СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие критического мышления на уроках иностранного языка как средство повышения эффективности усвоения лексического материала

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию УУД, является технология развития критического мышления, целью которой является развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.

Цель работы - рассмотреть технологию развития критического мышления на уроках иностранного языка как средство повышения эффективности усвоения лексического материала.

Просмотр содержимого документа
«Развитие критического мышления на уроках иностранного языка как средство повышения эффективности усвоения лексического материала»


Развитие критического мышления на уроках иностранного языка как средство повышения эффективности усвоения лексического материала


Проектная работа












Исполнитель:

Кудрящова Анна Михайловна ___________________________













Введение


Актуальность темы данной работы заключается в том, что в связи с переходом образовательных учреждений на ФГОС второго поколения обучение иностранным языкам в современной школе предполагает обновление форм, методов и содержания языкового образования на основе личностно-ориентированного подхода с максимальным учётом интересов учащихся и на основе использования современных технологий.

Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию УУД, является технология развития критического мышления, целью которой является развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.

Цель нашей работы - рассмотреть технологию развития критического мышления на уроках иностранного языка как средство повышения эффективности усвоения лексического материала.

Данная технология позволяет добиваться таких образовательных результатов, как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

На современном этапе в обучении школьников значимое место отводится изучению английского языка как одного из самых простых языков. Но, тем не менее, он является чужим для изучающих его школьников, поскольку это язык, который также необходимо чувствовать и уметь пользоваться лексическим материалом с учетом всех оттенков значения слов при построении устных и письменных высказываний. Лексический навык важен и в чтении, и в говорении, и в письме. Именно поэтому обучение лексике становится одной из ключевых целей преподавания английского языка.

Сложность обучения лексике состоит в том, что язык является динамической системой, претерпевающей постоянные изменения: слова переходят из одного лексического пласта в другой, появляются новые слова «неологизмы», а некоторые слова перестают употребляться вообще. Кроме того, необходимо создание таких условий, которые повысят объем активного словаря учащихся и сведут к минимуму переход слов в пассивный словарь.

Преподаватель должен быть в постоянной готовности к решению вышеуказанных проблем, что актуализирует внедрение инновационных техник в процесс обучения лексике. В последнее время технология развития критического мышления активно используется для формирования навыков и умений в области чтения и письма, нам же интересна возможность использования приемов данной технологии в процессе работы над лексическим материалом.

Глава 1 Использование технологии критического мышления на уроках английского языка


1.1. Определение понятия «критическое мышление» и характерные особенности технологии развития критического мышления


По поводу понятия «критическое мышление» существует большое разнообразие мнений и оценок: с одной стороны, оно ассоциируется с негативным, так как предполагает спор, конфликт; с другой стороны, объединяет понятия «критическое мышление», «аналитическое мышление», «логическое мышление», «творческое мышление» и т.д. Хотя термин «критическое мышление» известен очень давно из работ таких известных психологов, как Ж. Пиаже, Дж. Бруннер, Л. С. Выготский, в профессиональном языке педагогов-практиков в России его стали употреблять сравнительно недавно.

Сегодня в различных научных исследованиях можно найти определение термина «критическое мышление». Дж. А. Браус и Д. Вуд определяют его как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. Критическое мышление, по их мнению, - поиск здравого смысла и умение отказаться от собственных предубеждений.

Д. Халперн определяет критическое мышление в своей работе «Психология критического мышления» как направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью, и целенаправленностью, его отличает использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата.

Мы будем опираться на следующее определение:

Критическое мышление (англ. critical thinking) - система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам.

Набор ключевых навыков, необходимых для критического мышления, включает в себя наблюдательность, способность к интерпретации, анализу, выведению заключений, способность давать оценки. Критическое мышление применяет логику, а также опирается на метазнание и широкие критерии интеллектуальности, такие как ясность, правдоподобие, точность, значимость, глубина, кругозор и справедливость. Эмоциональность, творческое воображение, ценностные установки также являются составными частями критического мышления.

