Просмотр содержимого документа
«Развитие метапредметных компетенций учащихся»
Развитие метапредметных компетенций учащихся
От развития УУД к метапредметным компетенциям
Концепция развития
универсальных учебных действий
разработана на основе системно-
деятельностного подхода
(Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев,
П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин,
В.В.Давыдов, А.Г.Асмолов) группой
учёных под руководством А.Г.Асмолова.
От развития УУД к метапредметным компетенциям
- В широком значении термин «универсальные учебные действия» - это умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
- В узком значении термин « универсальные учебные действия» - это совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию учебного процесса.
Компетенция
Компетентность
От развития УУД к метапредметным компетенциям
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ :
- Регулятивные (организация учебной деятельности)
- Познавательные (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)
- Коммуникативные (социальная компетентность и учёт позиции других людей)
Ключевые компетенции:
- ценностно-смысловые
- общекультурные
- учебно-познавательные
- информационные
- коммуникативные
- социально-трудовые
- личностное самосовершенствование
Образовательные компетенции:
- изучать;
- искать;
- думать;
- сотрудничать;
- приниматься за дело;
- адаптироваться.
Образование – главный ресурс развития общества
Выдвинутая на мировом уровне стратегия – “образование на протяжении всей жизни человека” (взамен прежней установки “образование на всю жизнь” – меняет многие смысловые и ценностные ориентации, понимание сущности и структуры учения.
Жизненные стратегии
- Самоопределение и саморазвитие человека осмысляются как самые эффективные жизненные стратегии. Умение учиться становится одним из главных условий успешного жизненного самоопределения.
Жизненные стратегии
- В федеральной Концепции и Программе модернизации образования в России с развитием субъектности учащихся, их умением учиться связывается решение задачи совершенствования качества образования в целом.
Результат развития метапредметных компетенций
Развивается:
- культура сотрудничества;
- культура работы с информацией;
- диагностика, коррекция и развитие познавательных процессов как психологическое сопровождение формирования исследовательской деятельности;
- умение как творческий процесс;
- учение как саморазвитие.
Образовательные продукты:
Уровень развития метапредметных компетенций проявляется в образовательных продуктах:
а) внешних :
- исследовательские работы;
- рефераты;
- книжки;
- макеты;
- задачники;
- презентации;
- карты;
- сценические постановки;
- поделки и т.п.
Образовательные продукты:
б) внутренних :
- организационно-деятельностные умения;
- способы познавательной деятельности;
- коммуникативные навыки;
- творческие способности.
Результатом обучения является формирование базовых качеств образованности человека
У учащихся появляется возможность:
- быть ТВОРЧЕСКИМ, уметь по-новому смотреть на привычные вещи и ценящим инновации;
- САМООПРЕДЕЛЯТЬСЯ, уметь брать на себя ответственность за свое образование;
- РЕШАТЬ ПРОБЛЕМЫ, уметь выбирать и использовать различные конструктивные способы их решения;
- быть УВЕРЕННЫМ в своих возможностях и иметь высокую самооценку;
- быть ТОЛЕРАНТНЫМ (эмоционально устойчивым), эмпатийно, доброжелательно относиться к многообразию жизни.
Роль музейной педагогики в развитии метапредметных компетенций
- Обращение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, предполагает включение индивида в культурно-историческое пространство, что создаёт почву для осознания им себя как субъекта культуры.
- Особая роль в этом принадлежит музею, который выводит индивида за границы социума, цивилизации в мир культуры.
- В этой связи для образования представляют интерес.
Социокультурные функции музейного пространства
- расширение образовательного пространства личности через приобщение к музейной педагогике;
- гармонизация развития творческой личности;
- формирование национальной идеологии,
- сохранение традиций, возвращение к исконно духовным ценностям; патриотическое воспитание граждан своего Отечества;
- создание новой музейной аудитории;
- расширение социального пространства влияния музея.