Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №183 города Тюмени
Опыт работы
«Развитие мыслительной деятельности
дошкольников старшего возраста
посредством слушания
классической музыки»
Музыкальный руководитель:
Хисамова Евгения Сергеевна
ТЮМЕНЬ-2014
Оглавление
Введение…………………………………………………………………3
I.Глава «Теоретические основы развития мыслительной деятельности детей дошкольного возраста в процессе слушания классической музыки»……………………….………6
1.Развитие мыслительной деятельности ……………………7
2.Технология работы слушания классической музыки……..8
II.Глава «описание опыта работы по развитию мыслительной деятельности у дошкольников посредством слушания классической музыки»………………………………10
III.Глава «Результативность работы по данной теме»..16
Заключение…………………………………………………………..18
Список литературы………………………………………………20
Введение
Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие.
Б.А.Сухомлинский
Человек всегда жил в мире звуков и шума. Способность к восприятию звуков - одна из важнейших составляющих нашего полноценного общения с окружающим миром. Звуковые ощущения позволяют не только получать эстетическое наслаждение от прослушиваемой музыки, пения птиц, шороха листьев, но и массу полезной информации, необходимой нам повседневно.
В наш век расцвета технических средств, компьютеров, буквально сказочных чудес техники человек постоянно подвергается воздействию шума высоких уровней, и до сих пор огромная часть людей, не догадывается об опасности шумового загрязнения.
И если взрослый человек способен противостоять такому уровню шума, то ребенок оказывается совершенно беззащитным. А ведь звук обладает мистическими свойствами. Он может приобретать физическую форму и контуры, которые способны воздействовать на наше здоровье, сознание и поведение.
Французский ученый А.Томатис уверен в том, что высокочастотные звуки вызывают резонанс в мозгу и воздействуют на мыслительные функции, такие как мышление, пространственное воображение и память. Тогда как низкочастотное жужжание может вывести нас из себя. Низкая ритмичная музыка не дает возможности сконцентрироваться или успокоиться.
Ученые Калифорнийского университета, занимаясь изучением влияния высокочастотных звуков классической музыки на организм человека, обнаружили, что особенно музыка Моцарта бодрит, радует, улучшает настроение. Было научно доказано, что музыка Моцарта помогает усвоению нового учебного материала, более быстрому овладению новыми знаниями, умениями и навыками, в частности, помогает в быстром овладении иностранными языками. Она способствует развитию умственных способностей у детей, обладает общеукрепляющим действием. Творения Моцарта формируют у ребёнка оптимистическое мироощущение, восстанавливает физические силы, снимает умственное напряжение, переутомление. Это явление в 1995году получило название „эффект Моцарта“.
Гордон Шоу, физик-теоретик утверждал, что: «Музыка Моцарта способна “разогревать мозги”. Она возбуждает столь же сложные нервные модели, которые связаны с высшими формами умственной деятельности, такими как математика и шахматы. И наоборот, простая и монотонная навязчивая музыка может дать противоположный эффект». 4
Доктор Раушер сделал вывод о том, что взаимосвязь между классической музыкой и пространственным мышлением настолько сильна, что даже простое прослушивание музыки может дать значительный эффект.
Таким образом, ученые, занимаясь изучением влияния высокочастотных звуков классической музыки на организм человека, обнаружили, что классическая музыка способствует развитию мыслительной деятельности.
С учетом теоретической и практической значимости этой проблемы была определена тема опыта работы: «Эффект Моцарта» или развитие мыслительной деятельности посредством слушания классической музыки».
На основании выше изложенного мною была сформулирована цель: развитие мыслительной деятельности у дошкольников на основе классической музыки.
Определены задачи:
расширять знания детей о классической музыке, развивать восприятие музыкальных произведений разных эпох;
развивать у детей мыслительную деятельность, наблюдательность, память, любознательность, слуховое внимание;
побуждать выражать свои впечатления от прослушивания классических произведений в творческой деятельности, исполнительском искусстве, речевой деятельности;
познакомить детей с исполнением классической музыки на различных музыкальных инструментах, разными исполнителями: вокалистами, инструменталистами;
создавать игровые, творческие ситуации через импровизацию с использованием классической музыки;
использовать технологию задачной формы организации образовательного процесса в ходе освоения мыследеятельностного содержания образования.
5
I.Глава «Теоретические основы развития мыслительной деятельности детей дошкольного возраста в процессе слушания классической музыки
Музыка не может мыслить, но она может воплощать мысль.
