СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие лидерского потенциала и предпринимательских способностей»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины

ОГСЭ.06 «Развитие лидерского потенциала и предпринимательских способностей» 

Просмотр содержимого документа
««Развитие лидерского потенциала и предпринимательских способностей»»

Управление образования и науки Тамбовской области.

Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Котовский индустриальный техникум»



СОГЛАСОВАНО:

главный экономист

СХПК «Борец»

Т.А.Новикова

«_____» _________ 20___г.















Рабочая программа учебной дисциплины

ОГСЭ.06 «Развитие лидерского потенциала и предпринимательских способностей»



основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)

151031 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)»
















Котовск, 2012

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ

Рабочая программа учебной дисциплины

ОГСЭ.05 «Развитие лидерского потенциала и предпринимательских способностей»



Рабочая программа учебной дисциплины «Развитие лидерского потенциала и предпринимательских способностей» соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту и учебному плану, разработанному в соответствии с потребностями работодателя и особенностями развития отрасли «Промышленность» Тамбовской области, позволяет обеспечить освоение курса в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования.



Организация разработчик:

Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Котовский индустриальный техникум».



Программа рассмотрена и рекомендована методическим советом ТОГБОУ СПО «Котовский индустриальный техникум».

Протокол № 1 30 августа 2012г.



СОГЛАСОВАНО:

главный экономист

СХПК «Борец»

Т.А.Новикова

«_____» _________ 20___г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее СПО):

- 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», входящая в укрупненную группу 080000 «Экономика и управление», по направлению 080100 «Экономика»;

- 140448 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)», входящая укрупненную группу 140000 «Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника», по направлению 140400 «Электроэнергетика и электротехника»;

- 151031 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)», входящая в укрупненную группу 150000 «Металлургия, машиностроение и материалообработка», по направлению 151000 «Технологические машины и оборудование»;

- 230111 «Компьютерные сети», входящая в укрупненную группу 230000 «Информатика и вычислительная техника», по направлению 230100 «Информатика и вычислительная техника»;

- 230115 «Программирование в компьютерных системах», входящая в укрупненную группу 230000 «Информатика и вычислительная техника», по направлению 230100 «Информатика и вычислительная техника»;

- 240125 «Технология производства и переработки пластических масс и эластомеров», входящая в укрупненную группу 240000 «Химическая и биотехнология», по направлению 240100 «Химическая технология».


Организация-разработчик: Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Котовский индустриальный техникум (ТОГБОУ СПО «Котовский индустриальный техникум»)


Разработчик:

_____________

Подхватилина Н.В. преподаватель дисциплин ОГСЭ



Рассмотрено на заседании ПЦК 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» 28 августа 2012 г. протокол №1, на заседании методического совета от 30 августа 2012г, протокол №1, утверждена зам. директора по УР Г.И.Мовчко.


Председатель ПЦК _______________ Т.В.Третьякова


Зам. директора _______________ Г.И.Мовчко

СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации программы учебной дисциплины

9

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

9



1. паспорт ОСНОВНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Развитие лидерского потенциала и предпринимательских способностей


1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО:

- 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», входящих в укрупненную группу 080000 «Экономика и управление», по направлению 080100 «Экономика»;

- 140448 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)», входящих укрупненную группу 140000 «Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника», по направлению 140400 «Электроэнергетика и электротехника»;

- 151031 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)», входящих в укрупненную группу 150000 «Металлургия, машиностроение и материалообработка», по направлению 151000 «Технологические машины и оборудование»;

- 230111 «Компьютерные сети», входящих в укрупненную группу 230000 «Информатика и вычислительная техника», по направлению 230100 «Информатика и вычислительная техника»;

- 230115 «Программирование в компьютерных системах», входящих в укрупненную группу 230000 «Информатика и вычислительная техника», по направлению 230100 «Информатика и вычислительная техника»;

- 240125 «Технология производства и переработки пластических масс и эластомеров», входящих в укрупненную группу 240000 «Химическая и биотехнология», по направлению 240100 «Химическая технология».


