Министерство образования и науки Республики Калмыкия Республиканский семинар: «Развитие креативного мышления средствами различного вида творчества». Тема: «Развитие креативного мышления посредством исследовательской деятельности с детьми».
Отырова Людмила Очировна,
учитель биологии МБОУ «ЭТЛ»
город Элиста, 2015 год
Виды исследовательской деятельности
На уроке:
Во внеурочное время:
- Применение исследовательских методов;
- Проведение учебного эксперимента;
- Нетрадиционные уроки;
- Домашние задания исследовательского характера.
- Подготовка и участие в олимпиадах по биологии и экологии;
- Участие в конкурсах, природоохранных мероприятиях и акциях;
- Участие в образовательных экспедициях;
- Написание творческих работ;
- Написание рефератов ;
- Выполнение проектно-исследовательских работ
(сбор гербарий, коллекций).
Исследовательская деятельность в форме проекта
Цель: Создание проектно-исследовательской работы, способной конкурировать с исследовательскими работами муниципальных, республиканских и всероссийских конкурсов и конференций.
Задачи:
- Создать информационное поле для исследователя;
- Подготовить информационно-методическое обеспечение и сопровождение исследуемой проблемы;
- Провести практическую часть исследования;
- Сделать анализ полученных результатов и сформулировать выводы и рекомендации;
- Воспитать культуру публичных выступлений у исследователя;
- Формировать устойчивые мотивы к научно-исследовательской деятельности.
Структура исследовательской работы:
- Введение
- Обзор литературы
- Материал и методика исследования
- Характеристика района исследования
- Результаты исследования и их обсуждение
- Выводы, практические рекомендации, перспективы для дальнейшей работы
- Библиографический список
- Приложение
Этапы исследовательской деятельности
1 этап – организационный
- - выбор темы
- - постановка проблемы
- - планирование
2 этап – реализации (основной)
- - работа с различными источниками информации
- - проведение собственных исследований
- - обработка текстового, научно-графического материала
- - коррекция промежуточных результатов
- - оформление работы в соответствии с требованиями
Этапы исследовательской деятельности
3 этап – презентация (этап завершения работы)
- - защита работы
- - сопоставление целей и результатов
4 этап – рефлексивно-оценочный
Химический анализ «Исследование растительного покрова на наличие соединений свинца вблизи автомобильной трассы Москва – Минеральные Воды» 1 этап – организационный (выбор темы, постановка проблемы, планирование). Объект исследования : Полынь бело – земельная – Artemisia lecheiana Well . Полынь крымская (таврическая) – Artemisia taurica Willd L .
2 этап – этап реализации Пункты сбора растительного материала: у самой дороги, в 10 м, 25 м, 50 м, 100 м от дороги.
Этап реализации – проведение собственных исследований. Методика – «Определение наличия соединений свинца из выхлопных газов автомобильного транспорта в растениях»
Каждый исследуемый образец растительной массы двух видов полыни помещается в отдельный пакет и снабжается этикеткой с нумерацией
Готовится растительная навеска каждого образца: растения мелко измельчаются и взвешивается определенная порция (100 г)
Основной этап
Полученную смесь, при непрерывном перемешивании, выпаривается на спиртовке до получения густой консистенции в течение 3-4 минут.
В фарфоровой чашке измельченная растительная кашица тщательно перемешивается с 50 мл 96%-го спирта и 50 мл воды.
Основной этап – проведение собственных исследований практической направленности.
Полученный экстракт растительной вытяжки сначала охлаждается, а затем фильтруется
Фильтрат помещается в пронумерованные пробирки и приливается реагент – раствор сернокислого натрия.
Свинец, входящий в состав выхлопных газов автомобильных двигателей, играет роль антидетонатора – это тетраметил- или тетраэтилсвинец – прибавляют к большинству бензинов, начиная с 1923г. в количестве 80 мг/л. При движении автомобиля от 25 до 75% этого свинца выбрасывается в атмосферу, оседая в виде свинцовой пыли на растительный покров. Свинец относится к 1 классу опасных веществ.
Интенсивность окрашивания раствора в темный цвет зависит от концентрации солей свинца: чем ближе к автомагистрали, тем выше количество выбросов свинца; чем дальше от нее, тем меньше свинца - зависимость прямая.
Наличие соединений свинца определяется по изменению окраски раствора: контрольный образец – светлый, а опытный приобретает темный цвет, что свидетельствует о наличии соединений свинца. Пункт сбора – у самой кромки дороги.
