СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие мелкой моторики

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

ИГРЫ С ПРЕДМЕТАМИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК.

   Взаимосвязь развития речи и тонких движений рук изучалась и была подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых: И.М. Сеченовым, И.П. Павловым, А.А. Леонтьевым, А.Р. Лурея. Движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянное воздействие на зоны коры головного мозга, отвечающие за мелкую моторику, - важнейший компонент в системе логопедической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

   Интерес детей к развитию движений пальцев рук формируется в играх. А чтобы игры не наскучили, нужно много самых разных игрушек. Сегодня в магазинах огромный выбор разнообразных игр для развития ручной моторики. Однако не стоит забывать и о том, что можно самим изготовить не менее интересные игрушки, используя подручные средства. Всем маленьким детям нравится ощупывать, осматривать, разбирать. И, конечно, им хочется поиграть с предметами, которыми манипулируют взрослые. Многим предметам домашнего обихода можно придумать новое применение, проявив немного фантазии. Они принесут не меньше пользы для детей, чем специальные развивающие игры из магазина. Игры с предметами и материалами домашнего обихода – простые, доступные и приносят детям огромную радость.

   Такой игрушкой могут стать бельевые прищепки в сочетании с картинками животных, птиц, рыб. Из разноцветных прищепок в этом случае можно сконструировать хвост, плавник, рога или что-то другое. Возможен и другой вариант – «превращение» прищепки в самого животного, птицу или рыбу, открывающего пасть при сжимании прищепки. В этом случае картинка наклеивается прямо на прищепку и делается надрез для открывающегося рта.

         

   Игры с крупами или песочная терапия вызовут не меньший восторг у ребенка. Для наполнителя можно использовать не только речной песок и манку, но и более крупный по структуре материал – пшено, горох, фасоль, грунт для аквариума (искусственные разноцветные прозрачные камешки). В «сухом бассейне»  с более крупным наполнителем можно предложить ребенку как просто движения погруженных рук (идентично самомассажу). Можно провести пальчиковую гимнастику, предложив «согреть фасолинки» (потереть фасоль между ладонями); прижать ладони ко дну «сухого бассейна» и, не отрывая их, поочередно поднимать и опускать пальцы; «закопать» руки на дно  «бассейна», перебирая пальчиками его содержимое. Заинтересуют ребенка и игры на поиск, распознание предмета, а затем и его обыгрывание (например, сочинение истории о найденной игрушке).  С песком можно предложить другое – рисование пальцами на поверхности.

         

   Игры с пуговицами, бусинами, семенами так же непременно заинтересуют ребенка. Из них можно выкладывать различные фигуры,  рисунки или буквы, нанизывать на леску или нить, смешивать вместе , а потом сортировать по разным коробочкам (игра «Золушка»), совмещать с аппликацией или лепкой.

                        

   Сматывание толстой нитки в клубок, комканье носового платочка в кулачок развивают у детей ловкость и силу в руках.

   Выкладывание из спичек или счетных палочек различных фигурок по образцу и без него не только развивает мелкую моторику, но и формирует образно-пространственное мышление, развивает фантазию и наблюдательность.

   Поспособствует развитию чувствительности рук такой прием как криомассаж.  В формочках для льда замораживается вода. Малышу предлагается погладить по внутренней или внешней стороне ладони ледяной фигуркой, можно перекладывать фигурку из одной руки в другую.

   Увлекательными и интересными для ребенка будут игры с резиновыми массажными мячиками с шипами разного размера, с массажерами «су-джок», скорлупками от шоколадных яиц, подойдут и природные материалы - желуди, шишки, орехи, каштаны. Можно предложить ребенку сжимать, катать, удерживать все эти предметы.  Катать между ладоней можно и обычные карандаши с гранями.

   Детям старшего дошкольного возраста можно предложить игры с цветными скрепками. Их можно нанизывать на шнурок, выложить из них рисунок, соединить скрепки между собой, дополнить фигурки разноцветными скрепками.

   Игры со щетками разнообразны и непременно заинтересуют малыша. Можно погладить щеткой по рукам, покатать между ладонями круглую щетку, нажать на щетину щетки руками поочередно.

   Различные баночки с завинчивающимися и захлопывающимися крышечками так же превратятся в интересные игрушки. Научите малыша отвинчивать и завинчивать, открывать и защелкивать крышечки на баночках.

   Эти доступные и интересные игры – веселое занятие, способное не только разрабатывать моторику пальцев рук, но и подарить ребенку радость общения со взрослым. Играйте со своим малышом и радуйтесь всем его успехам!

 

Список используемой литературы:

- Большакова С.Е. «Формирование мелкой моторики рук», Москва, 2005;

- Галкина Г.Г., Дубина Т.И. «Пальцы помогают говорить», Гном и Д, Москва, 2008;

- Гордеева Т.В. «Массаж и пальчиковая гимнастика с предметами», Книголюб, Москва, 2008;

- Курумова Н.Ф. «Крупные возможности мелкой моторики», журнал «Логопед», № 7, 2010.