СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие креативности и формирование социально – профессиональных компетенций в рамках учебной дисциплины «Технологические процессы изготовления деталей машин»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье изложен опыт преподавателя по формированию социально-профессиональных компетенций,условия развития  интеллектуального и творческого потенциала студентов в рамках учебной дисциплины СПО.

Просмотр содержимого документа
«Развитие креативности и формирование социально – профессиональных компетенций в рамках учебной дисциплины «Технологические процессы изготовления деталей машин»»

Развитие креативности и формирование

социально – профессиональных компетенций

в рамках учебной дисциплины «Технологические процессы

изготовления деталей машин»


автор: преподаватель Васильева Н.В.

Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Курский электромеханический техникум»

E-mail: [email protected]


В статье изложен опыт преподавателя по формированию социально-профессиональных компетенций, условия развития интеллектуального и творческого потенциала студентов в рамках учебной дисциплины СПО


Сегодняшнее общество делает запрос на креативную личность, умеющую успешно решать возникающие проблемы и оптимально изменять свое поведение. Креативность - это личностная способность человека к творчеству; способность придумывать что-то новое, необыкновенное, способность удивлять и видеть мир по – особенному. Современная система образования в рамках СПО, связанная с гуманизацией учебно-воспитательного процесса, обуславливает необходимость создания определенных условий для развития творческой личности студента, формирование его как активного субъекта образовательной деятельности, а в дальнейшем – творческого специалиста. Творческая активность человека несет в себе не только личностное развитие, но и прогресс. От таланта, способностей техника что–то придумывать, проектировать и пробовать новое, наилучшее в конкретной ситуации, зависит процветание предприятия, поэтому преподаватели должны развивать в студентах креативных личностей, «мотивированных изнутри». Подростковый возраст является таким периодом развития, который оказывает влияние на становление личности в целом. Молодое поколение стремится к самосовершенствованию, независимости, отказу от стереотипов, поэтому есть необходимость целенаправленного формирования креативности в студенческие годы, и образовательное учреждение должно создать для этого необходимые условия.

Дисциплина «Технологические процессы изготовления деталей машин» изучается на третьем и четвертом курсах, когда фактически студенты уже завершают изучение специальных дисциплин, хорошо знают производство, знакомы с технологией проектных работ, исследовательской деятельностью. Уроки по дисциплине построены таким образом, где значительное время отведено практическим занятиям по созданию новых современных технологий изготовления деталей. Есть существенные отличия этого курса от других дисциплин. Дело в том, что на любой процесс проектирования студент всегда получает конкретное задание с исходными данными от преподавателя, здесь же он сам по чертежу детали проектирует технологию, преподаватель выполняет лишь корректировку этих действий.

Изначально хотелось сделать так, чтобы данная дисциплина приобрела бы особый вес в глазах студентов и принесла максимум пользы в дальнейшей профессиональной деятельности. Поскольку учебная программа разработана преподавателем самостоятельно, то и тематика занятий и весь перечень практических работ были составлены так, чтобы эффективно использовать интерактивные технологии с элементами проблемного и проектного обучения.

Содержание всех тем базируется на междисциплинарных связях, а организация деятельности студентов - на личностно-ориентированном подходе.

Условия развития креативности студентов в ходе освоения дисциплины сводятся к следующему:

  • социальное подкрепление творческого поведения (организация презентаций проектов, производственные экскурсии и т.п.);

  • адекватная позитивная самооценка при проектировании (через обсуждение заданий, анализа конструкции детали, технологических расчетов).

  • внутренняя мотивация к творчеству (обостренное восприятие недостатков уже существующих технологий обработки изделий, желание модифицировать их, оригинальность решений в выборе технологического оборудования и инструментов, желание поделиться своим опытом, проявление лидерства в определенном виде деятельности);

  • реализация принципов гуманистической психологии (принятие, поддержка на этапе проектирования).

