Развитие учебной мотивации
При развитии мотива достижения ориентируйте учеников на самооценку деятельности:
Спрашивайте у ученика: «Ты удовлетворен результатом?», вместо оценки: «Ты хорошо справился с работой».
Проводите индивидуальные беседы для обсуждения достижений и промахов, постоянно интересуйтесь отношением ученика к процессу и результату своей деятельности.
Помните, что учащиеся приходят в школу с разным уровнем развития мотива достижения, основанном на прошлом опыте.
Учащиеся, которые уже усвоили материал, могут отдохнуть. Приготовьте для них некоторые дополнительные задания.
Ученикам, которые ориентированы на избегание неудач, могут понадобиться такие задания, которые защитят их от публичного осуждения и критики.
Как можно чаще ставьте учеников в ситуацию выбора цели.
В начале изучения темы информируйте учеников о том, чему они должны научиться, какие формы работы и проверки знаний могут быть использованы, предложите полную программу действий с вариантами выбора.
Предлагайте ученикам самим выбрать для себя уровень сложности заданий.
Предложите выбрать способ достижения цели.
Предложите одаренным и отстающим ученикам вместе разработать индивидуальные планы обучения.
Помогайте ученикам ставить перед собой реалистические цели.
Поощряйте учеников, которые ставят перед собой достижимые цели, чтобы усложнять их со временем.
Когда ученики ставят перед собой нереально высокие цели, предложите им альтернативу.
Попросите учеников записывать в специальной тетради цепи и задачи, которые они ставят перед собой на день, неделю или четверть.
Расспросите учеников о том, когда и где они будут работать над достижением своих целей, какие материалы им для этого понадобятся и когда они предполагают закончить.
Помогайте ученикам быть ответственными за удачи и промахи.
Если вы делаете ошибку или ваша работа не выполнена на достаточно высоком уровне, обсуждайте это с учениками. Будьте самокритичны и ответственны за свои ошибки.
Приглашайте на уроки гостей, которые рассказали бы о своих удачах и неудачах.
Попытайтесь находить смешной выход из ситуаций. Иногда ошибки бывают веселыми.
Помогайте ученикам увидеть связь между их усилиями и результатами труда.
После выполнения задания попросите учеников рассказать, что было особенно трудно, и как они с этим справились.
Обсуждайте причины не только успехов, но и неудач.
Постарайтесь избегать быстрых собственных выводов о причинах успехов и неудач.
Сделайте ситуацию успеха достижимой.
Выбирайте такие задания, при выполнении которых ученики чаще добиваются успехов, чем неудач.
Если у учеников возникают проблемы, разделите изучаемый материал на более мелкие порции.
Выбирайте адекватную методику преподавания предмета.
Развитие познавательного мотива: интереса к предмету и любознательности
Учебный материал должен включаться в «картину мира» ученика, связываться с его повседневным жизненным опытом. Существует множество способов узнать интересы школьников. Наиболее простой – напрямую спросить самих учеников.
Преподаватель обязан знать интересы учеников, чтобы дополнять учебную программу.
Используйте все возможности учебного материала для развития любознательности учеников.
Все, что повышает любознательность, может быть включено в урок: новые необычные факты и взгляд на события, яркие наглядные пособия и изготовление самоделок — все идет в ход.
Обратите внимание на то, как выглядит кабинет. В обстановке, которая давно не менялась, школьники ведут себя пассивно.
Обратитесь к проблемному обучению. Учителя должны создавать проблемные ситуации, которые подтолкнули бы учащихся к изучению объекта. Различают изучение через открытие, когда учащиеся в значительной степени работают сами, и управляемое открытие, к котором процессом управляет учитель.
Вместо объяснения, как решить проблему, учитель предоставляет необходимые материалы, поощряет учеников делать наблюдения, выдвигать гипотезы, проверять решения, для чего учащиеся должны использовать интуитивное и аналитическое мышление. Учитель может задавать наводящие вопросы, поощрять догадки учащихся, основанные на неполных данных, а затем помогает подтвердить или опровергнуть эти догадки при систематическом анализе проблемы. В этом подходе этапами работы являются введение, экспериментирование, обдумывание, применение и проверка.
Используйте «метод проектов». «Проект» – исследовательская работа школьников под управлением учителя, может выполняться индивидуально или группами учащихся в течение заданного времени, иногда целой четверти.