Для того чтобы учащийся мог воспользоваться своим критическим мышлением, ему важно развить в себе ряд качеств, среди которых Д. Халперн выделяет:

- Готовность к планированию. Мысли часто возникают хаотично. Важно упорядочить их, выстроить последовательность изложения. Упорядоченность мысли – признак уверенности.

- Гибкость. Если учащийся не готов воспринимать идеи других, он никогда не сможет стать генератором собственных идей и мыслей. Гибкость позволяет подождать с вынесением суждения, пока ученик не обладает разнообразной информацией.

- Настойчивость. Часто, сталкиваясь с трудной задачей, мы откладываем ее решение на потом. Вырабатывая настойчивость в напряжении ума, ученик обязательно добьется гораздо лучших результатов в обучении.

- Готовность исправлять свои ошибки. Критически мыслящий человек не будет оправдывать свои неправильные решения, а сделает выводы, воспользуется ошибкой для продолжения обучения.

- Осознание. Это очень важное качество, предполагающее умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений.

- Поиск компромиссных решений. Важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний.

Что дает использование данной технологии учащимся и учителю.

Технология критического мышления дает ученику:

- повышение эффективности восприятия информации;

- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;

- умение критически мыслить;

- умение ответственно относиться к собственному образованию;

- умение работать в сотрудничестве с другими;

- повышение качества образования учеников;

- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Технология критического мышления дает учителю:

- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;

- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;

- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;

- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей

Технология развития критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.

1.2. Структура урока с использованием технологии развития критического мышления


Уроки ИЯ способствуют развитию критического мышления благодаря разнообразному материалу и интерактивным подходам. Технология развития критического мышления через чтение и письмо выделяется среди инновационных педагогических идей удачным сочетанием проблемности и продуктивности обучения с технологичностью урока, эффективными методами и приемами. Используя технологию развития критического мышления на уроках ИЯ, учитель развивает личность ученика в первую очередь при непосредственном обучении ИЯ, в результате чего происходит формирование коммуникативной компетенции, обеспечивающей комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования. Учитель стимулирует интересы ученика, развивает у него желание практически использовать иностранный язык, а так же учиться, делая тем самым реальным достижение успеха в овладении предметом.

Учитель, работающий в рамках технологии критического мышления, должен хорошо осознавать, что продуктивной его работа будет в случае, если правильно выбран:

- информативный материал, способствующий развитию критического мышления;

- метод (отдельный прием, стратегия) занятия.

Получая новую информацию, ученики должны научиться рассматривать ее с различных точек зрения, делать выводы относительно ее ценности и точности. На уроках ИЯ необходимо привлекать информацию, при которой учащийся должен осознавать, что изучение ИЯ в большей степени связано с его личностью и интересами, нежели с заданными учителем приемами и средствами обучения.

По технологии развития критического мышления используется модульный урок, состоящий из трех этапов:

Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Первая стадия – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

Вторая стадия – «осмысление». Эта стадия позволяет ученику получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями, проанализировать новую информацию и уже имеющиеся знания.

Третья стадия – «рефлексия»- размышления. На этом этапе основным является целостное осмысление, обобщение полученной информации, формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Рассмотрим подробнее каждый из приведенных этапов. Существуют конкретные приемы и стратегии работы на этапе вызова, на этапе осмысления и на этапе рефлексии.


Технология развития критического мышления – стадии и методические приемы

Технологичекие

этапы

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Возможные

приемы и методы

I стадия (фаза)

Вызов:

- актуализация имею-щихся знаний;

- пробуждение инте-реса к получению новой информации;

- постановка учеником собственных целей обучения.

Направлена на вызов у учащихся уже имею-щихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их дея-тельности, мотивацию к дальнейшей работе.

Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположе-ния), систематизирует информацию до изуче-ния нового материала, задает вопросы, на которые хочет полу-чить ответы.

Составление списка «известной инфор-мации»:

рассказ-предположе-ние по ключевым словам;

систематизация мате-риала (графическая): кластеры, таблицы;

верные и неверные утверждения;

перепутанные логичес-кие цепочки;

мозговая атака;

проблемные вопросы, «толстые» и «тонкие» вопросы и т.д.

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

II стадия (фаза)

Осмысление содержания:

- получение новой информации;

-корректировка учеником поставлен-ных целей обучения.

Направлена на сохра-нение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, посте-пенное продвижение от знания «старого» к «новому».

Ученик читает (слушает) текст, используя предложен-ные учителем актив-ные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации.

Методы активного чтения:

«инсерт»;

«фишбоун»;

«идеал»;

ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;

поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекции, материал раздела). Работа ведется индивидуально или в парах. В групповой работе должны присутствовать два элемента – индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями.

III стадия (фаза) Рефлексия:

-размышление, рождение нового знания;

-постановка учеником новых целей обучения.

Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям-предположе-ниям; внести измене-ния; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержание.

Заполнение кластеров, таблиц.

Установление причинно-следственных связей между блоками информации.

Возврат к ключевым словам, верным и неверным утвержде-ниям.

Ответы на постав-ленные вопросы.

Организация устных и письменных круглых столов.

Организация различ-ных видов дискуссий.

Написание творческих работ.

Исследования по отдельным вопросам темы и т.д.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах.


Отдельные приемы и стратегии, направленные на повышение эффективности работы над лексическим материалом мы рассмотрим во второй главе нашей работы.


Глава 2 Комплекс приемов технологии критического мышления, направленных на формирование лексических навыков


Рассмотрим отдельные приемы и стратегии направленные на повышение эффективности работы над лексическим материалом.

Кластеры

Кластер («гроздь») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластеры могут стать ведущим приемом и на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Кластер – графический прием систематизации материала. Правила очень простые. В центре – это наша тема, а вокруг нее крупные смысловые единицы. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем мы получаем при обычной работе. Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию, полученную до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.

Очень важным этапом является презентация новых кластеров. Задачей этой работы является не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между «гроздями». Например, изучая тему «Спорт», кластер может выглядеть следующим образом:

Пример кластера по теме «Hogmanay или Шотландский Новый год



Концептуальное колесо

Прием «концептуальное колесо» эффективно использовать на стадии вызова. Учащимся необходимо подобрать синонимы к слову, находящемуся в ядре понятийного «колеса», и вписать в секторы колеса. Например: подбор синонимов к слову like:


love

like

to be

fond of

enjoy


Прием «КУБИК» используется на этапе осмысления, а именно на этапе первичного закрепления лексики. Установка на использование новых слов дает учащимся возможность применить на практике как новый вокабуляр, так и ранее изученный. Кроме того, развивается творческое, ассоциативное мышление, повышается мотивированность к работе над иноязычной лексикой у учащихся.

Учителю необходимо до урока изготовить кубик из плотной бумаги. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий:

  1. Опиши это. (Цвет, форма, размеры и т. п.).

  2. Сравни это. (На что похоже и от чего отличается?).

  3. Проассоциируй это. (Что это напоминает?).

  4. Проанализируй это. (Как это сделано, из чего состоит?).

  5. Примени это. (Что с этим можно сделать? Как это можно применить?)

  6. Приведи «за» и «против». (Поддержи или опровергни это).

Ученики делятся на группы. Преподаватель, либо сами учащиеся бросают кубик. Таким образом определяется, в каком ракурсе будет осмысляться та или иная лексика. Кроме того, предоставляется возможность реализовать различные фокусы рассмотрения проблемы, темы, задания. На уроке создается «целостное представление об изучаемом материале; предлагаются условия для конструктивной интерпретации полученной информации».

