навозник, или Копринус – Coprinus ( Fr .) S . F . Gray
  • Вид Навозник серый, Навозник чернильный – Coprinus atramentharius
Гриб – паразит. Гриб несъедобный.  Хозяйственное значение. Опасный паразит лиственных деревьев, вызывающий белую сердцевинную гниль стволов растущих деревьев. Является облигатным паразитом, живущим только на живом организме.     Царство Грибы – Mycota Отдел  Настоящие грибы – Eymycota Класс  Базидиомицеты – Basidomycetes Подкласс  Гомобазидиомицеты – Homobasidomycetidae Порядок  Непластинчатые, или Афиллофоровые – Aphyllophorales Семейство Гименохетовые – Hymenochaetaceae Род Феллинус – Phellinus Quel . Вид Трутовик ложный, или дубовый – Phellinus igniarius

Гриб – паразит. Гриб несъедобный. Хозяйственное значение. Опасный паразит лиственных деревьев, вызывающий белую сердцевинную гниль стволов растущих деревьев. Является облигатным паразитом, живущим только на живом организме.

Царство Грибы – Mycota

Отдел Настоящие грибы – Eymycota

Класс Базидиомицеты – Basidomycetes

Подкласс Гомобазидиомицеты – Homobasidomycetidae

Порядок Непластинчатые, или Афиллофоровые – Aphyllophorales

Семейство Гименохетовые – Hymenochaetaceae

Род Феллинус – Phellinus Quel .

Вид Трутовик ложный, или дубовый – Phellinus igniarius

Плодовое тело. Плодовые тела мнолетние, сначала бугорчатошаровидные, затем копытовидные, сидячие, длиной 2 – 15 см, 8 – 10 см шириной, 1,5 – 7 см толщиной, одиночные или реже черепитчаторасположенные. Плодовые тела приурочены к местам выхода сучьев и формируются наиболее часто на высоте человеческого роста, ориентированы на север.  Рыжеватые или коричневые с серым налетом, с возрастом приобретают матовую корку, растрескивающуюся концентрическими бороздками, с закругленным или притупленным, ржаво – бурым серым краем. Ткань деревянистая, очень твердая. Гименофор трубчатый, слоистый, с возрастом зарастает белым мицелием .   Местообитание. Плодовые тела обитают на живых деревьях, после гибели некоторое время могут развиваться на мертвой древесине. Плодоношение. Растет с ранней весны до поздней осени. Заражение дерева происходит через трещины коры, в местах глубоких повреждений при обломке сучьев. Распространение. В России встречается повсеместно, является одним из наиболее распространенных видов трутовиков. Предположительно космополит.

Плодовое тело. Плодовые тела мнолетние, сначала бугорчатошаровидные, затем копытовидные, сидячие, длиной 2 – 15 см, 8 – 10 см шириной, 1,5 – 7 см толщиной, одиночные или реже черепитчаторасположенные. Плодовые тела приурочены к местам выхода сучьев и формируются наиболее часто на высоте человеческого роста, ориентированы на север. Рыжеватые или коричневые с серым налетом, с возрастом приобретают матовую корку, растрескивающуюся концентрическими бороздками, с закругленным или притупленным, ржаво – бурым серым краем. Ткань деревянистая, очень твердая. Гименофор трубчатый, слоистый, с возрастом зарастает белым мицелием .

Местообитание. Плодовые тела обитают на живых деревьях, после гибели некоторое время могут развиваться на мертвой древесине.

Плодоношение. Растет с ранней весны до поздней осени. Заражение дерева происходит через трещины коры, в местах глубоких повреждений при обломке сучьев.

Распространение. В России встречается повсеместно, является одним из наиболее распространенных видов трутовиков. Предположительно космополит.

Гриб – сапрофит. Гриб съедобный.  Распространение. По всей территории России. Наиболее часто встречается в Европейской части России, на Северном Кавказе, в Нижнем Поволжье.  Царство Грибы – Mycota Отдел  Настоящие грибы – Eymycota Класс  Базидиомицеты – Basidomycetes Подкласс  Гомобазидиомицеты – Homobasidomycetidae Группа  Пластинчатые или Шампиньоновые, или Агариковые – Agaricales Семейство  Шампиньоновые или Агариковые – Agaricaceae Вид  Шампиньон луговой или Шампиньон обыкновенный, или Печерица – Agaricus campestris

Гриб – сапрофит. Гриб съедобный. Распространение. По всей территории России. Наиболее часто встречается в Европейской части России, на Северном Кавказе, в Нижнем Поволжье.

Царство Грибы – Mycota

Отдел Настоящие грибы – Eymycota

Класс Базидиомицеты – Basidomycetes

Подкласс Гомобазидиомицеты – Homobasidomycetidae

Группа Пластинчатые или Шампиньоновые, или Агариковые – Agaricales

Семейство Шампиньоновые или Агариковые – Agaricaceae

Вид Шампиньон луговой или Шампиньон обыкновенный, или Печерица – Agaricus campestris

Шампиньон обыкновенный, помещенный в сосуд с водой для снятия спорограммы.  Спорограмма Шампиньона обыкновенного, на котором видны высыпавшиеся споры темного цвета.   

