Управление образования и науки Тамбовской области.
Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Котовский индустриальный техникум»

СОГЛАСОВАНО:
главный экономист
СХПК «Борец»
Т.А.Новикова
«_____» _________ 20___г.
Рабочая программа учебной дисциплины
ОГСЭ.06 «Развитие лидерского потенциала и предпринимательских способностей»
основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)
151031 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)»
Котовск, 2012
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ
Рабочая программа учебной дисциплины
ОГСЭ.05 «Развитие лидерского потенциала и предпринимательских способностей»
Рабочая программа учебной дисциплины «Развитие лидерского потенциала и предпринимательских способностей» соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту и учебному плану, разработанному в соответствии с потребностями работодателя и особенностями развития отрасли «Промышленность» Тамбовской области, позволяет обеспечить освоение курса в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования.
Организация разработчик:
Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Котовский индустриальный техникум».
Программа рассмотрена и рекомендована методическим советом ТОГБОУ СПО «Котовский индустриальный техникум».
Протокол № 1 30 августа 2012г.
СОГЛАСОВАНО:
главный экономист
СХПК «Борец»
Т.А.Новикова
«_____» _________ 20___г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее СПО):
- 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», входящая в укрупненную группу 080000 «Экономика и управление», по направлению 080100 «Экономика»;
- 140448 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)», входящая укрупненную группу 140000 «Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника», по направлению 140400 «Электроэнергетика и электротехника»;
- 151031 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)», входящая в укрупненную группу 150000 «Металлургия, машиностроение и материалообработка», по направлению 151000 «Технологические машины и оборудование»;
- 230111 «Компьютерные сети», входящая в укрупненную группу 230000 «Информатика и вычислительная техника», по направлению 230100 «Информатика и вычислительная техника»;
- 230115 «Программирование в компьютерных системах», входящая в укрупненную группу 230000 «Информатика и вычислительная техника», по направлению 230100 «Информатика и вычислительная техника»;
- 240125 «Технология производства и переработки пластических масс и эластомеров», входящая в укрупненную группу 240000 «Химическая и биотехнология», по направлению 240100 «Химическая технология».
Организация-разработчик: Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Котовский индустриальный техникум (ТОГБОУ СПО «Котовский индустриальный техникум»)
Разработчик:
_____________
Подхватилина Н.В. преподаватель дисциплин ОГСЭ
Рассмотрено на заседании ПЦК 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» 28 августа 2012 г. протокол №1, на заседании методического совета от 30 августа 2012г, протокол №1, утверждена зам. директора по УР Г.И.Мовчко.
Председатель ПЦК _______________ Т.В.Третьякова
Зам. директора _______________ Г.И.Мовчко
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4 |
- СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 5 |
- условия реализации программы учебной дисциплины
| 9 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 9 |
1. паспорт ОСНОВНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Развитие лидерского потенциала и предпринимательских способностей
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО:
- 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», входящих в укрупненную группу 080000 «Экономика и управление», по направлению 080100 «Экономика»;
- 140448 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)», входящих укрупненную группу 140000 «Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника», по направлению 140400 «Электроэнергетика и электротехника»;
- 151031 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)», входящих в укрупненную группу 150000 «Металлургия, машиностроение и материалообработка», по направлению 151000 «Технологические машины и оборудование»;
- 230111 «Компьютерные сети», входящих в укрупненную группу 230000 «Информатика и вычислительная техника», по направлению 230100 «Информатика и вычислительная техника»;
- 230115 «Программирование в компьютерных системах», входящих в укрупненную группу 230000 «Информатика и вычислительная техника», по направлению 230100 «Информатика и вычислительная техника»;
- 240125 «Технология производства и переработки пластических масс и эластомеров», входящих в укрупненную группу 240000 «Химическая и биотехнология», по направлению 240100 «Химическая технология».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина «Развитие лидерского потенциала и предпринимательских способностей» входит в цикл ОГСЕ.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:
Уметь:
применять полученные знания и навыки в практической деятельности предпринимателя
использовать психологические методы и методики для исследования лидерских качеств, способы коммуникации, применяемые лидерами, методы мотивации и источники влияния и власти лидера в организации,
использовать особенности различных стилей лидерства
работать в команде, используя основы командообразования
использовать свой личностный потенциал, работать над формированием и развитием лидерских качеств и предпринимательских способностей
Знать:
понятийно-терминологический аппарат изучаемой дисциплины
отечественные и зарубежные теории лидерства и предпринимательства
основы современного менеджмента и маркетинга
основы командообразования
современные технологии личностного саморазвития
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
- максимальной учебной нагрузки обучающегося 72-81часа том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48-54 часов
- самостоятельной работы обучающегося 24 -27часов