1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина «Развитие лидерского потенциала и предпринимательских способностей» входит в цикл ОГСЕ.


1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:

Уметь:

  • применять полученные знания и навыки в практической деятельности предпринимателя

  • использовать психологические методы и методики для исследования лидерских качеств, способы коммуникации, применяемые лидерами, методы мотивации и источники влияния и власти лидера в организации,

  • использовать особенности различных стилей лидерства

  • работать в команде, используя основы командообразования

  • использовать свой личностный потенциал, работать над формированием и развитием лидерских качеств и предпринимательских способностей

Знать:

  • понятийно-терминологический аппарат изучаемой дисциплины

  • отечественные и зарубежные теории лидерства и предпринимательства

  • основы современного менеджмента и маркетинга

  • основы командообразования

  • современные технологии личностного саморазвития


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

- максимальной учебной нагрузки обучающегося 72-81часа том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48-54 часов

- самостоятельной работы обучающегося 24 -27часов


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

72- 81

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48-54

в том числе:


лабораторные занятия

0

практические занятия

0

контрольные работы

2

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

0

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

24

в том числе:


работа с первоисточниками

4

подготовка к семинарам

6

написание рефератов

8

домашние работы

6

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Развитие лидерского потенциала и предпринимательских способностей»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Лидерство как социально-психологическая категория



12




Тема 1.1. Лидерство как социально- психологическая категория. Сущность и природа лидерства

Содержание учебного материала


2


2

Необходимость изучения данного курса. Природа лидерства. Отличие понятий «менеджер» и «лидерство». Характеристика основных групп качеств лидера: системные умения, коммуникативные умения, внутренние качества. Харизматическая личность.

Самостоятельная работа обучающихся: подготовить реферат об известных людях Тамбовской области, используя СМИ и Интернет-ресурсы

2

Тема 1 2. Качества лидера необходимые предпринимателю.

Содержание учебного материала


2


2

Основные качества лидера. Системные умения- видение, целеполагание, чувствительность к изменениям, гибкость и настойчивость.

Коммуникативные умения- умения мотивировать, вдохновлять, убеждать и коммуникабельность.

Внутренние качества- дерзновенность, проактивность, самообладание, внутренняя целостность.

Игра «Кто первый начал?».

Тренинговое упражнение «Уверенность в себе»

Самостоятельная работа обучающихся: подготовить историю о человеке, чья уверенность в себе и личностные качества помогли добиться успеха в бизнесе

1

Тема 1.3. Отечественные концепции стилей лидерства

Содержание учебного материала


2


2

Теория лидерства Е. Коблянской и Е. Лабковской: Клиника- психологический, психиатрический, тестологический подходы к типологии лидерства.

Параноидальный стиль лидерства («Хозяин», «Властелин»), Демонстративный стиль («Артист»), Компульсивный стиль («Отличник»), Депрессивный стиль («Сподвижник»), Шизоидный стиль («Одиночка»)

Самостоятельная работа обучающихся: написать эссе «Мой идеал лидера»

1

Тема 1.4. Зарубежные теории лидерства.

Содержание учебного материала


2


2

Основные направления изучения лидерства за рубежом – «Теория черт лидера» и «Теория лидерства, как функция ситуации». Типология лидера по М. Веберу. Типология «макиавеллистской личности». Типология лидерства по Д. Варне.

Самостоятельная работа обучающихся: подготовка к семинару по теме «Зарубежные теории лидерства»

2

Тема 1.5. Типология лидерства.

Содержание учебного материала


2


2

Политико-психологическая классификация лидерства, психопатологическая типология Г. Лассуэлла. Типология политических лидеров Д. Рисмана и Дж. Барбера. Обобщение различных подходов к феномену лидерства

Самостоятельная работа обучающихся: составление конспекта на тему «Типология лидерства»

1

Тема 1.6. Стили лидерства.

Содержание учебного материала


2


2

Стиль лидерства. Демократический, попустительский, авторитарные стили лидерства. Формальный и неформальный лидер.