Р. Вагнер
1.Развитие мыслительной деятельности
В Федеральных государственных образовательных стандартах одним из пунктов целевого ориентирования является способность ребенка проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями. Поэтому проблема развития мыслительной деятельности ребенка чрезвычайно важна. Она включает в себя развитие таких способностей как воображение, мышление, понимание, коммуникация, самодеятельность и самоорганизация. Все это даст возможность ребенку осваивать разные предметные области, самостоятельно ставить цели, проектировать работу и разрешать ситуации.
По мнению многих физиологов, психологов, педагогов (Л.С. Выготский, Г.Доман, Н.А.Зайцев, М.Ибука, А.Н. Леонтьев, Г.Ю. Маляренко, Р.С.Немов, Б.П. Никитин, и др.) именно возраст до семи лет является периодом, когда закладывается основа мыслительной деятельности человека.
Каждый человек, с рождения развивается в условиях сенсорного притока, который оказывает оптимальное воздействие, в сензитивные периоды развития психических функций, т.е. периоды особой чувствительности определенных функций к внешним воздействиям.
Как утверждают многочисленные исследования, использование музыки в качестве дополнительного сенсорного притока облегчает усвоение информации дошкольниками, значительно улучшает запоминание ключевых фраз (C.W.Park, S.M.Yong), активизирует функции речи (C.Hoskins). Происходит улучшение кратковременной вербальной памяти, лучше запоминаются цвета, названия геометрических форм, чисел, картинок (S.Rosenberg, M.Spighhiger). Музыка способствует фокусировке внимания, а также вовлечению детей в деятельность, что помогает им достичь цели в овладении различными навыками (D.L.Nelson, A.A.Darrow, K.Aldridge).
Именно, слушание музыки является наиболее эффективным и развивающим видом музыкальной деятельности, в процессе которого дети учатся слушать и слышать музыку и анализировать ее. Томатис заметил, что слышание это не то же самое, что и слушание. Слышание – это пассивный процесс, который зависит от состояния нашего уха. Слушание (слуховое внимание) -это активный процесс, способный отфильтровывать избирательно сосредотачиваться на чем то, запоминать и реагировать на звук.
Крупный ученый и музыковед В.В. Медушевский отмечал, что в процессе слушания «развивается музыкальное восприятие – мышление».
В основе музыкального мышления лежит деятельность по осмыслению музыки с преобладанием психомоторных, двигательных реакций. 7
Это говорит о преобладании наглядно-действенного вида музыкального мышления. Если в процессе музыкального восприятия доминируют различные чувственно-образные ассоциации, то можно говорить о наглядно-образном музыкальном мышлении. Осмысление же музыки на основе понимания закономерностей музыкальной логики, раскрывающейся в использовании структурных элементов музыкального языка, характеризует абстрактно-логическое музыкальное мышление личности (В.И. Петрушин).
Таким образом, слушание музыки должно занимать большое место в работе с детьми дошкольного возраста. С помощью слушания музыки музыкальный руководитель поднимает у ребенка интерес к музыке, развивает любовь к ней, повышает его восприимчивость. Дети приучаются сосредотачивать свое внимание, запоминать, слушать и понимать музыку. Умело подбирая музыкальные произведения для детей, можно создать у них соответствующее настроение, внести успокоение.
2.Технология работы слушания классической музыки
Технология работы в данном направлении включает в себя следующие этапы:
1 этап – создание условий успешного знакомства с произведениями классической музыки;
2 этап – накопление у детей музыкально-слухового опыта, его расширение и обогащение в процессе знакомства с различными музыкальными произведениями;
3 этап – обучение приемам отражения результатов восприятия в различных видах детской деятельности;
4 этап – организация деятельности по самостоятельному отражению продуктов восприятия;
5 этап – контрольно-аналитический.
1 этап включает следующие направления работы:
применение интерактивного оборудования, звукозаписывающей и воспроизводящей аппаратуры, современных средств обучения;
обеспечение свободы возникновения образов через слушание классической музыки и передачу их в творческих видах деятельности (движения, создание рисунка, составление рассказа об этом образе);
удовлетворение потребности ребенка в самовыражении после прослушивания классических произведений;
определение репертуара в соответствии с возрастом и условиями детского сада, который включает в себя произведения классической музыки всех эпох.
2 этап осуществляется на образовательной деятельности с детьми. Например, по теме «Такая разная музыка» детям предлагаются для прослушивания несколько музыкальных произведений Х.Глюк «Мелодия», В.А. Моцарт «Менуэт», П.И. Чайковский «Сентиментальный вальс» и др.
8
По теме «Сказка в музыке» детям предлагается одно музыкальное произведение, но большое по содержанию, например, П.И. Чайковский «Щелкунчик».
