
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ВИДЫ ПАМЯТИ 4
Двигательная (моторная) память. 4
Эмоциональная память. 4
Смысловая, или словесно-логическая. 5
Образная память. 5
Произвольная память 5
Непроизвольная память. 5
Кратковременная и долговременная память. 6
Слуховая память. 6
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПАМЯТИ 7
вывод 12
ВВЕДЕНИЕ
Вопрос музыкальной памяти – это отдельный вопрос в музыкальном воспитании и в музыкальной педагогике. Известно, что каждое наше переживание, впечатление или движение составляют известный след, который может сохраниться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Речь идет о памяти человека. Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт. Память связывает прошлое человека с его настоящим, обеспечивает единство личности. Человеку надо много знать и много помнить, с каждым годом жизни все больше и больше. Книги, записи, магнитофоны, карточки в библиотеках, компьютеры позволяют человеку помнить, но главный его помощник – это его собственная память. Музыкальная память – явление комплексное. Она складывается из различных видов памяти – общих и специфических музыкальных. Известный педагог Л. Маккинон сравнивает память с лифтом, держащимся на нескольких тросах: если обрывается один из тросов – остальные удерживают лифт. Музыкальная память включает в себя синтез различных видов памяти, таких как зрительная, логическая, тактильная, моторная, эмоциональная, слуховая.
ВИДЫ ПАМЯТИ
Двигательная (моторная) память. Двигательная (моторная) память позволяет запоминать умения, навыки, различные движения и действия. Если бы не было этого вида памяти, то человеку всякий раз приходилось бы заново учиться ходить, писать, выполнять разнообразную деятельность.
Эмоциональная память. Эмоциональная память помогает помнить чувства, эмоции, переживания, которые мы испытываем в тех или иных ситуациях. Она имеет большое значение в формировании личности человека, являясь важнейшим условием его духовного развития. Эмоциональная память является одним из самых сложных видов памяти. При изучении произведения она находится как бы на периферии, возникает спонтанно, часто неосознанно, а отсюда и нелогично. И в тоже время это самый прочный и надежный вид памяти во время сценического выступления, так как эмоциям удается соединять в себе все виды навыков, необходимых для исполнения произведения.
Известно, что музыка не имеет конкретного внутреннего содержания и расшифровывается с помощью жизненных ассоциаций, поэтому для формирования эмоциональной памяти необходимо постоянно проверять, анализировать точность, искренность, правильную меру чувств, их логику. Музыкально-ассоциативные основы следует закладывать с раннего детства.
Расширение ассоциативного фонда никогда не следует прерывать. Он усложняется и обогащается в связи с изменением репертуара. Должны появляться различные оттенки чувств: «печально до боли», «в душе печально и светло».
Но, главное, любое изменение эмоционального состояния должно иметь свое выражение в туше: «малейшее движение души» проявляется в характере движения, прикосновении, способе интонирования. И пусть эти попытки поначалу будут неуклюжими – важно указать ученику нужное направление.
Смысловая, или словесно-логическая. Смысловая, или словесно-логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, размышлений, словесных формулировок. Форма воспроизведения мысли зависит от уровня речевого развития человека. Чем менее развита речь, тем труднее выразить смысл своими словами.
Образная память. Этот вид памяти связан с нашими органами чувств, благодаря которым человек воспринимает окружающий мир. В соответствии с нашими органами чувств различают пять видов образной памяти: слуховую, зрительную, обонятельную, вкусовую, тактильную. Эти виды образной памяти развиты у человека неравномерно, какой-либо всегда является преобладающим.
Произвольная память Произвольная память предполагает наличие специальной цели запомнить, которую ставит человек и применяет для этого соответствующие приемы, производит волевые усилия.
Непроизвольная память. Непроизвольная память не предполагает специальной цели запомнить или припомнить тот или иной материал, случай, явление, они запоминаются как бы сами собой, без применения специальных приемов, без волевых усилий. Непроизвольная память – не иссякающий источник познания. В развитии памяти непроизвольное запоминание предшествует произвольному. Очень важно понять, что человек непроизвольно запоминает не все подряд, а то, что связано с его личностью и деятельностью. Непроизвольно запоминается прежде всего то, что нам нравиться, на что мы обратим случайно внимание, над чем мы активно и с увлечением работаем. Поэтому непроизвольная память тоже имеет активный характер. Непроизвольная память есть и у животных – это установлено учеными. В человеке же мы различаем ясно оба эти явления памяти. Лучший способ запомнить и надолго сохранить в памяти – применить знания на практике. Кроме того, память не желает удерживать в сознании то, что противоречит установкам личности.