Тренинговое упражнение «Стили лидерства»

Самостоятельная работа обучающихся: используя знания по Отечественной истории, письменно составьте таблицу по теме: «Авторитарный и демократический стили лидерства: положительные и отрицательные последствия их реализации»

1
















































































































































Раздел 2. Лидерство и корпоративная культура.



8


Тема 2.1. Корпоративная культура организации: Сущность и структура. .

Содержание учебного материала


2


2

Термин «Корпоративная культура». Подсистемы корпоративной культура: ценностно-нормативная, организационная, структура коммуникаций, структура социально-психологических отношений, игровая структура и структура внешней идентификации (фирменный стиль)

Функции корпоративной культуры.

Самостоятельная работа обучающихся: подготовка презентаций по теме: «значение корпоративной культуры для организации бизнеса»

1

Тема 2.2. Классификация организационных культур.

Содержание учебного материала


4


2

Типы корпоративной культуры по Д. Зоннефельду: «бейсбольная команда», «клубная культура», «академическая культура», «оборонная культура».

Типы современной российской организационной культуры: «друзья», «семья», культура «начальника». Сравнительная характеристика

Самостоятельная работа обучающихся: работа со словарем, запись в тетрадь основных понятий и терминов по теме

1

Тема 2.3. Роль лидера в формировании корпоративной культуры.

Содержание учебного материала


2


2

Стиль руководства. Мотивация персонала. Роль лидера в клановой культуре, в адхократической культуре, в иерархической культуре и рыночной культуре.

Самостоятельная работа: письменно ответить на вопрос: Какой тип корпоративной культуры ближе Вам, как будущим предпринимателям? Как бы Вы ее формировали в собственной организации?

1

Раздел 3.

Менеджмент и предпринимательство



8



Тема 3.1. Основы современного менеджмента.

Содержание учебного материала


2


2

Термин «Менеджмент». Соотношение понятий «Менеджмент», «Предпринимательство», «Лидерство». Менеджмент и управление в современном мире. Цели и задачи менеджмента. Основные виды и функции менеджмента, их роль в организации собственного дела

Самостоятельная работа обучающихся: написание реферата на тему «Национальные особенности менеджмента» (на примере любой страны)

2

Тема 3.2. Понятие, сущность и формы предпринимательской деятельности.

Содержание учебного материала


2


2

Менеджмент и предпринимательство. Условия, необходимые для предпринимательской деятельности. Виды предпринимательства.

Самостоятельная работа обучающихся: подготовка презентаций по теме: «Виды предпринимательства»

2

Тема 3.3. Организация управления собственным делом на основе командной работы.

Содержание учебного материала


2


2

Предприниматель и его основные функции. Предпринимательское поведение. Руководство и лидерство.

Ролевая игра «Кельтское колесо»

Самостоятельная работа обучающихся: подготовка по командам к игре «Кельтское колесо»

1

Тема 3.4. Управление собственной компанией.

Содержание учебного материала


2


2

Понятие, сущность и виды организаций. Основы управления собственным делом. Стили руководства. Организационная структура и корпоративная культура компании.


Самостоятельная работа обучающихся: письменная работа по теме: «5 аргументов в пользу успеха моего будущего собственного дела в г. Котовске»

2

Раздел 4. Маркетинг в системе предпринимательства.


8


Тема 4.1. Основные понятия категории маркетинга.

Содержание учебного материала


2


2

Термин «Маркетинг». Главные принципы маркетинга. Основные понятия маркетинга: потребности, спрос, товар, обмен, сделка и рынок.

Самостоятельная работа обучающихся: составить опорный конспект по теме: «Основные понятия маркетинга»

1

Тема 4.2. Маркетинг в системе управления собственным предприятием малого и среднего бизнеса.

Содержание учебного материала


4


2

Типология партнерства в деятельности предприятия малого и среднего бизнеса. Качества, способствующие развитию партнерских отношений в сфере бизнеса.