Выделяются этапы восприятия музыки:
Целостное восприятие, с целью привлечения внимания к слушанию музыки, настроя на восприятие, погружение в него.
Дифференцированное восприятие, уточнение представления, различение отдельных эпизодов в произведении.
Осознание выразительной роли отдельных средств и повторное целостное восприятие с целью закрепления представлений о прослушанной музыке.
Слушание музыки складывается из следующих действий:
слушание произведений, специально созданных для данного вида деятельности;
слушание в процессе разучивания танцев, пьес для детского оркестра;
слушание с целью определения свойств звука в дидактических играх;
слушание произведений с использованием технологии задачной формы организации образовательного процесса.
3 этап осуществляется через проведение интегрированной образовательной деятельности с детьми, на которых слушание музыки объединяется с творческим рисованием, художественным словом, музыкально-ритмическими движениями.
Например, предлагаю прослушать музыку и нарисовать то, о чем она рассказывает: «Нарисуй то настроение, которое передает музыка, как она звучит? Какие краски могут передать это настроение?». Очень эффективным является совместное рассматривание и обсуждение рисунков: «Созвучен ли рисунок музыке? Какое она передает настроение? Удалось ли его воплотить в красках?». Используются разнообразные формы организации музыкальной деятельности детей - тематические концерты, музыкальные развлечения, спектакли.
4 этап: осуществляется в самостоятельной детской деятельности.
Педагоги включают классическую музыку в часы тихих игр, свободного рисования. Важно, чтобы дети имели возможность прислушиваться к звучащей музыке.
5 этап: предполагает проведение мониторинга развития мыслительной деятельности у дошкольников. Он осуществляется через наблюдения за деятельностью детей, анализа участия в музыкальных викторинах, развлечениях, праздниках.
Таким образом, мыслительная деятельность у дошкольников будет развиваться успешнее с учетом возрастных особенностей детей, при применении педагогических технологий, в которых возможна интеграция разных видов детской деятельности.
9
II.Глава «Описание опыта работы по развитию мыслительной деятельности у дошкольников посредством слушания классической музыки»
Музыка - самое поэтическое, самое могущественное,
самое живое из всех искусств
Гектор Берлиоз
Развивая у ребенка мыслительную деятельность посредством слушания классической музыки, я реализую основную образовательную программу дошкольного образования, разработанную на основе программы «Мозаика» авторами составителями которой являются Гребенкина Н.В., Белькович В.Ю. и др. Использую программу Радыновой О.П. «Музыкальные шедевры». Методические пособия Радыновой О.П. «Слушаем музыку», «Развитие способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста» под редакцией Акоповой Э.С., Ивановой Е.Ю. и др.
Содержание музыкальной развивающей среды в детском саду ориентируется на ведущий вид деятельности дошкольников, системно усложняется по возрастам, носит проблемный характер. Все это позволяет детям, действуя со знакомыми и малознакомыми предметами, размышлять, думать, сравнивать, моделировать и решать проблемные ситуации.
Предметно-развивающая среда
Фонотека, видеотека с произведениями классической музыки
Музыкальные ребусы и кроссворды
Музыкально-дидактические игры
Содержание предметно-развивающей среды
Карты-схемы для развития певческих навыков
Музыкальные инструменты
Маски, костюмы сказочных персонажей
Образцы художественного слова
11
Работа с детьми
Музыкально-дидактические игры, используемые в процессе слушания музыки, направлены на то, чтобы дети самостоятельно осваивали характерные выразительные средства, в частности звуковысотные, ритмические отношения, динамические оттенки, тембровую окраску. Каждая игра имеет свою доминирующую задачу.
Таким образом, я использую в своей работе игры на различение формы музыкального произведения «Сложи песенку», «Разноцветные кубики»; определение характера музыки «Узнай сказку», «Музыкальные цветы». Игры на развитие слуховых представлений, на определение регистра: «Веселый поезд», «Выбери инструмент», «Кто поет?», «Громко-тихо». Игра – моделирование на знание жанров музыки – «Волшебный веер» (Приложение№1).


Игра «Сложи песенку»
Игра «Музыкальное лото»
Провожу упражнения по типу «Рисуем музыку», выполняя с ребенком интересное задание, я предлагаю нарисовать свои впечатления о музыке – изображая музыку линиями. Под звучание музыкального произведения, ребёнок должен начертить на листе бумаги разные линии: плавные, волнообразные под медленную и спокойную музыку, изогнутые – под бодрую, решительную, прерывные – под легко, отрывисто звучащую. Цвет ребёнок выбирает сам, который, по его мнению, больше подходит к настроению.
