Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка
Мельникова C.Ф., учитель
начальных классов
МБОУ СОШ№26
им. А. С. Пушкина
города Смоленска
Из практики обучения в начальных классах известно, что работа по орфографии не всегда дает желаемые результаты. Одна из важнейших причин этого – неумение учащихся видеть орфограммы. Многие орфографические ошибки объясняются не столько незнанием правил, сколько неумением практически разобраться в звуковом составе слова, в соответствии звуков и букв, в неумении различать гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные. В после - букварный период мы все меньше и меньше времени уделяем звучащему слову, произносимому самими учащимися. А ведь соотнесение звуков и букв - один из важнейших способов усвоения программ, владение которыми начинается в период обучения грамоте.
Одним из важнейших условий формирования орфографической зоркости является развитый фонематический слух. Работу над ним начинаю и провожу уже в период обучения грамоте. Вначале, когда дети только усваивают звуковой анализ, использую готовые схемы в качестве опоры. На последующих этапах учащиеся составляют подобные схемы сами под моим руководством. Регулярно проводимый звуковой анализ способствует выработке у детей фонематического слуха, который используется как база для развития орфографической зоркости.
Дети любят, играючи, упражняться в языке, им доставляет удовольствие произносить и слушать звуки. Учитывая это, попрощавшись с букварем, продолжаю систематически упражнять в звукобуквенном анализе: то помогаем Незнайке, то разрешаем спор между Незнайкой и Буратино, Мудрой черепахой и Муравьишкой вопросиком. И делаем это не от случая к случаю, а на каждом уроке. Звуковой анализ постоянно работает на орфографию. Способность видеть орфограмму развивается у учащихся с помощью целевой установки: «ищи сомнительные написания» или «отделяй знаю от не знаю».
Работу по формированию у детей умения видеть орфограммы или трудные места начинается со знакомства детей с основными признаками этих «трудных мест» сначала для гласных, потом для согласных. Например, Мудрая черепаха предлагает написать слова, а Муравьишка задумывается: как не допустить ошибки? Мудрая черепаха предостерегает его, говорит об опасности. « Ребята, давайте поможем Муравьишке». И учащиеся отвечают, что многие слова, пишутся не так, как произносятся. Мудрая черепаха рада успехам детей, муравьишку настраивает на серьёзное отношение к учёбе и раскрывает секрет правильного написания слов. «Для гласных, - горит она, - все положения без ударения – «трудные места». Их надо или проверять, изменяя слова по принципу: «один – много», или спросить у учителя. Предлагаю написать эти слова, пропустив все трудные места, чтобы потом правильно их запомнить. Коллективно заполняем пустые места. На вопрос «Какие же места для гласных в словах трудные?» - дети отвечают: «места без ударения». Полученные знания закрепляются в процессе дальнейшей учебы.
На уроках, где идет обучение написанию сочетаний ши, жи, ча, ща, чу, щу доказывается, что это тоже «трудные места», и объясняется почему. Таким образом первоклассники знакомятся как с основным типом орфограмм среди гласных (любая гласная без ударения – «трудное место»),так и с тремя другими ( гласная в слияниях жи – ши, ча – ща, чу – щу - «трудное место» ). Знакомство с «трудными местами» для согласных происходит также при участии героев Знайки и Незнайки. Незнайка утверждает, что уже согласные – то можно писать, как слышишь. Дети его исправляют, говоря, что тоже встречали слова, в которых написание и произношение не совпадают. Игра продолжается. Знайка помогает сформулировать вывод: «для согласных, - говорит он, - трудными являются места в конце слов и перед другими согласными, кроме…Но об этом на следующих уроках». Незнайка решил все знать и внимательно слушает все объяснения Знайки.
Постепенно от слов переходим к предложению. После записи предложения учащиеся ставят в скобках после предложения цифру, соответствующую количеству вопросов, которые возникли в процессе письма. После записи предложения проводим разбор слов, вызывающих затруднения при написании. Такой вид работы использую систематически.
При изучении любой орфографической темы в целях предупреждения ошибок используются такие виды упражнений, как предупредительный и объяснительный диктанты, письмо и запись текста под диктовку с последующей сверкой с записью на доске или учебнике, выборочное списывание и выборочный диктант. Особенно часто применяю на уроках комментирование, которое помогает учащимся избежать возможных ошибок и содействует наиболее прочному усвоению материала. Элементы комментирования включаются в самые разнообразные виды упражнений, выполняемых на разных этапах урока.
Много внимания приходится уделять увеличению словарного запаса детей, постановке ударения. Вот почему чтение занимает большое место в учебном процессе, и контроль за этим разделом обучения русскому языку требует неослабного внимания. В начале каждого урока пять минут отводится жужжащему чтению, на уроках русского языка использую методику орфографического проговаривания по системе П. С. Тоцкого. Зная, что ученик может сделать ошибку, концентрирую его внимание на этом слове, прошу произнести слово по слогам без правил орфоэпии, пишу это слово на доске, разбиваю его для переноса, выделяю орфограмму, и только после этого записываем, комментируя. Словарная работа сводится к тому, чтобы ученик понимал значение этого слова, и, если возможно, этимологию его, умел им пользоваться, т. е. употребляя это слово в речи (устной и письменной), мог оперировать им безошибочно в разных позициях (осина у осинки, на осине, осиновый. Подосиновиков очень много под осиной.)
Многие словарные слова не требуют запоминания, если дети хорошо знают состав слова и этимологию. Каждое словарное слово трактуем, разбираем по составу, подбираем родственные слова, где обязательно выделяем корень и орфограмму, указывая на чередование. Учу учащихся правильно пользоваться словариком, когда у него возникают затруднения в правильности написания слова. На то и словарные слова, чтобы заглядывать в словарь. Чем чаще ученик заглядывает в словарь, тем он грамотнее, у ребёнка вырабатывается сторожевой пост. «Напишу верно, сверюсь в словарике».