Практическая работа по определению способов достижения личностных целей.

Самостоятельная работа обучающихся: подготовка доклада на тему: «Взаимодействие предпринимателя со СМИ в рамках реализации собственного проекта

2

Тема 4.3. роль рекламы и связей с общественностью в предпринимательской деятельности.

Содержание учебного материала

2


2

Сравнительные характеристики рекламы и PR: их цели и задачи. Реклама и связи с общественностью. Взаимодействие со СМИ в рамках реализации собственного проекта.

Тренинг «Гений маркетинга»

Упражнение «Реклама»

Самостоятельная работа обучающихся: подготовка презентации по теме: «Тамбовская реклама: цвета и слоганы организаций»

2

Раздел 5. Современный предприниматель: его имидж, умение работать в команде, личностное саморазвитие




14



Тема 5.1 Историко-экономические аспекты становления категории «Имидж предпринимателя»

Содержание учебного материала


2


2

Термин «Имидж» и история его возникновения. Российский разработки, систематизирующие знания об имидже (Е. Карцева, О.А. Феофанова, В.М. Шепель, А.Ю. Панасюк, Ф. Котлер и др.) классификация имиджа предпринимателя

Самостоятельная работа обучающихся: составить конспект по теме: «Классификация имиджа по Ф. Джефкинсу»

1

Тема 5.2 Имидж современного предпринимателя

Содержание учебного материала


2


2

Структура и виды имиджа предпринимателя. Особенности формирования и основные компоненты имиджа современного предпринимателя (психогигеенический Я – образ)

Упражнение «Автопортрет»

Самостоятельная работа обучающихся: тест на самоисследование по теме «Мой темперамент и характер»

2

Тема 5.3. Структура и функции имиджа менеджера-предпринимателя.

Содержание учебного материала


2


2

Формирование «Я - концепция» будущего менеджера-предпринимателя. Функции имиджа. Самопрезентация. Упражнение «Сам себе стилист»

Самостоятельная работа обучающихся: подготовка самопрезентации на тему: «Современный предприниматель»

1

Тема 5.4. Теоретические основы командообразования

Содержание учебного материала


2


2

Понятие команды, ее цель и назначение. Основные составляющие команды: «Чувство локтя», дух партнерства, товарищество. Динамика развития группы и типы команд.

Самостоятельная работа обучающихся: письменная работа на тему: «Наша группа – команда и лидер в ней…»

2

Тема 5.5. Этапы развития команды.

Содержание учебного материала

2


2

Основные формы управленческих групп: «комбинат», «клика», «кружок», «команда». Главные этапы развития команды: адаптация, группирование и кооперация, нормирование деятельности и функционирование

Самостоятельная работа обучающихся: составление схемы по теме: «Этапы командообразования»

1

Тема 5.6. Лидер и командообразования

Содержание учебного материала




4


2

Роль лидера в группе и микрогруппах. Основные принципы командообразования. Эффективные формы поведения при работе в команде, ответственность лидера за эффективность работы команды. Технология «тимбилдинг».

Упражнение «Сложи шерстяное одеяло»

Тренинговое упражнение «Победа или поражение»

Самостоятельная работа обучающихся: письменная работа по теме «Сравнительная характеристика деятельности команды группы на спортивных и учебных мероприятиях»

1

Раздел 6.

Личностное саморазвитие




4


Тема 6.1. Современные технологии личностного саморазвития

Содержание учебного материала



4


2

Особенности психологических категорий «личностный рост», «самосовершенствование», «самоменеджмент», «тайм-менеджмент». Основные этапы самоисследования и личностного саморазвития будущих предпринимателей.

Тренинговые упражнения «Круг и Я», «С чужого голоса»

Самостоятельная работа обучающихся: работа с тестами по самоисследованию.

1

Итоговое повторение и закрепление знаний

Зачёт

2



3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета социальных дисциплин.