Так же для более глубоко слушания, используется упражнение в ходе которого, дети принимают удобную позу, глаза закрываются повязкой или маской, и предлагается прослушать отрывок знакомого музыкального произведения, предполагается, что дети услышат новые краски звучания и найдут новый образ, так как будут отсутствовать световые и зрительные раздражители.
12
Упражнения по типу «Свет и музыка»: дети прослушивают образцы классической музыки, с использованием световых эффектов, что позволяет успокоиться, расслабиться и снять нервно-мышечное напряжение, а так же разнообразить восприятие образов.


.
Упражнение на глубокое слушание Упражнение «Свет и музыка»
В образовательной деятельности с детьми используется технология задачной формы организации образовательного процесса (Приложение№2). В процессе слушания классической музыки детьми, педагог, с помощью мыслительной деятельности, развивает у детей способность самостоятельно находить способы понимания содержания музыкального произведения. Например, при проведении образовательной деятельности на различения музыки и движения в танце, детям показывается танец с несоответствием движения и музыки (Медленный и плавный танец под маршевую музыку либо отрывистый быстрый танец под вальс). Детям дается задание придумать название к музыке, в процессе размышления у детей возникает противоречие, так как не одно название не подходит, оно подходит либо к мелодии, либо к танцу. Дети путем собственных размышлений, приходят к выводу, что нужно поменять либо движения, либо музыку. И только достигнув соответствия, можно будет придумать название музыки.
Концерты «живой музыки» в детском саду производят на дошкольников яркое впечатление, активизируют их интерес к музыкальному искусству, стимулируют творческую деятельность. Для того чтобы дошкольники могли воспринять музыкальную классику на концерте в детском саду, у них должны быть сформированы интерес к музыке и умение ее слушать.
Для решения поставленной задачи было составлено перспективное планирование по слушанию классической музыки, в котором определены темы, репертуар, цели и задачи (Приложение№3).
13


Образовательная деятельность с детьми Концерт «Живой музыки»
Большим праздником для детей становятся концерты артистов Тюменской филармонии, музыкального театра «Сюрприз» г. Екатеринбурга. Они не только исполняют музыку, но и проводят с детьми интересные беседы, концерты по слушанию музыки, в которых дети принимают участие и играют на музыкальных инструментах.
Таким образом, в своей работе послушанию классической музыки, я использую разнообразные формы работы с детьми (Приложение№4).
Работа с родителями
Работая по данной проблеме, было проведено интервью с родителями и предложено ответить на три вопроса: Любите ли Вы классическую музыку? Кого из композиторов - классиков Вы знаете? Как часто Вы слушаете классическую музыку дома?
В ходе исследования было опрошено 65 родителей и выявлено, что только 30% из них положительно воспринимают классическую музыку. Называют достаточно много композиторов эпохи барокко, венского классицизма (И.С.Бах, А.Глюк, Гендель, Л.В.Бетховен, В.А.Моцарт), а также русских композиторов (П.И.Чайковский, М.Глинка).
55% что-то слышали о классической музыке, могут назвать имя Л.В.Бетховена или В.А.Моцарта, но для ежедневного прослушивания выбирают современную музыку.
Оставшиеся15% родителей никогда не слушали классическую музыку, предпочитая ей современную, как и в предыдущей группе. Исходя из этих данных, можно сделать вывод, что высокий уровень музыкальной образованности в семьях наших воспитанников не сформирован, а среда в семье очень сильно влияет на все процессы развития ребенка.
Поэтому для родителей я провожу консультации «Музыка Моцарта и развитие мыслительной деятельности», «Музыка способна разбудить интеллект».
14
Выпускаю буклеты, выставляю статьи на сайт детского сада: «Как научить ребёнка слушать классическую музыку?», «Лечебная сила музыки». Также разработала рекомендации для домашнего прослушивания (Приложение№5).
Организовала выставки рисунков «Мы слушаем классическую музыку», выставки семейного творчества «Времена года» А. Вивальди, «Детский альбом» П.И. Чайковского.
Таким образом, правильно организованная система взаимодействия музыкального руководителя с родителями, позволит им стать более грамотными, осознанно и действенно участвовать в процессе развития мыслительной деятельности дошкольников.
Работа с педагогами
Взаимодействуя с воспитателями, я подбираю классический репертуар, который, воспитатели могут использовать в часы тихих игр, свободного рисования. Важно, чтобы дети имели возможность прислушиваться к звучащей музыке (Приложение№6).
Логопед, в своей коррекционной работе, использует мелодическую основу классической музыки для логопедических распевок.
Совместно с психологом мы проводим тренинги для детей и педагогов, направленные на увеличение способности слышать: «Я все вижу, я все слышу», а также на расслабление и снятие нервно-психического возбуждения.