Кратковременная и долговременная память. Эти два вида памяти отличаются длительностью сохранения того, что человек запоминает. Кратковременная память имеет относительно небольшую длительность – несколько секунд или минут. Она достаточна для точного воспроизведения только что произошедших событий, только что воспринятых предметов и явлений. После непродолжительного времени впечатления исчезают, и человек обычно оказывается неспособным что-либо вспомнить из воспринятого. Долговременная память обеспечивает продолжительное сохранения материала. Здесь важны установка запомнить надолго, необходимость этих сведений для будущего, их личностная значимость для человека.
Слуховая память. Заключительным этапом в комплексном явлении – музыкальная память – считается слуховая память, она универсальна. Проявление слуховой памяти мы можем видеть в запоминании ритма, мелодии, гармонии и др. Развивается вместе с общим музыкальным развитием ребенка.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПАМЯТИ
Нередко руководители хоровых коллективов говорят о своих воспитанниках: «У них прекрасная музыкальная память». Но при этом они имеют в виду память мелодическую. Такие руководители с упоением рассказывают, как быстро выучил коллектив по слуху ту или иную песню. На самом деле пользование одной так называемой мелодической памятью приводит к одностороннему развитию музыкальных данных ребенка. Пение по слуху антипедагогично во многих отношениях.
Повторить голосом несложную мелодию совсем не значит иметь хорошую музыкальную память. Лишь на первый взгляд может показаться, что пение по слуху способствует воспитанию музыкальной памяти и ускоряет процесс работы над песней. На самом же деле с детьми можно и должно проводить очень серьезную и систематическую работу по развитию музыкальной памяти. Весь комплекс связанных с этим приемов и упражнений осуществляется на занятиях хора во время распевания.
Простейшие упражнения можно давать детям самого младшего возраста. Упражнения носят характер своеобразной увлекательной игры.
Дети уже узнали, что имеется семь звуков, они уже поют первые упражнения по руке. Но понятно, что сольфеджировать эти звуки они еще не умеют. Игра строится так: группа садится в ряд, и педагог каждому по очереди бросает мяч. Ребенок должен поймать мяч и бросить его обратно, повторив вслед за педагогом несложную попевку. Часто мелодия поется с названием нот или даже со словами. Каждый раз мелодию можно варьировать, слова менять, но принцип остается один и тот же: короткая попевка, состоящая из трех-четырех нот.
Неважно, что дети пока повторяют ноты, мало вникая в их смысл. Позднее пение по нотам станет для них почти столь же доступным и простым, как чтение по буквам. А сейчас на первых порах обучения упражнение-игра с введением нот оставит в памяти ребенка прочный подсознательный след.
Можно поиграть еще в игру под названием «Классы». Сначала упражнения задаются всем детям, и те, кто сумеет повторить заданное быстро и точно, переходят в следующий класс. А кто повторил неточно, остается в первом классе, но из игры не выбывает, а участвует в ней на правах активного члена жюри. Такие ребята обычно решают вопрос о передвижении учеников в следующие классы. Более сложное упражнение задается для перехода в третий класс. Тогда отсеивается еще несколько ребят, пополнив состав жюри. И наконец, в четвертом-пятом классах обычно оказывается двое-трое победителей, которых остальные ребята награждают дружными аплодисментами.
С ребятами младшего возраста проводится и такая игра: дается мелодия, которую педагог пропевает сольфеджио, а конец фразы завершается слогом ля, ле и т.д. Ребятам нужно запомнить не только всю мелодию, но повторить ее с названием нот.
Для детей постарше упражнения, естественно, усложняются. На фортепиано играется какой-либо небольшой мотив в простой тональности (до, ре мажор или минор). Дети внимательно слушают. А затем весь хор или каждый по отдельности должны повторить мотив сначала с закрытым ртом или какой-нибудь слог, а затем и с названием нот. В подобных упражнениях необходимо чередовать постепенное движение мелодии с интервальными скачками, как бы все время проверяя свой слух. Чем старше дети, тем сложнее становятся мелодии.
Такие упражнения проводятся параллельно с чтением нот с листа, с упражнениями по развитию гармонического слуха и так далее. Важно, чтобы каждое упражнение имело свою, четко поставленную учебную задачу. Например, упражнение на пропевание тонического трезвучия; на неустойчивые звуки; на сочетание звуков неустойчивых с устойчивыми; на скачки от пятой ступени к седьмой и т. д. Впоследствии, когда благодаря такой системе упражнений у детей будет развита активная музыкальная память, можно выучить целую песню способом устного диктанта.
Опыт подтверждает, что песни, выученные таким образом, запоминаются детьми гораздо прочнее, чем песни, выученные по слуху. Кроме того, данный способ разучивания песен создает реальные предпосылки для развития музыкальной грамотности ребенка.