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 72- 81 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48-54 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | 0 |
практические занятия | 0 |
контрольные работы | 2 |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | 0 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 24 |
в том числе: | |
работа с первоисточниками | 4 |
подготовка к семинарам | 6 |
написание рефератов | 8 |
домашние работы | 6 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Развитие лидерского потенциала и предпринимательских способностей»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Лидерство как социально-психологическая категория | | 12 | |
Тема 1.1. Лидерство как социально- психологическая категория. Сущность и природа лидерства | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Необходимость изучения данного курса. Природа лидерства. Отличие понятий «менеджер» и «лидерство». Характеристика основных групп качеств лидера: системные умения, коммуникативные умения, внутренние качества. Харизматическая личность. |
Самостоятельная работа обучающихся: подготовить реферат об известных людях Тамбовской области, используя СМИ и Интернет-ресурсы | 2 |
Тема 1 2. Качества лидера необходимые предпринимателю. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Основные качества лидера. Системные умения- видение, целеполагание, чувствительность к изменениям, гибкость и настойчивость. Коммуникативные умения- умения мотивировать, вдохновлять, убеждать и коммуникабельность. Внутренние качества- дерзновенность, проактивность, самообладание, внутренняя целостность. Игра «Кто первый начал?». Тренинговое упражнение «Уверенность в себе» |
Самостоятельная работа обучающихся: подготовить историю о человеке, чья уверенность в себе и личностные качества помогли добиться успеха в бизнесе | 1 |
Тема 1.3. Отечественные концепции стилей лидерства | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Теория лидерства Е. Коблянской и Е. Лабковской: Клиника- психологический, психиатрический, тестологический подходы к типологии лидерства. Параноидальный стиль лидерства («Хозяин», «Властелин»), Демонстративный стиль («Артист»), Компульсивный стиль («Отличник»), Депрессивный стиль («Сподвижник»), Шизоидный стиль («Одиночка») |
Самостоятельная работа обучающихся: написать эссе «Мой идеал лидера» | 1 |
Тема 1.4. Зарубежные теории лидерства. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Основные направления изучения лидерства за рубежом – «Теория черт лидера» и «Теория лидерства, как функция ситуации». Типология лидера по М. Веберу. Типология «макиавеллистской личности». Типология лидерства по Д. Варне. |
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка к семинару по теме «Зарубежные теории лидерства» | 2 |
Тема 1.5. Типология лидерства. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Политико-психологическая классификация лидерства, психопатологическая типология Г. Лассуэлла. Типология политических лидеров Д. Рисмана и Дж. Барбера. Обобщение различных подходов к феномену лидерства |
Самостоятельная работа обучающихся: составление конспекта на тему «Типология лидерства» | 1 |
Тема 1.6. Стили лидерства. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Стиль лидерства. Демократический, попустительский, авторитарные стили лидерства. Формальный и неформальный лидер. Тренинговое упражнение «Стили лидерства» |
Самостоятельная работа обучающихся: используя знания по Отечественной истории, письменно составьте таблицу по теме: «Авторитарный и демократический стили лидерства: положительные и отрицательные последствия их реализации» | 1 |
| | | |
| | | |
|
| |
| | | |
|
| |
| | | |
|
| |
| | | |
| | | |
|
| |
| | | |
|
| |
| | | |
|
| |
| | | |
|
| |
| | | |
| | | |
|
| |
| | | |
|
| |
| | | |
|
| |
| | | |
| | | |
|
| |
| | | |
|
| |
| | | |
|
| |
| | | |
|
| |
| | | |
|
| |
| | | |
|
| |
| | | |
| | | |
|
| |
| | | |
Раздел 2. Лидерство и корпоративная культура. | | 8 | |
Тема 2.1. Корпоративная культура организации: Сущность и структура. . | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Термин «Корпоративная культура». Подсистемы корпоративной культура: ценностно-нормативная, организационная, структура коммуникаций, структура социально-психологических отношений, игровая структура и структура внешней идентификации (фирменный стиль) Функции корпоративной культуры. |
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка презентаций по теме: «значение корпоративной культуры для организации бизнеса» | 1 |
Тема 2.2. Классификация организационных культур. | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
Типы корпоративной культуры по Д. Зоннефельду: «бейсбольная команда», «клубная культура», «академическая культура», «оборонная культура». Типы современной российской организационной культуры: «друзья», «семья», культура «начальника». Сравнительная характеристика |
Самостоятельная работа обучающихся: работа со словарем, запись в тетрадь основных понятий и терминов по теме | 1 |
Тема 2.3. Роль лидера в формировании корпоративной культуры. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Стиль руководства. Мотивация персонала. Роль лидера в клановой культуре, в адхократической культуре, в иерархической культуре и рыночной культуре. |
Самостоятельная работа: письменно ответить на вопрос: Какой тип корпоративной культуры ближе Вам, как будущим предпринимателям? Как бы Вы ее формировали в собственной организации? | 1 |
Раздел 3. Менеджмент и предпринимательство | | 8 | |
Тема 3.1. Основы современного менеджмента. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Термин «Менеджмент». Соотношение понятий «Менеджмент», «Предпринимательство», «Лидерство». Менеджмент и управление в современном мире. Цели и задачи менеджмента. Основные виды и функции менеджмента, их роль в организации собственного дела |