Оборудование учебного кабинета: учебные столы, учебные стулья

Технические средства обучения: компьютеры, слайд-проектор, интерактивная или маркерная доска.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Развитие лидерских качеств будущих предпринимателей. Учебное пособие/ авт.-сост. Е.А. Мягкова, М.Н. Гусева.- Мичуринск ФГБОУ ВПО МичГАУ 2012

  2. Кричевский, Р.Л. Психология лидерства / P.JI. Кричевский. - М., 2007

  3. Кипнис, М. Тренинг лидерства / М. Кипнис. — М., 2005.

Дополнительные источники:

  1. Анатомия рекламного образа / под общ. ред. А.В. Овруцкого. СПб., 2004.

  2. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. М., 1988.

  3. Андреев, В.И. Конкурентология: учеб. курс / В.И. Андреев. Казань, 2004.

  4. Вербицкая, Н.О. Образование взрослых на основе их жизненного (витагенного) опыта / Н.О. Вербицкая // Педагогика. - 2002. -№ 6.

  5. Дрыгина, И.В. Активизация лидерского потенциала личности студента в образовательном процессе вуза / И.В. Дрыгина, О.А. Шушерина, В.В. Игнатова. - Красноярск, 2006.

  6. Кричевский, Р.Л. Психология лидерства / P.JI. Кричевский. - М., 2007.

  7. Кретов, Б.И. Типология лидерства / Б.И. Кретов // Соц- гуманистические знания. - 2000. - № 3.

  8. Кузякин, А.П. Что такое лидер и лидерство? / А.П. Кузякин // Образование. - 2000. - № 4.

  9. Карцева, Е.Н. Три лица имиджа, или Кое-что об искусстве внушения / Е.Н. Карцева // Иностранная литература. - 1971. — № 9.

  10. Маскалянова, С.А. Формирование профессионального имиджа будущего социального педагога: автореферат / С.А. Маскалянова. - Елец, 2005.

  11. Панасюк, А.Ю. Я - ваш имиджмейкер и готов помочь сформировать ваш профессиональный имидж /А.Ю. Панасюк - М 2004.

  12. Парыгин, Б.Д. Лидерство как инструмент интеграции общности / В.Д. Парыгин // Социальная психология в трудах отечественных психологов / сост. А.Л. Свенцицкий. - СПб., 2000.

  13. Перелыгина, Е.Б. Психология имиджа: учеб. пособие Е.Б. Перелыгина. - М., 2002.

  14. Рожков, И.Я. Бренды и имиджи / И.Я. Рожков, В.Г. Кисмерешкин. - М., 2006.

  15. Журнал маркетинга:http:|//www.7st.ru


4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе тестирования, проведения семинарских занятий, выступления с докладами и презентациями, а также выполнение и защиты обучающимися рефератов по дисциплине.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

знать:

  • понятийно-терминологический аппарат изучаемой дисциплины

  • отечественные и зарубежные теории лидерства и предпринимательства

  • основы современного менеджмента и маркетинга

  • основы командообразования

  • современные технологии личностного саморазвития



уметь:

  • применять полученные знания и навыки в практической деятельности предпринимателя

  • использовать психологические методы и методики для исследования лидерских качеств, способы коммуникации, применяемые лидерами, методы мотивации и источники влияния и власти лидера в организации,

  • использовать особенности различных стилей лидерства

  • работать в команде, используя основы командообразования

использовать свой личностный потенциал, работать над формированием и развитием лидерских качеств и предпринимательских способностей

Текущий контроль в форме:

- устного и письменного опроса;

- самостоятельной работы;

- решение проблемных задач;

- тестирования по темам;

- написания рефератов и творческих работ;

- создания презентаций по выбранной тематике.

Оценка:

- тестирования по основополагающим понятиям дисциплины

- результативности работы обучающегося при выполнении заданий на учебных занятиях и самостоятельной работы;

- упражнения-тренинги,тесты по самообследованию


Рубежный контроль в форме:

- защиты рефератов

- выступления на семинарах

- тестирование по каждому разделу дисциплины

Итоговый контроль в форме зачета




8