Запомнив однажды звуковысотное обозначение мелодии, перейдя в дальнейшем к исполнению такой песни со словами, дети всегда помнят нотное обозначение песни и могут записать ее на доске.
Одним из действенных средств развития музыкальной памяти является и пропевание мелодии про себя. Хормейстер играет небольшую мелодию, а дети повторяют ее про себя. Руководитель играет вторично, дети повторяют вслед за ним еще раз про себя (беззвучно), причем уже дирижируют вместе с ним. Затем дети повторяют мелодию с названием нот.
На первом году обучения можно проводить с детьми и различные музыкальные игры. Их цель — развитие музыкального слуха и музыкальной памяти детей. Вот несколько примеров.
«Музыкальная команда». Шесть — восемь ребят вызываются на середину класса. У педагога мяч, который он поочередно бросает каждому из участников команды и одновременно поет небольшую попевку со словами.
Ребенок, которому брошен мяч, должен поймать его (сделать это просто, так как мяч бросают с близкого расстояния) и тут же бросить педагогу, одновременно повторив попевку. Затем игра продолжается со следующим партнером, при этом поется новая попевка:
![]()
Правильно или неправильно отвечают участники команды, решает «комиссия» из остальных хористов. После всех ответов подсчитывается количество очков команды. А на ее место выходит следующая «музыкальная команда».
![]()
С каждым новым произведением игра усложняется. Теперь уже поются короткие мелодии без слов, но с названием нот:
![]()
После того как один участник игры повторил попевку, другому предлагается продолжить ее:
![]()
Игра достигает своей кульминации тогда, когда вместо педагога роль ведущего поочередно выполняют наиболее способные дети, придумывая сами попевки как с текстом (допустим, «Дождик, дождик, лей сильней»), так и с названием нот.
А вот другая музыкальная игра — в дирижера и «живые ноты». Хор делится сначала на три, а затем на четыре и даже пять групп («нот»). Каждая поет только один звук. Если из хора составлены три группы, то одна часть поет, например до, другая - ре, третья — ми.
Дирижер (один из ребят) руководит нотами: даст знак рукой первой группе — звучит до, покажет второй — звучит ре, третьей — ми. От дирижера зависит, в какой очередности вызывать «ноты». Дирижеры часто меняются с тем, чтобы каждый учащийся побывал в этой роли. Меняются и группы детей, поющие те или иные звуки: каждая группа должна потренироваться не только в пении более легких звуков — до и ми, но и более трудного— ре (неустойчивый звук). Это упражнение также способствует умению петь в унисон в каждой группе хора (проводится упражнение без сопровождения инструмента). На основе этой игры можно попробовать спеть с детьми два, а затем и три одновременно звучащих звука. Делается это так: сначала каждая группа поочередно поет свою ноту, затем руководитель просит каждую группу задержать свой звук.
![]()
То же упражнение можно петь, начиная с нижней ноты.
![]()
Исполнение песен тренирует музыкальную память. Целесообразно учить много коротких песен-прибауток, каждый урок – новую песенку. Но не следует переутомлять детей долгим разучиванием трудной песни, умейте быть снисходительными к малым достижениям, не увлекаясь тщательностью исполнительской отделки. Выбирайте песенный материал по силам детского хора. Песни, которые вы предлагаете детям, должны быть непременно красивыми и интересными – дети должны желать их петь – это одно из условий успеха вашей работы.
Хороший музыкант-исполнитель (будь то инструменталист или дирижёр) прежде чем начать исполнение произведения должен припомнить, то есть представить своим внутренним слухом, в каком темпе, нюансе, характере должно звучать произведение, то есть внутреннее звучание, при помощи памяти, внутреннего слуха и музыкального мышления музыканта, начинается раньше реального звучания (то есть слышимого зрителями). Даже в процессе исполнения “внутреннее звучание” всегда должно опережать звучание реальное.
вывод
Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что развитие музыкальной памяти – достаточно серьезный и сложный процесс, т.к. одновременно с развитием музыкальной памяти развивается синтез многих других видов памяти. Развивать музыкальную память желательно с самого раннего детства, но возможно и в более поздние периоды жизни человека.
Перечень рекомендуемой литературы
Алиев Ю. Настольная книга учителя-музыканта. М.,2000.
Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. М., 1986.
Работа хормейстера в детском хоре. Сборник научно-методических статей. Стулов Г. М., 1992.
Соколов В., Попов В., Абелян Л. Школа хорового пения. М., 1978.
Струве Г. Хоровое сольфеджио. М., 1979.
Халабузарь П., Попов В. Теория и методика музыкального воспитания. М., 2000.
6