Развитие моторной сферы детей с интеллектуальными нарушениями.
Предметно-практическая деятельностью.
Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с ТМНР, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.
Моторная сфера детей с интеллектуальными нарушениями, как правило, не имеет выраженных нарушений. Наибольшие трудности обучающиеся испытывают при выполнении заданий, связанных с точной координацией мелких движений пальцев рук. В свою очередь, это негативно сказывается на овладении письмом и некоторыми трудовыми операциями. Проведение специальных упражнений, включенных как в содержание коррекционных занятий, так и используемых на отдельных уроках, способствует развитию координации и точности движений пальцев рук и кисти, а также позволяет подготовить обучающихся к овладению учебными и трудовыми действиями, требующими определенной моторной ловкости.
Задачей педагога является формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами. В процессе обучения знакомство с различными предметами и материалами и освоение действий с ними.
В процессе обучения необходимо формировать элементарные двигательные умения, такие как: захват, удержание, перекладывание и др., которые в дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании.
Практическая деятельность в ее простых видах наиболее понятна и доступна детям. Здесь все дано в наглядном, легко воспринимаемом виде. Разнообразие видов заданий обеспечивает разностороннюю и активную работу всех анализаторов.
Предметно-практическая деятельность способствует формированию мотивационной готовности к трудовому обучению, развитию произвольности (формированию умений подражать действиям взрослого, действовать по показу, образцу, словесной инструкции, подчинять свои действия заданному правилу) и предполагает формирование следующих умений и навыков:
- освоение на элементарном уровне простых действий с предметами и материалами;
-следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий;
-использование в работе доступных материалов (пластилин, природный материал; бумага и картон; нитки, тканью;
-фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога (с привлечением внимания голосом);
-рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный материал и т.д.;
- фиксировать взгляд на движущемся предмете и объекте;
- захватывать, перекладывать, удерживать предмет;
- сжимать, разглаживать, разрывать, сгибать бумагу различной фактуры, скатывать из бумаги шарики;
- умение открывать и закрывать емкости для хранения;
-играть с кубиками, карандашами, палочками и т.д;
- разрывать полоски бумаги на кусочки;
- погружать руки в сухой бассейн;
- погружать и доставать из сухого бассейна предметы;
- пересыпать крупы с помощью кулака, стакана;
- сортировать крупы;
- складывать в банку природный материал, доставать его из банки ложкой (пальцами);
- разминать пластилин двумя руками, расплющивать его на дощечке, между ладошек, разрывать пластилин на мелкие и большие части, соединять пластилин, отщипывать пластилин пальцами, раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениям;
- играть с конструктивными материалами;
- наполнять железные и пластиковые сосуды различными предметами;
Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Поэтому, развитию общей и мелкой моторики ребенка с ОВЗ необходимо уделять особое внимание.
Большую роль в занятиях предметно-практической деятельности, развитии моторики детей с интеллектуальными нарушениями играют дидактические игры. Предлагаю вашему вниманию некоторые из них.
«Солнечный зайчик». Прослеживание и ловля солнечного зайчика, слежение за заводными игрушками, фонариком, ожидание их в определённых местах.
«Крутись, карандаш». Карандаши катаем по столу-назад. Предварительно показываем, как выполняется это движение. Чтобы карандаш не укатился, надавить на него ладошкой.
«Не боюсь колючек». Катаем между ладошками резиновые игольчатые мячики, нажимая на них с разной силой.
«Спрячь в ладошке». Сжимаем в ладошке кусочки поролона, резиновые кольца или другие игрушки из пористых, гибких или упругих материалов.
«Ветерок». Сжимаем в ладони резиновую грушу, выпуская из нее воздух. Можно поднести грушу к щеке или рукам, можно сдувать со стола ватку, перышко и т.д
«Ямки». Разминаем в руке кусок теста или пластилина, кладем на поднос и делаем в нем «ямки» указательным пальцем, размять в руках кусок мягкого теста, затем положить его на поднос и сделать в нем «ямки», надавливая прямым указательным пальцем. Таким же образом можно действовать несколькими пальцами (2—3) или всеми пальцами одновременно, одной или обеими руками. При работе с пластилином ямки можно сделать не заточенной стороной карандаша, а в получившиеся углубления положить фасоли, горошины, камушки.
«Спрячь руки!». В глубокой миске – крупа, мука или песок. Ребенку предлагается спрятать руки, погрузив их глубоко в крупу, сжать их в кулаки и пошевелить пальцами.
«Найди игрушку!». В глубокой миске – крупа, мука или песок. Прячем в крупу игрушку и предлагаем ребенку найти ее.