Активизация лексики по различным темам может продолжаться и на всех остальных этапах урока. И в этом нам помогают методы ТРИЗ. ТРИЗ – это аббревиатура, которая расшифровывается как "теория решения изобретательских задач". Они способствуют решению нетрадиционных задач. Эти методы учат школьников мыслить, и они могут быть применены на разных стадиях (блоках). Для лучшего усвоения лексики, развития навыков монологической речи на основе текста применяются различные способы. Итак, тема «Охрана окружающей среды» Необходимо научить лексике, умению читать введенную лексику, понимать речь, общаться в диалоге. Поставлена задача дать в системе необходимые лексические единицы для развития навыков устной речи, закрепить языковой материал и обогатить речь, сформировать на основе лексики языковые умения и навыки по теме. Чтобы научиться думать, надо научиться придумывать. Предлагается задание написать всю лексику для работы с темой. Ставится проблема, а ребята в ходе ее решения лучше овладевают знаниями и учатся думать. WHAT is ECOLOGY? What does ecology consists of? Одна из составных экологии « Земля»

EARTH

Field

Forest

Rivers

Seas

Lakes

Oceans

Mountains

Insects

Insects

Water

Animals

Flowers

Salt

High

Flowers

Trees

Deep

Salt

Cold

Deep

Low

Bushes

Flowers

Bogs

Pollute

Log

Warm

Stone

Hum

Hum

Shore

Wastes

Frog

Cold

Waterfalls

Clover

Snowdrops

Hollow

Seaweeds

Grass

Pollute

Animals

Snowdrop

Grass

Water plants

Fish

Litter

Fish

Name of mountains


Отрабатывать лексику можно на основе текстов об экологической ситуации в мире, в России и на основе собранного материала о нашем городе. Для удобства работы и успешного усвоения сложного материала класс делится на подгруппы или ребята сами группируются, и при этом практикуется разделение подгруппы на успешных и неуспешных. В течение урока внимание и память учащихся меняются. На уроке ученики составляют чайнворд на тему «Food»

Cherryeasturniplumelonourishoneyoughurtinoodlemonadeatomatorangeggrapesugaradish

Такие чайнворды придумываются ко всем составляющим по теме « Экология»: продукты питания, предметы личной гигиены и товары первой необходимости и др. Продолжаем работу по закреплению лексики. ВЫБИРАЕМ НАУГАД 4 ОБЪЕКТА и к ним подбираем признаки.

sky

Earth

Atmosphere

Home

clear

clean

poisoned

nice

blue

dirty

clean

comfortable

clean

peaceful

fresh

pleasant

grey

polluted

dirty


А теперь попытаемся мысленно присоединить эти признаки к объекту «Экологическое состояние». При известной доле фантазии можно получить классную ЭКОЛОГИЮ. Ecology is clear, clean, blue, nice, not polluted, not poisoned ЭКОЛОГИЯ серая, грязная, зараженная нам не нужна. Часть лексики закрепляем с помощью метода СЕНЕКТИКИ. Применяю МЕТОД личной аналогии. Этот метод позволяет представить себя птичкой, рыбкой, морем, океаном, горой, животным или цветком. Принцип «КРУГИ на ВОДЕ» помогает пофантазировать. Берем любое длинное слово BIRDHOUSE и пишем его ВЕРТИКАЛЬНО и на каждую букву пишем слово горизонтально. Учащиеся составляют рассказ, но есть одно условие: слова не менять местами.

B I R D S

I N

ROOF

DOOR

HEDGE

OPEN

UPSTAIRS

STAIR

EAGLE

I like April, because the birds come back and every day they sit on the roof of my house. They fly into the door of the attic. I see a hedge at a distance. The door is open. I go upstairs. My stair is high. And in the sky I see an eagle. It appears suddenly.