Самостоятельная работа обучающихся: написание реферата на тему «Национальные особенности менеджмента» (на примере любой страны) | 2 |
Тема 3.2. Понятие, сущность и формы предпринимательской деятельности. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Менеджмент и предпринимательство. Условия, необходимые для предпринимательской деятельности. Виды предпринимательства. |
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка презентаций по теме: «Виды предпринимательства» | 2 |
Тема 3.3. Организация управления собственным делом на основе командной работы. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Предприниматель и его основные функции. Предпринимательское поведение. Руководство и лидерство. Ролевая игра «Кельтское колесо» |
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка по командам к игре «Кельтское колесо» | 1 |
Тема 3.4. Управление собственной компанией. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Понятие, сущность и виды организаций. Основы управления собственным делом. Стили руководства. Организационная структура и корпоративная культура компании. |
Самостоятельная работа обучающихся: письменная работа по теме: «5 аргументов в пользу успеха моего будущего собственного дела в г. Котовске» | 2 |
Раздел 4. Маркетинг в системе предпринимательства. | | 8 | |
Тема 4.1. Основные понятия категории маркетинга. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Термин «Маркетинг». Главные принципы маркетинга. Основные понятия маркетинга: потребности, спрос, товар, обмен, сделка и рынок. |
Самостоятельная работа обучающихся: составить опорный конспект по теме: «Основные понятия маркетинга» | 1 |
Тема 4.2. Маркетинг в системе управления собственным предприятием малого и среднего бизнеса. | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
Типология партнерства в деятельности предприятия малого и среднего бизнеса. Качества, способствующие развитию партнерских отношений в сфере бизнеса. Практическая работа по определению способов достижения личностных целей. |
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка доклада на тему: «Взаимодействие предпринимателя со СМИ в рамках реализации собственного проекта | 2 |
Тема 4.3. роль рекламы и связей с общественностью в предпринимательской деятельности. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Сравнительные характеристики рекламы и PR: их цели и задачи. Реклама и связи с общественностью. Взаимодействие со СМИ в рамках реализации собственного проекта. Тренинг «Гений маркетинга» Упражнение «Реклама» |
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка презентации по теме: «Тамбовская реклама: цвета и слоганы организаций» | 2 |
Раздел 5. Современный предприниматель: его имидж, умение работать в команде, личностное саморазвитие | | 14 | |
Тема 5.1 Историко-экономические аспекты становления категории «Имидж предпринимателя» | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Термин «Имидж» и история его возникновения. Российский разработки, систематизирующие знания об имидже (Е. Карцева, О.А. Феофанова, В.М. Шепель, А.Ю. Панасюк, Ф. Котлер и др.) классификация имиджа предпринимателя |
Самостоятельная работа обучающихся: составить конспект по теме: «Классификация имиджа по Ф. Джефкинсу» | 1 |
Тема 5.2 Имидж современного предпринимателя | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Структура и виды имиджа предпринимателя. Особенности формирования и основные компоненты имиджа современного предпринимателя (психогигеенический Я – образ) Упражнение «Автопортрет» |
Самостоятельная работа обучающихся: тест на самоисследование по теме «Мой темперамент и характер» | 2 |
Тема 5.3. Структура и функции имиджа менеджера-предпринимателя. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Формирование «Я - концепция» будущего менеджера-предпринимателя. Функции имиджа. Самопрезентация. Упражнение «Сам себе стилист» |
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка самопрезентации на тему: «Современный предприниматель» | 1 |
Тема 5.4. Теоретические основы командообразования | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Понятие команды, ее цель и назначение. Основные составляющие команды: «Чувство локтя», дух партнерства, товарищество. Динамика развития группы и типы команд. |
Самостоятельная работа обучающихся: письменная работа на тему: «Наша группа – команда и лидер в ней…» | 2 |
Тема 5.5. Этапы развития команды. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Основные формы управленческих групп: «комбинат», «клика», «кружок», «команда». Главные этапы развития команды: адаптация, группирование и кооперация, нормирование деятельности и функционирование |
Самостоятельная работа обучающихся: составление схемы по теме: «Этапы командообразования» | 1 |
Тема 5.6. Лидер и командообразования | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
Роль лидера в группе и микрогруппах. Основные принципы командообразования. Эффективные формы поведения при работе в команде, ответственность лидера за эффективность работы команды. Технология «тимбилдинг». Упражнение «Сложи шерстяное одеяло» Тренинговое упражнение «Победа или поражение» |
Самостоятельная работа обучающихся: письменная работа по теме «Сравнительная характеристика деятельности команды группы на спортивных и учебных мероприятиях» | 1 |
Раздел 6. Личностное саморазвитие | | 4 | |
Тема 6.1. Современные технологии личностного саморазвития | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
Особенности психологических категорий «личностный рост», «самосовершенствование», «самоменеджмент», «тайм-менеджмент». Основные этапы самоисследования и личностного саморазвития будущих предпринимателей. Тренинговые упражнения «Круг и Я», «С чужого голоса» |
Самостоятельная работа обучающихся: работа с тестами по самоисследованию. | 1 |
Итоговое повторение и закрепление знаний | Зачёт | 2 | |
3. условия реализации программы дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета социальных дисциплин.