«Пересыпь крупу». Разные виды круп или песок, ложка, совок или воронка, различные емкости (коробки, миски, пластмассовые чашки, сосуды, пакеты и др.). При помощи рук, ложки, или воронки пересыпать крупу из одной емкости в другую. «Жила-была на свете мышка-норушка. Она была очень запасливая. У нее в норке хранились разные крупы и семена. Давайте поможем мышке разложить зернышки в банки, коробочки и пакеты. Теперь запасы хорошо сохранятся».
«Бумажные снежки». Сминаем лист бумаги в комок. Играем в «снежки».
«Осенние листья». Делаем осенние листья (можно использовать бумагу разного цвета), разорвав бумагу на кусочки. Листья падают с деревьев и кружатся на ветру. Затем вместе с детьми собирем листья в кучки.
«Погремушка». Небольшая пластиковая бутылка с крышкой, мелкие предметы (камушки, фасоль, бусины, детали мозаики и др.); коробочка. Ребенок открывает крышку (в случае затруднения помогите). Перекладываем мелкие предметы из коробочки в бутылку. Затем ребенок закрывает бутылку. Погремушка готова. Давай погремим.
«Непослушные колечки». Снимаем колечки с пирамидки. Колечки можно катить. «Смотри, какие непослушные колечки! Давай скорее соберем их и наденем на палочку!»
«Пластилиновые узоры». Отщипываем от большого куска пластилина меленький кусочек, скатываем из него шарик. Шарик положить на основу и нажать на него пальчиком. Можно изготовить пластилиновые картинки – ягодки, снег, дождик, конфетки.
«Фигурки». Счетные палочки (плоские), шнурки или толстые цепочки. Рассматриваем фигурки (квадрат, треугольник, круг, овал и т.д.). Предлагаем ребенку выложить также.
«Бусы для куклы». Крупные яркие пластиковые или деревянные бусины с большими отверстиями (или шарики от погремушек, крупные пуговицы), деревянные или пластмассовые иголки, толстые нитки, шнурки (веревочка или проволока), куклы. «Кукла собирается на праздник. Давайте сделаем для нее нарядные бусы».
«Ловим раков». Игрушечное ведро, по краю прикреплены прищепки. Снимаем прищепки и вкладываем в ведерко. «Рыбак поймал в реке раков и сложил их в ведерко. А раки стали расползаться. Давайте сложим их обратно в ведерко!»
«Шароброс»: опускание больших и маленьких шаров в соответствующие отверстия.
«Столкни мяч!». Ребенок сидит около края стола. У противоположного края стола находится мяч на таком расстоянии, что ребенок не может достать его рукой. Рядом с ребенком, на столе, лежит палка. Педагог просит его столкнуть мяч в корзину, которая стоит на полу около стола. Вставать со стульчика ребенку не разрешается.
«Светофор»: перемена вида движения по цветовому сигналу .
«Не урони»: перенос недостаточно устойчивого предмета на листе картона, бумаге, с постепенным уменьшением устойчивости предмета (кубик, карандаш, шарик).
«Чудесный мешочек»: узнавать на ощупь один из хорошо известных д предмет (ложка, расческа и т.п.).
«Подбор к фону»: размещение мелких цветных предметов (бусины, пуговицы, кубики, детали мозаики, игрушечные ложки, вилки и пр.) на цветные круги, тарелочки соответствующего цвета, при выборе их из предметов разного цвета.
«Куда подходит»: размещение плоскостных вкладок типа доски Сегена (3-5 фигур на доске).
Практический опыт имеет первостепенное значение для развития мышления умственно отсталого ребенка. В основе коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, реализовано фундаментальное положение отечественной психологии о генетической связи разных форм мышления. Тесно взаимодействуют три основные формы: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Данные формы мышления образуют тот единый процесс познания реального мира, в котором может преобладать то одна, то другая форма мышления, и в связи с этим познавательный процесс реального мира приобретает специфический характер. При этом надо помнить о том, что мышление развивается в осмысленных целенаправленных предметных действиях.
Совершая действия с реальными предметами, перемещая их в пространстве, меняя их функциональные зависимости, ребенок получает возможность преодолеть статичность восприятия. Он осознает динамичность окружающей среды, а главное, познает возможность воздействовать на динамику предмета по своему замыслу или в соответствии с теми задачами, которые ставит перед ним взрослый. Система последовательных занятий формирует у ребенка ориентировку в окружающем предметном мире, способствует развитию у них новых знаний и представлений об окружающем, обогащает их жизненный опыт, стимулирует развитие речи и способствует развитию понятийного мышления. Для умственно отсталого ребенка чрезвычайно важно обеспечить специальные условия для приобретения предметно-практического и чувственного опыта, сформировать активную познавательную ориентировку в окружающем и обеспечить перенос этого опыта в различные игровые и практические ситуации.