Шампиньон обыкновенный, помещенный в сосуд с водой для снятия спорограммы. Спорограмма Шампиньона обыкновенного, на котором видны высыпавшиеся споры темного цвета.  

Науки юношей питают,  отраду старым подают,  В счастливой жизни украшают,  в несчастный случай берегут.   М. В. Ломоносов  Домашний эксперимент.  Исследовательский проект: «Плесневые грибы: друзья и враги» Цель : изучить биологию плесневых грибов и вырастить в домашних условиях плесень. Задачи:

Науки юношей питают, отраду старым подают, В счастливой жизни украшают, в несчастный случай берегут. М. В. Ломоносов Домашний эксперимент. Исследовательский проект: «Плесневые грибы: друзья и враги»

Цель : изучить биологию плесневых грибов и вырастить в домашних условиях плесень.

Задачи:

  • Сделать краткий литературный обзор по данной теме;
  • Подготовить материалы и оборудование для эксперимента;
  • Поставить домашний эксперимент по выращиванию плесневых грибов;
  • Изучить результаты и сделать выводы, рекомендации;
  • Приготовить самостоятельно препарат гриба – мукора.
Материалы и оборудование для эксперимента: керамические пиалы, прокаленный речной песок, уксусная кислота, вода, ватные диски, пленка, белый (пшеничный и черный ()ржано-пшеничный) хлеб.  Обработка емкостей – пиал раствором уксусной кислоты.

Материалы и оборудование для эксперимента: керамические пиалы, прокаленный речной песок, уксусная кислота, вода, ватные диски, пленка, белый (пшеничный и черный ()ржано-пшеничный) хлеб. Обработка емкостей – пиал раствором уксусной кислоты.

Рабочие моменты: идет заправка пиал прокаленным речным песком и смачивание его кипяченой водой.

Рабочие моменты: идет заправка пиал прокаленным речным песком и смачивание его кипяченой водой.

Выращивание плесневого гриба – мукора на хлебе пшеничном и ржано-пшеничном. Все емкости герметично накрыты полиэтиленовой пленкой, снабжены этикетками и помещены были в теплое место, возле печи . Пиалы:  1 а – необработанная уксусом – хлеб черный (ржано-пшеничный ); 1 б – обработанная уксусом – хлеб черный (ржано-пшеничный); 2 а – необработанная уксусом – хлеб белый(пшеничный);  2 б – обработанная уксусом – хлеб белый (пшеничный)

Выращивание плесневого гриба – мукора на хлебе пшеничном и ржано-пшеничном. Все емкости герметично накрыты полиэтиленовой пленкой, снабжены этикетками и помещены были в теплое место, возле печи .

Пиалы:

1 а – необработанная уксусом – хлеб черный (ржано-пшеничный );

1 б – обработанная уксусом – хлеб черный (ржано-пшеничный);

2 а – необработанная уксусом – хлеб белый(пшеничный);

2 б – обработанная уксусом – хлеб белый (пшеничный)

Результаты: Первое появление мицелия гриба – мукора наблюдалось на хлебе пшеничном в пиале 2а, не обработанной столовым уксусом, на третьи сутки, затем в пиале 2б, обработанной столовым уксусом, на шестые сутки; Появление мицелия гриба – мукора наблюдалось на хлебе ржаном в пиале 1а, не обработанной столовым уксусом, на четвертые сутки, затем в пиале 1б, обработанной столовым уксусом, на девятые сутки.

Выводы:

  • Хранение хлеба в герметично закрытых полиэтиленовым пакетом пиалах при комнатной температуре вызывает рост плесени.
  • Мицелий плесневых грибов развивается в первую очередь на хлебе пшеничном в пиале, не обработанной столовым уксусом. Затем плесень появляется на ржаном хлебе в пиале, не обработанной уксусом, далее на хлебе пшеничном в пиале, не обработанной уксусом и, в последнюю очередь, плесень появляется на ржаном хлебе в пиале, обработанной столовым уксусом.
  • Если обработать емкость, где хранится хлеб, столовым уксусом, то это предотвращает или замедляет рост плесневых грибов;

Рекомендации:

  • Рекомендовать домашним хозяйкам хранить хлеб в заранее обработанных раствором столового уксуса емкостях или в бумажных пакетах, или матерчатых хлопчатобумажных мешочках. Обработку уксусом производить хотя бы раз в 6 – 7 дней. Это в том случае, если хлеб хранится при комнатной температуре.
  • Ни в коем случае нельзя употреблять в пищу продукты с плесенью, так как это может вызвать отравление. При этом нужно не жалея, выбрасывать весь кусок, а не отрезать в целях экономии только участок с плесенью, а остальное съедать. Нет, гифы плесневых грибов поражают продукт невероятно быстро.

 

Воспитательные аспекты исследовательской деятельности учащихся:

Воспитательные аспекты исследовательской деятельности учащихся:

  • Целеустремленность (автор до конца довел свое исследование);
  • Желание и готовность продолжить свое образование;
  • Серьезное отношение к своему выбору; 
  • Трудолюбие и настойчивость;
  • Исследовательский стиль мышления;
  • Нравственность, стойкость убеждений, интерес к другой личности;
  • Формирование системы ценностных ориентаций;
  • Внутренняя толерантность (способность к принятию решений и размышления над проблемой).