Тренинг с педагогами Консультация «Как использовать классическую музыку в режиме дня?»
Инструктор по физической культуре на спортивных праздниках и физкультурных досугах использует пластические этюды в сопровождении классической музыки.
Совместно со вторым музыкальным руководителем, мы проводим «живые» музыкальные гостиные, исполняя отрывки классических музыкальных произведений для флейты и фортепиано.
Таким образом, работа по развитию мыслительной деятельности дошкольников будет успешней, если ее решают совместными усилиями разные специалисты детского сада. 15
III.Глава «Результативность работы по данной теме»
Ребенок – это не сосуд, который нужно заполнить,
а огонь, который нужно зажечь
Восточная мудрость
Для выявления динамики развития мыслительной деятельности у дошкольников средствами классической музыки, а также заинтересованности в классической музыке их родителей, мы провели мониторинг, и получили следующие результаты работы:
Дети:
более увлеченно слушают классическую музыку, значительно изменение особенности музыкального восприятия: появление произвольного внимание, умение сосредотачиваться, улавливать детали исполнения;
улучшаются особенности музыкального восприятия: появление произвольного внимания, умение сосредотачиваться, улавливать детали исполнения;
высказывания об эмоциональном и образном содержании музыки становятся более глубокими и осмысленными, словарный запас пополняется новыми терминами;
самостоятельно создают пластические этюды и танцевальные композиции;
находят яркие тембровые краски и способны инструментовать музыку с помощью детских музыкальных инструментов;
определяют на слух название музыкальных произведений и автора музыки;
определяют характер музыки, передают словами возникший образ от прослушанного произведения, отражают свои впечатления в рисунке, движении;
различают и называют музыкальные инструменты, умеют о них рассказать;
способны определять и сравнивать жанры классической музыки, такие как менуэт, полонез, марш, вальс, мазурка и др.;
активно участвуют в инсценировках, музыкальных постановках, гостиных.
Родители:
• повышение общей и музыкальной культуры;
• проявляют интерес к классической музыке;
• имеют представления о композиторах разных эпох, музыкальных произведениях, различают жанры музыкального искусства;
• слушают произведения классической музыки дома, привлекают к слушанию детей;
• посещают спектакли, концерты, где звучит классическая музыка.
17
Заключение
Внутри всех форм мышления осуществляется развитие основных мыслительных операций. Учить детей мыслить – задача, которую должны решать взрослые. Даже маленьким детям нецелесообразно давать знания в «готовом виде», когда основная нагрузка ложится на память. Следует учить ребенка анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать; подводить его к классификации; побуждать к высказыванию собственных предположений. Перед детьми необходимо ставить задачи, стимулирующие их познавательную активность, требующие размышления, сравнения.
Время не стоит на месте, меняются технологии, появляются новые идеи, поэтому развитие мыслительной деятельности посредством слушания классической музыки – интересное направление работы, которое я буду продолжать.
Перспектива:
продолжить повышение личного профессионального мастерства через повышение квалификационной категории, самообразование, изучение новинок периодических изданий, методической литературы;
создание видео-уроков с использованием технологии задачной формы организации образовательного процесса на музыкальном содержании;
Список литературы
Акопова Э.С., Иванова Е.Ю. «Гармоничное развитие дошкольника. Игры и занятия». -М.: АРКТИ, 2007.-256с.
Дьяченко О.М. Развитие воображения у дошкольников – М.: Мозаика-Синтез, 2008.-128с.
Дон Кэмпбелл «Эффект Моцарта».-Минск.: Попурри, 1999.-320с.
Коваль И. Учимся мыслить. -Харьков.: Книжный клуб "Клуб семейного досуга", 2009.-128с.
Нетрадиционные формы работы с младшими школьниками и дошкольниками, направленные на развитие способностей детей, и нетрадиционные формы работы педагогических мастерских. Сборник статей и методических материалов./ Ред.-сост. Амяга Н.В. –М.: МИОО, 2007.-288с.
Развитие способностей детей дошкольного и младшего школьного
Возраста. Сценарий занятий и уроков./ под редакцией канд. психолог. наук Акоповой Э.С. и Ивановой Е.Ю. – М.: 2006. – 272с.
Радынова О.П. Музыкальные шедевры.Авторская программа и методические рекомендации. –М.: «Издательство Гном и Д»,2000.-80с.
Радынова О. П. Слушаем музыку. – М.: 2009. – 28с.
Социальная сеть работников образования nsportal.ru
10.http://www.allbest.ru/
11. http://www.vatan-turk.ru
14