Выводы:
- Загрязнение растительного покрова соединениями свинца на близлежащей территории автомобильной трассы «Москва – Минеральные Воды» присутствует.
- Интенсивность загрязнения убывает по мере удаления от автотрассы: чем дальше от дороги, тем меньше концентрация свинца.
Практические рекомендации:
а) Не собирать в лекарственных целях растения, в том числе и полынь, вблизи автодороги;
б) По возможности не использовать территорию вблизи автомагистрали как «выпаса» для домашних животных, а уводить их подальше от нее.
«Природа учит понимать прекрасное. Любовь к родной стороне невозможна без любви к ее природе» К. Паустовский Натурные исследования
Исследовательский проект:
«Изучение видового состава грибов, произрастающих в Республике Калмыкия»
Цель: изучить видовой состав грибов, произрастающих в нашей республике.
Задачи:
- Сделать литературный обзор по данной теме;
- Собрать материал для исследования;
- С помощью электронного атласа определить видовую принадлежность грибов;
- Изучить результаты и сделать выводы.
Вегетативное развитие Навозника серого (чернильного) – Coprinus atramentharius Колония грибов – сапрофитов. Пищевые свойства. Молодой гриб съедобен. Однако, надо учесть, что он обладает значительным противоалкогольным свойством. После его употребления в пищу в течение довольно длительного времени употребление спиртных напитков вызывает временное отравление, симптомы которого вскоре проходят..
Гриб – сапрофит. Условно съедобен . Распространение . Встречается по всей России. Местообитание. Растет не одиночно, а образует целую колонию грибов на выгонах, в садах, огородах. Плодоношение. С августа по октябрь. Развитие происходит очень быстро, буквально за 2 – 3 дня созревают споры, которые распространяются (изливаются) в виде чернильной жидкости вокруг колонии.
- Царство Грибы – Mycota
- Отдел Настоящие грибы – Eymycota
- Класс Базидиомицеты – Basidomycetes
- Подкласс Гомобазидиомицеты – Homobasidomycetes
- Группа Пластинчатые, или Шампиньоновые, или Агариковые – Agaricales
- Семейство Навозниковые, или Копринусовые – Coprinaceae
- Род Навозник, или Копринус – Coprinus ( Fr .) S . F . Gray
- Вид Навозник серый, Навозник чернильный – Coprinus atramentharius
Гриб – паразит. Гриб несъедобный. Хозяйственное значение. Опасный паразит лиственных деревьев, вызывающий белую сердцевинную гниль стволов растущих деревьев. Является облигатным паразитом, живущим только на живом организме.
Царство Грибы – Mycota
Отдел Настоящие грибы – Eymycota
Класс Базидиомицеты – Basidomycetes
Подкласс Гомобазидиомицеты – Homobasidomycetidae
Порядок Непластинчатые, или Афиллофоровые – Aphyllophorales
Семейство Гименохетовые – Hymenochaetaceae
Род Феллинус – Phellinus Quel .
Вид Трутовик ложный, или дубовый – Phellinus igniarius
Плодовое тело. Плодовые тела мнолетние, сначала бугорчатошаровидные, затем копытовидные, сидячие, длиной 2 – 15 см, 8 – 10 см шириной, 1,5 – 7 см толщиной, одиночные или реже черепитчаторасположенные. Плодовые тела приурочены к местам выхода сучьев и формируются наиболее часто на высоте человеческого роста, ориентированы на север. Рыжеватые или коричневые с серым налетом, с возрастом приобретают матовую корку, растрескивающуюся концентрическими бороздками, с закругленным или притупленным, ржаво – бурым серым краем. Ткань деревянистая, очень твердая. Гименофор трубчатый, слоистый, с возрастом зарастает белым мицелием .
Местообитание. Плодовые тела обитают на живых деревьях, после гибели некоторое время могут развиваться на мертвой древесине.
Плодоношение. Растет с ранней весны до поздней осени. Заражение дерева происходит через трещины коры, в местах глубоких повреждений при обломке сучьев.
Распространение. В России встречается повсеместно, является одним из наиболее распространенных видов трутовиков. Предположительно космополит.
Гриб – сапрофит. Гриб съедобный. Распространение. По всей территории России. Наиболее часто встречается в Европейской части России, на Северном Кавказе, в Нижнем Поволжье.