Оборудование учебного кабинета: учебные столы, учебные стулья
Технические средства обучения: компьютеры, слайд-проектор, интерактивная или маркерная доска.
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Развитие лидерских качеств будущих предпринимателей. Учебное пособие/ авт.-сост. Е.А. Мягкова, М.Н. Гусева.- Мичуринск ФГБОУ ВПО МичГАУ 2012
Кричевский, Р.Л. Психология лидерства / P.JI. Кричевский. - М., 2007
Кипнис, М. Тренинг лидерства / М. Кипнис. — М., 2005.
Дополнительные источники:
Анатомия рекламного образа / под общ. ред. А.В. Овруцкого. СПб., 2004.
Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. М., 1988.
Андреев, В.И. Конкурентология: учеб. курс / В.И. Андреев. Казань, 2004.
Вербицкая, Н.О. Образование взрослых на основе их жизненного (витагенного) опыта / Н.О. Вербицкая // Педагогика. - 2002. -№ 6.
Дрыгина, И.В. Активизация лидерского потенциала личности студента в образовательном процессе вуза / И.В. Дрыгина, О.А. Шушерина, В.В. Игнатова. - Красноярск, 2006.
Кричевский, Р.Л. Психология лидерства / P.JI. Кричевский. - М., 2007.
Кретов, Б.И. Типология лидерства / Б.И. Кретов // Соц- гуманистические знания. - 2000. - № 3.
Кузякин, А.П. Что такое лидер и лидерство? / А.П. Кузякин // Образование. - 2000. - № 4.
Карцева, Е.Н. Три лица имиджа, или Кое-что об искусстве внушения / Е.Н. Карцева // Иностранная литература. - 1971. — № 9.
Маскалянова, С.А. Формирование профессионального имиджа будущего социального педагога: автореферат / С.А. Маскалянова. - Елец, 2005.
Панасюк, А.Ю. Я - ваш имиджмейкер и готов помочь сформировать ваш профессиональный имидж /А.Ю. Панасюк - М 2004.
Парыгин, Б.Д. Лидерство как инструмент интеграции общности / В.Д. Парыгин // Социальная психология в трудах отечественных психологов / сост. А.Л. Свенцицкий. - СПб., 2000.
Перелыгина, Е.Б. Психология имиджа: учеб. пособие Е.Б. Перелыгина. - М., 2002.
Рожков, И.Я. Бренды и имиджи / И.Я. Рожков, В.Г. Кисмерешкин. - М., 2006.
Журнал маркетинга:http:|//www.7st.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе тестирования, проведения семинарских занятий, выступления с докладами и презентациями, а также выполнение и защиты обучающимися рефератов по дисциплине.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
знать: понятийно-терминологический аппарат изучаемой дисциплины отечественные и зарубежные теории лидерства и предпринимательства основы современного менеджмента и маркетинга основы командообразования современные технологии личностного саморазвития уметь: применять полученные знания и навыки в практической деятельности предпринимателя использовать психологические методы и методики для исследования лидерских качеств, способы коммуникации, применяемые лидерами, методы мотивации и источники влияния и власти лидера в организации, использовать особенности различных стилей лидерства работать в команде, используя основы командообразования использовать свой личностный потенциал, работать над формированием и развитием лидерских качеств и предпринимательских способностей | Текущий контроль в форме: - устного и письменного опроса; - самостоятельной работы; - решение проблемных задач; - тестирования по темам; - написания рефератов и творческих работ; - создания презентаций по выбранной тематике. Оценка: - тестирования по основополагающим понятиям дисциплины - результативности работы обучающегося при выполнении заданий на учебных занятиях и самостоятельной работы; - упражнения-тренинги,тесты по самообследованию Рубежный контроль в форме: - защиты рефератов - выступления на семинарах - тестирование по каждому разделу дисциплины Итоговый контроль в форме зачета |
8