Содержание и направление работы над проектом
Стадия работы | Содержание работы | Учащиеся | Учитель |
Подготовка | Определение темы и целей проекта | Обсуждают проблему и получают необходимую информацию от учителя. Определение целей | Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей |
Планирование | Поиск источников информации. Определение способов сбора и анализа информации, способа представления результатов (формы отчета). Установление процедур и критериев оценки. Распределение задач между членами группы | Вырабатывают план действий, Формулируют задачи | Предлагает идеи |
Исследование | Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты; интервью, опросы, наблюдения | Исследуют | Наблюдает, советует, косвенно руководит |
Результаты | Анализ информации. Формулирование выводов | Анализируют, обобщают | Советует |
Представление отчета | Различные формы представления результатов | Отчитываются, обсуждают | Слушает, задает вопросы в роли рядового участника |
Оценка результата и процесса | ––––– | Самооценка в ходе обсуждения | Оценивает усилия, качество работы с источниками и неиспользованные возможности и качество отчета |
Например, на первой стадии выбора темы и подтем проекта:
Учитель выдвигает проблему и просит детей задавать вопросы.
Если вопросов много и тема заинтересовала, начинается работа.
Тема разбивается на подтемы при анализе вопросов и их объединении по смыслу и направленности.
Класс делится на подгруппы, каждая получает подтемы для разработки.
Дается время на подготовку. Дети сами ищут литературу и информацию из других источников, анализируют ее, делают выводы и готовят сообщение.
Плюсы метода «проектов»:
1. Развиваются познавательные интересы.
2. Используются различные формы работы: дискуссии, работа с литературой, сбор эмпирической информации и т. п.
3. Происходит мотивирование, появляется удовлетворение от деятельности, ребята видят результат своего труда.
4. Отсутствует формализм знаний.
5. Устанавливается связь с жизненным опытом.
6. В случае использования групповых проектов развивается умение сотрудничать.
7. Развивается метапознание и саморегуляция в деятельности.
В ходе работы над проектом учитель должен:
Помочь разработать программу исследования.
Помочь в поиске источников информации.
Сам стать источником информации.
Поощрять и поддерживать энтузиазм.
Помогать при появлении трудностей.
Поддерживать обратную связь.
Советы учителю:
Связывайте учебную информацию с жизненным опытом школьников.
При введении новой темы спросите учеников, что они знают об этой проблеме, что они слышали или читали по предложенной теме, какие идеи или ассоциации у них возникают и т.д.
Старайтесь представить информацию в форме проблемы или проблемного вопроса, для чего представляйте различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, говорите о сомнениях и неясностях в отдельных аспектах темы.
В решении проблемы используйте все идеи и соображения детей: поощряйте догадки, вопросы и критику; позволяйте им доказывать и проверять даже явно ложные идеи; учите спорить друг с другом и опровергать имеющиеся версии.
Целенапрвленно и постепенно учите использовать и реализовывать исследовательский подход. Дети должны правильно формулировать цель исследования, определять объект исследования, формулировать гипотезы, выбирать способы проверки гипотез, делать обоснованные выводы.
Важно похвалу использовать правильно.
Советы учителю:
Придумайте множество подкреплений. Дайте школьникам возможность самим придумать поощрение или выбрать из уже имеющихся.
Обсудите с другими преподавателями и родителями способы подкрепления.
Делайте упор на положительное. Убедитесь, что все ученики, особенно проблемные, получают подкрепление, когда делают что-либо хорошее.
Хвалите учеников, учитывая их индивидуальные особенности, способности и недостатки (используйте индивидуальные нормы оценивания).
Соотносите успех ученика с его личными усилиями и возможностями так, чтобы он обрел уверенность в повторном успехе,
Убедитесь, что подкрепление действительно позитивно воспринимается учеником.
Хвалите за малейшее продвижение в нужном направлении, за позитивные тенденции поведения. Но чем привычнее становится успех, тем реже должна быть похвала.
Поощряйте признание учеником своих ошибок: «Ты признался, что списал, — это смелый поступок. Я не накажу тебя, выполни задание снова».
Классификация потребностей и мотивы учения (по Маслоу)
Потребности | Мотивы учения |
Самоактуализация, самоосознание | Самопознание, развитие представлений о себе и своих возможностях |
Эстетические и творческие потребности | Творческие: приятно творческое озарение, приведение в порядок взгляда на мир |
Развитие интеллектуального уровня: понимание и объяснение | Интересно учиться |
Самоуважение, самопринятие | Достижения: учиться хорошо, чтобы уважать себя |
Принадлежность: любовь, принятие группой | Социальные: учиться, чтобы уважали и любили |
Безопасность: физическая психологическая | Под угрозой наказаний: учиться, чтобы не наказывали |
Потребности выживания: пища, вода, жилье... | Материальные: учиться, чтобы получить вознаграждение |