СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие моторной сферы на уроке "Предметно-практическая деятельность" у детей с интеллектуальными нарушеними.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Попыталась систематизировать ежедевный практический опыт.

Просмотр содержимого документа
«Развитие моторной сферы на уроке "Предметно-практическая деятельность" у детей с интеллектуальными нарушеними.»

Развитие моторной сферы детей с интеллектуальными нарушениями.

Предметно-практическая деятельностью.

Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с ТМНР, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.

Моторная сфера детей с инте­л­ле­к­ту­аль­ны­ми на­ру­ше­ниями, как пра­вило, не имеет выраженных нарушений. Наибольшие труд­но­сти обучающиеся испытывают при выполнении заданий, свя­за­н­ных с точной ко­ор­ди­на­ци­ей мелких движений пальцев рук. В свою очередь, это негативно сказывается на ов­ла­де­нии письмом и некоторыми трудовыми опе­рациями. Проведение специальных упра­ж­не­ний, включенных как в со­держание коррекционных занятий, так и используемых на от­дель­ных уроках, способствует раз­ви­тию координации и точности движений пальцев рук и ки­сти, а также позволяет под­го­то­вить обучающихся к овладению учебными и трудовыми дей­ствиями, тре­бу­ю­щими определенной моторной ловкости.

Задачей педагога является формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами. В процессе обучения знакомство с различными предметами и материалами и освоение действий с ними.

В процессе обучения необходимо формировать элементарные двигательные умения, такие как: захват, удержание, перекладывание и др., которые в дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании.

Практическая деятельность в ее простых видах наиболее понятна и доступна детям. Здесь все дано в наглядном, легко воспринимаемом виде. Разнообразие видов заданий обеспечивает разносторон­нюю и активную работу всех анализаторов.

Предметно-практическая деятельность способст­вует формированию мотивационной готовности к трудовому обучению, развитию произвольности (формированию умений подражать действиям взрослого, действовать по показу, образцу, словесной инструкции, подчинять свои действия заданному правилу) и предполагает формирование следующих умений и навыков:

- освоение на элементарном уровне простых действий с предметами и материалами;

-следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий;

-использование в работе доступных материалов (пластилин, природный материал; бумага и картон; нитки, тканью;

-фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога (с привлечением внимания голосом);

-рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный материал и т.д.;

- фиксировать взгляд на движущемся предмете и объекте;

- захватывать, перекладывать, удерживать предмет;

- сжимать, разглаживать, разрывать, сгибать бумагу различной фактуры, скатывать из бумаги шарики;

- умение открывать и закрывать емкости для хранения;

-играть с кубиками, карандашами, палочками и т.д;

- разрывать полоски бумаги на кусочки;

- погружать руки в сухой бассейн;

- погружать и доставать из сухого бассейна предметы;

- пересыпать крупы с помощью кулака, стакана;

- сортировать крупы;

- складывать в банку природный материал, доставать его из банки ложкой (пальцами);

- разминать пластилин двумя руками, расплющивать его на дощечке, между ладошек, разрывать пластилин на мелкие и большие части, соединять пластилин, отщипывать пластилин пальцами, раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениям;

- играть с конструктивными материалами;

- наполнять железные и пластиковые сосуды различными предметами;

Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его дви­гательная активность, тем он лучше развивается. Поэтому, развитию общей и мелкой моторики ребенка с ОВЗ необходимо уделять особое внимание.

Большую роль в занятиях предметно-практической деятельности, развитии моторики детей с инте­л­ле­к­ту­аль­ны­ми на­ру­ше­ниями играют дидактические игры. Предлагаю вашему вниманию некоторые из них.

      • «Солнечный зайчик». Прослеживание и ловля солнечного зайчика, слежение за заводными игрушками, фонариком, ожидание их в определённых местах.

      • «Крутись, карандаш». Карандаши катаем по столу-назад. Предварительно показываем, как выполняется это движение. Чтобы карандаш не укатился, надавить на него ладошкой.

      • «Не боюсь колючек». Катаем между ладошками резиновые игольчатые мячики, нажимая на них с разной силой.

      • «Спрячь в ладошке». Сжимаем в ладошке кусочки поролона, резиновые кольца или дру­гие игрушки из пористых, гибких или упругих материалов.

      • «Ветерок». Сжимаем в ладони резиновую грушу, выпуская из нее воздух. Можно поднести грушу к щеке или рукам, можно сдувать со стола ватку, перышко и т.д

      • «Ямки». Разминаем в руке кусок теста или пластилина, кладем на поднос и делаем в нем «ямки» указательным пальцем, размять в руках кусок мягкого тес­та, затем положить его на поднос и сделать в нем «ямки», надавливая прямым указательным пальцем. Таким же обра­зом можно действовать несколькими пальцами (2—3) или всеми пальцами одновременно, одной или обеими руками. При работе с пластилином ямки можно сделать не заточенной стороной карандаша, а в получившиеся углубления по­ложить фасоли, горошины, камушки.

      • «Спрячь руки!». В глубокой миске – крупа, мука или песок. Ребенку предлагается спрятать руки, погрузив их глубоко в крупу, сжать их в кулаки и пошевелить пальцами.

