СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие личности дошкольников в игровой деятельности средствами системы развивающего обучения Л.В. Занкова в рамках нового государственного сандарта

Нажмите, чтобы узнать подробности

В процессе своей педагогической деятельности мною неоднократно было замечено, что раннем возрасте некоторые навыки и знания ребенок усваивает намного быстрее и легче, чем тогда, когда станет немного старше, видимо родители это интуитивно чувствуют и именно поэтому сегодня большой популярностью пользуются различные методики раннего развития

Просмотр содержимого документа
«Развитие личности дошкольников в игровой деятельности средствами системы развивающего обучения Л.В. Занкова в рамках нового государственного сандарта»

Развитие личности дошкольников в игровой деятельности средствами системы развивающего обучения Л.В. Занкова дошкольников в рамках нового государственного сандарта



В процессе своей педагогической деятельности мною неоднократно было замечено, что раннем возрасте некоторые навыки и знания ребенок усваивает намного быстрее и легче, чем тогда, когда станет немного старше, видимо родители это интуитивно чувствуют и именно поэтому сегодня большой популярностью пользуются различные методики раннего развития, направленные на всестороннее и полноценное развитие буквально с первых дней жизни.

Одной из таких методик является система Л.В.Занкова, которая пользуется большой популярностью в российской педагогике, но при этом получила неоднозначную оценку родителей. Основная цель методики Л.В.Занкова заключается в воспитании у ребенка отношения к себе как к самодостаточной личности, имеющей право на собственное мнение, способной аргументировано отстаивать его и умеющей здраво рассуждать. Именно поэтому вся система занятий построена на самостоятельности ребенка, когда педагог не преподносит готовые знания, а создает условия для каждого из детей и предоставляет возможность "докопаться" до истин самостоятельно. Система Л.В. Занкова в рамках ФГОС предполагает доверительные отношения между ребенком и педагогом. При этом педагог не только не отказывается от руководящей роли, но и адекватно реагирует на ошибки и поступки ребенка, поскольку по выражению самого Л.В. Занкова: "Ребенок тоже человек, только маленький".

Непосредственно воспитательный процесс В ДОО выстраивается таким образом, чтобы ребенок стремился добывать знания самостоятельно. В процессе игры ведется дискуссия, во время которой ребенок может спорить не только со своими сверстниками, но и с педагогом. Активность ребенка систематически и всячески поощряется, даже если он высказывает ошибочные суждения.

Одной из актуальных проблем педагогической науки является развитие игровой деятельности у дошкольников, которая требует особого внимания и разрешения, как на теоретическом, так и на практическом уровне. Недостаточное внимание педагогов к основам игры, развитию игровых способностей является одним из факторов утраты интереса ребенка к игре, и как следствие формированию инфантильных форм поведения, примитивного восприятия окружающего мира и действительности.

Черезᅠ игруᅠ осуществляется развитие личности ребенкаᅠ:ᅠ совершенствуютсяᅠ его психическиеᅠ процессы,ᅠ развиваютсяᅠ всевозможныеᅠ необходимыеᅠ индивидуальныеᅠ способности,ᅠ приобщениеᅠ кᅠ культуре и социальным нормам. ᅠ Играᅠ –ᅠ этоᅠ такоеᅠ действие,ᅠ черезᅠ котороеᅠ ребенокᅠ постигает ᅠ действительность,ᅠ именно поэтомуᅠ важно,ᅠ чтобыᅠ современныеᅠ игрыᅠ дляᅠ детейᅠ отражалиᅠ реальное времяᅠ иᅠ соответствовалиᅠ ему. Таким образом, проблема развития личности в период дошкольного детства становится одной из актуальных в психолого-педагогических исследованиях.

Нами было проведено исследование, тема которого «Развитие личности дошкольника в игровой деятельности», в ходе которого была выдвинута гипотеза о том, чтора звитие личности дошкольника станет успешным, если в воспитательно-образовательном процессе содержание игровой деятельности обеспечит знакомство детей с многообразием окружающего мира. В ходе исследования было определено и описано развитие личности дошкольника как проблема педагогической деятельности. Выделена сущность и содержание проблемы развития личности дошкольника средствами игровой деятельности. Разработана и экспериментально апробирована программа развития личности дошкольника средствами игровой деятельности, описаны и объяснены результаты экспериментального исследования.

Методологической основой исследования явились положения и концепции, определяющей роль игровой деятельности в развитии личности дошкольника, о развитии личности в процессе игры, принципах единства теории и практики, а также о роли педагога в воспитании и развитии личности ребенка.

Эксперимент проводился на базе дошкольного учебного заведения МБДОУ №2 г. Зеленодольска РТ, 40 человек, девочки и мальчики, 2 группы – контрольная и экспериментальная.

В ходе эксперимента были выявлены возможности использования авторской программы «Игротека». Для инициации развития личностных черт и качеств дошкольников средствами игры, а анализ результатов эксперимента показал, что проделанная работа, нацеленная на развитие личности ребенка через игровую деятельность, посредством включения в воспитательно-образовательный процесс имеет свои положительные результаты. Следовательно, можно сделать вывод о том, что представленная серия занятий, созданные условия и предоставленные возможности для развития каждого из дошкольников способствуют эффективности развития различных черт и качеств личности средствами игры.

Во-первых, на современном этапе проблема воспитания детей дошкольного возраста является актуальной, что позволяет педагогам творчески подходить к решению данной проблемы.

Во-вторых, анализ показателей воспитательного процесса в дошкольной оргаизации после формирующего этапа эксперимента в экспериментальной группе позволяет сделать вывод, что вся проводимая работа по развитию личности через игровую деятельность эффективна и дает положительные результаты в воспитании и развитии, при условии ее систематичности, доверительных отношений ребенка с педагогом и познавательной мотивации.

В-третьих, дети дошкольного возраста расширили свои представления об окружающем мире в целом, научились их представлять в речевой форме.

Выдвинутая в ходе исследования, подтвердилась в полном объеме.

А самое главное, - эффективность обучения по методу Занкова целиком и полностью зависит от педагога и его способности "отойти" от традиционных методов, и создать дружескую и доверительную атмосферу в детском коллективе. К большому сожалению, практика убедительно доказывает, что на сегодняшний день мало педагогов и родителей, допускающих, что у ребенка может быть свое собственное видение того или иного вопроса, и позволяющих детям оспаривать собственные суждения.


Литература


  1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов, - М., 2004.

  2. Занков Л.В. О начальном обучении. – М., 1963.

  3. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. – М., 1968.

  4. Содружество ученого и учителя: Л.В. Занков. Беседы с учителями; Работаем по системе Л.В. Занкова: Кн. для учителя / Сост. М.В. Зверева, Н.К. Индик. – Москва: Просвещение, 1991.

  5. Хрестоматия по педагогической психологии. / Сост. А.И.Красило, А.П.Новгородцева, - М., 1995.