Царство Грибы – Mycota
Отдел Настоящие грибы – Eymycota
Класс Базидиомицеты – Basidomycetes
Подкласс Гомобазидиомицеты – Homobasidomycetidae
Группа Пластинчатые или Шампиньоновые, или Агариковые – Agaricales
Семейство Шампиньоновые или Агариковые – Agaricaceae
Вид Шампиньон луговой или Шампиньон обыкновенный, или Печерица – Agaricus campestris
Шампиньон обыкновенный, помещенный в сосуд с водой для снятия спорограммы. Спорограмма Шампиньона обыкновенного, на котором видны высыпавшиеся споры темного цвета.
Науки юношей питают, отраду старым подают, В счастливой жизни украшают, в несчастный случай берегут. М. В. Ломоносов Домашний эксперимент. Исследовательский проект: «Плесневые грибы: друзья и враги»
Цель : изучить биологию плесневых грибов и вырастить в домашних условиях плесень.
Задачи:
- Сделать краткий литературный обзор по данной теме;
- Подготовить материалы и оборудование для эксперимента;
- Поставить домашний эксперимент по выращиванию плесневых грибов;
- Изучить результаты и сделать выводы, рекомендации;
- Приготовить самостоятельно препарат гриба – мукора.
Материалы и оборудование для эксперимента: керамические пиалы, прокаленный речной песок, уксусная кислота, вода, ватные диски, пленка, белый (пшеничный и черный ()ржано-пшеничный) хлеб. Обработка емкостей – пиал раствором уксусной кислоты.
Рабочие моменты: идет заправка пиал прокаленным речным песком и смачивание его кипяченой водой.
Выращивание плесневого гриба – мукора на хлебе пшеничном и ржано-пшеничном. Все емкости герметично накрыты полиэтиленовой пленкой, снабжены этикетками и помещены были в теплое место, возле печи .
Пиалы:
1 а – необработанная уксусом – хлеб черный (ржано-пшеничный );
1 б – обработанная уксусом – хлеб черный (ржано-пшеничный);
2 а – необработанная уксусом – хлеб белый(пшеничный);
2 б – обработанная уксусом – хлеб белый (пшеничный)
Результаты: Первое появление мицелия гриба – мукора наблюдалось на хлебе пшеничном в пиале 2а, не обработанной столовым уксусом, на третьи сутки, затем в пиале 2б, обработанной столовым уксусом, на шестые сутки; Появление мицелия гриба – мукора наблюдалось на хлебе ржаном в пиале 1а, не обработанной столовым уксусом, на четвертые сутки, затем в пиале 1б, обработанной столовым уксусом, на девятые сутки.
Выводы:
- Хранение хлеба в герметично закрытых полиэтиленовым пакетом пиалах при комнатной температуре вызывает рост плесени.
- Мицелий плесневых грибов развивается в первую очередь на хлебе пшеничном в пиале, не обработанной столовым уксусом. Затем плесень появляется на ржаном хлебе в пиале, не обработанной уксусом, далее на хлебе пшеничном в пиале, не обработанной уксусом и, в последнюю очередь, плесень появляется на ржаном хлебе в пиале, обработанной столовым уксусом.
- Если обработать емкость, где хранится хлеб, столовым уксусом, то это предотвращает или замедляет рост плесневых грибов;
Рекомендации:
- Рекомендовать домашним хозяйкам хранить хлеб в заранее обработанных раствором столового уксуса емкостях или в бумажных пакетах, или матерчатых хлопчатобумажных мешочках. Обработку уксусом производить хотя бы раз в 6 – 7 дней. Это в том случае, если хлеб хранится при комнатной температуре.
- Ни в коем случае нельзя употреблять в пищу продукты с плесенью, так как это может вызвать отравление. При этом нужно не жалея, выбрасывать весь кусок, а не отрезать в целях экономии только участок с плесенью, а остальное съедать. Нет, гифы плесневых грибов поражают продукт невероятно быстро.
Воспитательные аспекты исследовательской деятельности учащихся:
- Целеустремленность (автор до конца довел свое исследование);
- Желание и готовность продолжить свое образование;
- Серьезное отношение к своему выбору;
- Трудолюбие и настойчивость;
- Исследовательский стиль мышления;
- Нравственность, стойкость убеждений, интерес к другой личности;
- Формирование системы ценностных ориентаций;
- Внутренняя толерантность (способность к принятию решений и размышления над проблемой).