Применим ППФ (простые приемы фантазирования) и составим логические цепочки на основе небольшого рассказа If all the trees (men, axes, seas) were one tree what a great tree (man, axe, sea) it would be. And if that great man took that great axe cut That great tree and dropped it into that great sea, what a great splish-splash it would be

If all flowers were one flower, what a great bunch of flowers it would be. And if the people of our settlement took that bunch and planted them our settlement would be nice



Синквейн – быстрый и мощный инструмент для рефлексии, поскольку он дает возможность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, что отнюдь не просто. Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческого самовыражения. На первых порах можно предложить учащимся составить один синквейн на двоих, с которым оба будут согласны. Это, с одной стороны, облегчит процесс подбора слов, с другой – поможет выбрать наиболее точные. Синквейн обогащает словарный запас учащихся.

Пример: составление синквейна при изучении темы «Праздники».

Holiday

Nationwide, important

Mark, prepare

I like family holidays.

Tradition


Заключение


Рассмотренные приёмы развития критического мышления на уроках английского языка позволяют сделать работу с лексическим материалом на уроках более эффективной, интересной и творческой, а главное – результативной.

Работа по развитию критического мышления в процессе обучения английскому языку позволяет формировать у учащихся социально значимые, нравственно-ценностные мотивы поведения, повышать уровень социализации, развивать креативность и рефлексию, воспитывать инициативность, коммуникативность, динамизм – все, что значимо для формирования потребностно-мотивационной и операционно-технической сфер школьника.

Таким образом, использование ТРКМ на уроках английского языка позволяют значительно увеличить время речевой практики на уроке для каждого ученика, добиться усвоения материала всеми участниками группы, решить разнообразные воспитательные и развивающие задачи. Учитель в свою очередь становится организатором самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся, у него появляются возможности для совершенствования процесса обучения, развития коммуникативной компетенции учащихся, целостного развития их личности.

Анализ работы с ТРКМ как средства повышения эффективности усвоения лексического материала позволяет сделать вывод о ее эффективности в развитии интеллектуальных способностей и формировании навыка мыслительных операций, позволяющих ученику повысить эффективность восприятия информации и интерес как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения; осознать особенности критического мышления; ответственно относиться к собственному образованию; учиться работать в сотрудничестве с другими. Учителю работа с данной технологией позволяет создать в классе атмосферу открытости и сотрудничества; использовать систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения.

Список использованной литературы


  1. Агейчева А.Г. Развитие критического мышления у детей младшего школьного возраста в процессе изучения романа Д. Дефо «Робинзон Крузо»// English.- 2007.- №22.- С.- 5.

  2. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2002. – 176 с.

  3. Генике Е.А., Трифонова Е.А. Развитие критического мышления (Базовая модель). Кн. 1.- М.: БОНФИ, 2002.

  4. Зиновкина М. М. Многоуровневое непрерывное креативное образование в школе // Концепт. – 2012. – № 9 (сентябрь). – ART 12116. – 1,0 п. л. – URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12116.htm.

  5. Ивунина Е. Е. О различных подходах к понятию «критическое мышление» // Молодой ученый. — 2009. — №11. — С. 170-174.

  6. Кларин М. В. Развитие критического и творческого мышления// Школьные технологии.- 2004.- №2.- С. 7.

  7. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учеб.-метод. пособие/И.В. Муштавинская. – СПб: КАРО, 2009.- 144с

  8. Столбунова С. В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо// Русский язык.: газ. Издат. дома «Первое сентября».- 2005.- №3.- С. 27.

  9. Утёмов В. В. Задачи открытого типа как средство развития креативности учащихся средней школы // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». – 4 квартал 2011, ART 11-4-02. – Киров, 2011 г. – URL: http://www.covenok.ru/koncept/2011/11402.htm.

  10. Утёмов В. В. Методика развития креативности учащихся основной школы //Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». – Январь 2012, ART 1202. – Киров, 2012 г. – URL: http://www.covenok.ru/ koncept/2012/1202.htm.