На уроках не происходит «вынужденного» творчества, т.е. студенты не работают над технологиями, которые им не интересны, а сами выбирают маршрут обработки детали, оборудование, инструменты. Не все студенты, конечно, верно рассчитывают свои силы и оценивают степень возможностей (знаний, опыта, сложности проекта), но, в своем большинстве, работают с интересом, проявляют фантазию, энтузиазм, и приобретают при этом важнейшие для техника качества: умение работать с людьми, учатся реально оценивать свои возможности и уровень знаний, опыт в проектно-конструкторской деятельности.

Несомненно, при использовании интерактивной технологии обучения колоссальную роль играет самостоятельная работа студента. Поэтому на занятиях уделяется внимание рекомендациям по организации самостоятельной работы, так чтобы эта работа имела системный характер, целенаправленный и последовательный.

Часто успешное завершение проекта заканчивается тем, что студент сам, проявляя инициативу, уже за рамками данной дисциплины, изъявляет желание самостоятельно спроектировать новую технологию обработки детали, где качество ее намного выше, выбор инструментов сложнее и оригинальнее. Вызывается искренняя радость за таких студентов, они не споткнутся на пороге жизни, т.к. научились быть самостоятельным и уже почти стали специалистами. Да, часто студенты не создают новых ценных проектов, но, выполняя исследования, осуществляя поиск идей, развивают свои креативные способности, преподаватель же должен создавать для их деятельности специальные ситуации, которые «заставляют постоянно размышлять и обдумывать проблему, требующую нестандартного решения.

Опыт работы в качестве инженера-технолога на машиностроительном предприятии помогает, чем нужно обязательно «вооружить» студента, а что и он и сам без особого труда сможет освоить в профессиональной деятельности. Что главное в профессии – это не только знания и опыт, которые приобретаются специалистами за многие годы, но и умения вести анализ, принимать проектно-конструкторские решения, что и позволяет осуществлять быструю и безупречную разработку технологии производства с минимальными затратами.

В ходе занятий по дисциплине развивается интеллектуальный, творческий потенциал у будущих специалистов, именно так они могут «двигать вперед» производство и не бояться конкурентов, а этого можно достичь, только устранив в работе формализм, заменив его реальным творчеством, воспитав потребность работать самостоятельно с фантазией, с огромной заинтересованностью в результатах своего труда.

Интерактивная технология обучения в преподавании дисциплины (формы, методы, приемы) адаптирована к возрастным особенностям студентов, традиционным этическим нормам и культуре общества, где учтены в организации проектной, исследовательской деятельности требования времени, реальные возможности развивающегося производства.

Роль преподавателя заключается также в развитии творчества через индивидуальные консультации, которые помогают студентам принимать неординарные решения. Эти решения порой даются совсем непросто, приходится вместе обсуждать особенности изготовления конкретных деталей, но всегда ожидаются предложения и решения от самого студента, а помощь оказывается лишь в самой «тупиковой» ситуации. Творческий потенциал в молодости огромен, но опыт мал, для этого создаются такие ситуационные задачи, где студенты сами могли бы выбрать (определить) правильный ход действий, а потом применить его в практике. Постепенно у многих студентов вырабатывается так называемая профессиональная работоспособность, за счет расширения сфер деятельности.

Современное производство испытывает сейчас недостаток креативных специалистах, для которых решение разносторонних профессиональных задач было бы обычной, каждодневной работой. Важно, чтобы выпускник СПО свободно владел своей профессией и хорошо ориентировался в смежных областях деятельности, а также был способен к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, был готовым к постоянному росту в профессиональной карьере.

Хорошо подготовленный специалист, креативным мышлением представляет богатство не меньше, чем оборудование и технологии.


Литература

  1. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / под ред. Д. А. Леонтьева. Москва: Смысл, 2004. 608 с.

  2. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наукова думка, 2008. 60 с.

Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Акмеология: учебное пособие. С.-Петер-

  1. бург: Питер, 2003. 256 с.