Просмотр содержимого документа
«Статья Мелкая моторика рук.»
Елена Анатольевна Балакирева
Учитель, обучающий детей на дому
Воронеж КОУ ВО «ВОШ № 31»
Развитие мелкой моторики рук у детей с особыми образовательными потребностями на уроках письма и во внеурочной деятельности.
Уровень развития мелкой моторики рук - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно у ребёнка, свободно владеющего своими руками, умеющего выполнять ими точные, мелкие движения, развиты логическое мышление, внимание, память, связная речь. Таким образом, развитие мелкой моторики прямо пропорционально связано с формированием основных психических процессов и речевым развитием.
Большие трудности учащиеся с особыми образовательными потребностями испытывают, овладевая навыком письма. Письмо – сложный процесс, требующий выполнения тонких координационных движений кисти и всей руки, правильного положения тела, развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Уделяя должное внимание упражнениям, играм, заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений кисти руки, педагоги и родители решают сразу несколько задач:
Косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребёнка.
Готовят руку к овладению письмом и трудовыми навыками.
Развивают художественный вкус ребёнка.
Необходимо, чтобы упражнения, которые проводятся для развития мелкой моторики рук, были доступны детям, работа по развитию движений рук проводилась регулярно. Задания должны приносить ребёнку радость, недопустимы скука и переутомление.
Ребёнок сможет ощутить свою значимость и важность работы, если будет знать, для чего она предназначена. Поэтому каждому выполненному заданию необходимо найти применение. Стимулировать ребёнка тем, что он оказывает помощь взрослым.
Основные упражнения.
На уроках письма:
Пальчиковая гимнастика. Перед письмом для прилива крови к пальцам рук или после нагрузки на руки. Стимулировать учащихся с помощью проговаривания доступных, весёлых стихов.
«Мы капусту рубим, рубим,
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту трём, трём,
Мы капусту жмём, жмём».
Штриховка. В различных направлениях штриховать геометрические фигуры, овощи, фрукты.
Обвести рисунок.
Клубочки.
Нарисуй внутри большой фигуры маленькую.
Продолжи узор.
Дорисуй картинку.
Графический диктант.
Волшебный мешочек. Предметы, буквы, цифры, геометрические фигуры.
Проглаживание пальцем по шершавой поверхности. Цифры, буквы.
Угадай на ощупь. Письмо на ладони.
Письмо мокрым пальцем по мелованной поверхности.
На уроках трудового обучения:
Лепка.
Работа с бумагой.
Работа с нитками.
Шитьё.
Работа с конструктором.
Шнуровка.
Д. / И. на ориентацию, лабиринт.
Во внеурочной деятельности и задание на дом:
Лепка из пластилина, снега, песка. Снежков, снежной бабы, фигур и замков.
Рисование.
Изготовление поделок из бумаги, природного материала.
Вырезание.
Конструирование.
Застёгивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков, завязывание и развязывание шнурков, лент, узелков на верёвке.
Завинчивание и отвинчивание крышек у банок и пузырьков.
Всасывание пипеткой воды.
Открывание и закрывание дверцы или шкатулки.
Нанизывание бус и пуговиц.
Плетение косичек из ниток, венков из цветов.
Сортировка круп.
Показ с помощью рук эмоционального состояния.
Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.
Л. Ф. К.
Самомассаж пальцев рук.
Упражнение с мячиком.
Диагностические задания для определения уровня развития мелкой моторики рук и координации движений.
«Домик». Н. И. Гуткиной.
Дорожки.
Срисовывание простых узоров.
Литература:
Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. Москва. 2000 г.
Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: «Академия развития», «Академия, К», 2000 г.
Волина В. В. Праздник Числа. Москва: АСТ – ПРЕСС, 1996 г.