Просмотр содержимого документа
«Развитие мелкой моторики рук с использованием арт-терапевтических методов и приёмов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
И.Н. Жуйкова
учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 16», г. Глазов
Применение арт-терапевтических методов и приёмов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
До 70% личностных качеств закладывается в начальной школе. С внедрением ФГОС учителя начальных классов должны научить детей не только писать, читать, считать, но и привить ещё две группы новых умений. Первая группа - универсальные учебные действия, составляющая основу умения учиться: навыки анализа и интерпретации информации, решения творческих задач и навыки поиска. Вторая группа – формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в саморазвитии и в самоорганизации.
Детям с ОВЗ сложнее овладеть всеми этими навыками. Если отсутствуют грубые нарушения развития, можно избежать такого положения, оказав ребенку своевременную и адекватную его проблемам помощь. Задача учителей построить процесс обучения так, чтобы помочь ребёнку овладеть учебным материалом в более доступной форме, во время урока необходимо обеспечивать привлекательность и разнообразие материала. Этому способствуют активные формы обучения детей с применением арт-терапевтических методов и приёмов.
Именно арт-терапевтические методы и приёмы (изо-терапия, музыкотерапия, драма-терапия и др.) позволяют работать сразу и над эмоциональным равновесием ребёнка и над развитием мелкой моторики рук. Проблема многих учителей - нехватка времени на дополнительные занятия с детьми. Предлагаемые игры с использованием арт-терапевтических методов и приёмов будут включены в основные этапы урока, перекликаясь с темой.
Упражнения, используемые на уроках русского языка
№ | Тема | Задачи | Упражнения |
1 | Слово и его лексическое значение (этап урок) | Умение грамотно писать слова на песке. Объяснять лексическое значение слов, составлять предложения с данными словами. | 1.Учитель называет лексическое значение слова, ученик на песке пишет данное слово. 2. Ребёнок устно составляет с данным словом предложение. |
2 | Родственные слова и синонимы. | Учитель раскладывает карточки со словами по разные стороны коробки с песком, ребёнок соединяет дорожкой из песка слова-синонимы. |
3 | Звуки и буквы. | Различать буквы и звуки, писать их на «Геометрике» с помощью резинок. | Учитель произносит слово, дети на «Геометрике» записывают первый звук. |
4 | Гласные звуки. | Дети записывают буквы, обозначающие 2 звука в названных словах. |
Упражнения, используемые на уроках математики
1 | Арифметические действия | Умение выполнять арифметические действия, различать геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве, используя «Геометрик», прищепки, пинцет. | 1.Учитель задаёт примеры, дети на «Геометрике» пишут ответ. |
2 | Пространственные отношения | Учитель раздаёт индивидуальные карточки с заданиями, ученики с помощью пинцета достают карточки с ответами и выкладывают их справа налево. |
3 | Геометрические фигуры | Учитель просит на названную геометрическую фигуру, прицепить столько прищепок, сколько в ней углов. |
4 | Числа и величины | Умение выполнять сложение и вычитание чисел, основанное на разрядном составе слагаемых. | Учитель показывает пример, ребёнок ищет ответ в контейнере, где лежат различные карточки с геометрическими фигурами и с числами, достают правильный ответ с помощью пинцета. |
Список литературы:
1. Фомина Л.В. Стимуляция развития речи у детей путем тренировки движений пальцев рук. // Тезисы докл. 20-го Всесоюзного совещания по проблемам высшей нервной деятельности. М., 1974, 281 -282с.
2. Шевченко С. Г. Коррекционно — развивающее обучение. Организационно — педагогические аспекты. – М.: Владос, 2001. 29с.
3.Татарина Е. Практикум по арт-терапии: шкатулка мастера // Научно-методическое пособие. Элтон-2, Луганск 2013 г.-152 с.