      • «Найди игрушку!». В глубокой миске – крупа, мука или песок. Прячем в крупу игрушку и предлагаем ребенку найти ее.

      • «Пересыпь крупу». Разные виды круп или песок, ложка, совок или воронка, различные емкости (коробки, миски, пластмассо­вые чашки, сосуды, пакеты и др.). При помощи рук, ложки, или ворон­ки пересыпать крупу из одной емкости в другую. «Жила-была на свете мышка-норушка. Она была очень запасливая. У нее в норке храни­лись разные крупы и семена. Давайте поможем мышке раз­ложить зернышки в банки, коробочки и пакеты. Теперь запасы хорошо сохранятся».

      • «Бумажные снежки». Сминаем лист бумаги в комок. Играем в «снежки».

      • «Осенние листья». Делаем осен­ние листья (можно использовать бумагу разного цвета), разорвав бумагу на кусочки. Листья падают с деревьев и кружатся на ветру. Затем вместе с детьми собирем листья в кучки.

      • «Погремушка». Небольшая пластиковая бутылка с крышкой, мелкие предметы (камушки, фа­соль, бусины, детали мозаики и др.); коробочка. Ребенок открывает крышку (в случае затруднения помогите). Перекладываем мелкие предметы из коробочки в бутылку. Затем ребенок закрывает бутылку. Погремушка готова. Давай погремим.

      • «Непослушные колечки». Снимаем колечки с пирамидки. Колечки можно катить. «Смотри, какие непослушные колечки! Давай скорее соберем их и наденем на палочку!»

      • «Пластилиновые узоры». Отщипываем от большого куска пластилина меленький кусочек, скатываем из него шарик. Шарик положить на основу и нажать на него пальчиком. Можно изготовить пластилиновые картинки – ягодки, снег, дождик, конфетки.

      • «Фигурки». Счетные палочки (плоские), шнурки или тол­стые цепочки. Рассматриваем фигурки (квадрат, треугольник, круг, овал и т.д.). Предлагаем ребенку выложить также.

      • «Бусы для куклы». Крупные яркие пластиковые или деревянные бусины с большими отверстиями (или шарики от погремушек, крупные пуговицы), деревянные или пластмассовые иголки, толстые нитки, шнурки (веревочка или проволока), куклы. «Кукла соби­рается на праздник. Давайте сделаем для нее нарядные бусы».

      • «Ловим раков». Игрушечное ведро, по краю прикреплены прищепки. Снимаем прищепки и вкладываем в ведерко. «Рыбак поймал в реке раков и сло­жил их в ведерко. А раки стали расползаться. Давайте сло­жим их обратно в ведерко!»

      • «Шароброс»: опускание больших и маленьких шаров в соответствующие отверстия.

      • «Столкни мяч!». Ребенок сидит около края сто­ла. У противоположного края стола находится мяч на таком расстоянии, что ребенок не может достать его рукой. Рядом с ребенком, на столе, лежит палка. Педагог просит его столкнуть мяч в корзину, которая стоит на полу около стола. Вставать со стульчика ребенку не разрешается.

      • «Светофор»: перемена вида движения по цветовому сигналу .

      • «Не урони»: перенос недостаточно устойчивого предмета на листе картона, бумаге, с постепенным уменьшением устойчивости предмета (кубик, карандаш, шарик).

      • «Чудесный мешочек»: узнавать на ощупь один из хорошо известных д предмет (ложка, расческа и т.п.).

      • «Подбор к фону»: размещение мелких цветных предметов (бусины, пуговицы, кубики, детали мозаики, игрушечные ложки, вилки и пр.) на цветные круги, тарелочки соответствующего цвета, при выборе их из предметов разного цвета.

      • «Куда подходит»: размещение плоскостных вкладок типа доски Сегена (3-5 фигур на доске).



Практический опыт имеет первостепенное значение для развития мышления умственно отсталого ребенка. В основе коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, реализовано фундаменталь­ное положение отечественной психологии о генетической свя­зи разных форм мышления. Тесно вза­имодействуют три основные формы: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Данные формы мышления образуют тот единый процесс познания ре­ального мира, в котором может преобладать то одна, то другая форма мышления, и в связи с этим познавательный процесс реального мира приобретает специфический характер. При этом надо помнить о том, что мышление развивается в осмыс­ленных целенаправленных предметных действиях.

Совершая действия с реальными предметами, перемещая их в пространстве, меняя их функциональные зависимости, ре­бенок получает возможность преодолеть статичность восприя­тия. Он осознает динамичность окружающей среды, а главное, познает возможность воздействовать на динамику предмета по своему замыслу или в соответствии с теми задачами, которые ставит перед ним взрослый. Система последовательных занятий формирует у ребенка ориентировку в окружающем предметном мире, способствует развитию у них новых знаний и представлений об окружающем, обогащает их жизненный опыт, стимулирует развитие речи и способствует развитию понятийного мышления. Для умственно отсталого ребенка чрезвычайно важно обеспечить специальные условия для приобретения предметно-практического и чувственного опыта, сформировать активную познавательную ориентировку в окружающем и обеспечить перенос этого опыта в различные игровые и практические ситуации.