В.Д. Соболь
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА.
В педагогической практике познавательный интерес рассматривается как внешний стимул, как средство активации, позволяющее сделать процесс обучения способствующим расширению знаний. Стараюсь добиваться, чтобы ученики не просто выполняли какое-нибудь упражнение, а чтобы учились наблюдать, сравнивать, классифицировать, группировать, делать выводы, выяснять закономерности.
Активная деятельность по выделению неосвоенной области – сравнение, сопоставление, выявление закономерности, поиск различных способов решения поставленной проблемы, практическое освоение выбранного, оптимального для ученика способа, и как результат деятельности ребенок не только усваивает информацию, но и переживает чувства сопричастности к коллективному поиску и удовлетворения от его результатов.
Предлагаю детям не просто списать и вставить пропущенные буквы, применив правила, а даю такие задания, которые требуют размышления: какое правило объединяет все задания; чем отличаются упражнения от выполненных накануне; на какие группы можно разделить слова, как расклассифицировать их и по каким признакам.
Еще во 2-ом классе, когда дети изучают части речи, часто использую задания на классификацию. Даю ряд слов: тайга, холодный, снег, строить, голубой, придумать. На сколько групп и по какому признаку можно разделить данные слова? Дети определяют, что их можно разбить на три группы в зависимости от части речи. Далее предлагаю с некоторыми из этих слов составить предложение, а затем их уже разобрать по членам.
Часто даю задания, чтобы по анаграммам дети нашли исходные слова:
нокмаслё(маслёнок) чкилиси(лисички) лыйбе(белый)
ругздь(груздь) берёзподовик(подберёзовик)
викосинопод(подосиновик) мормухо(мухомор)
Ребята угадывают их, объясняют значение слов, орфограммы, находят «лишнее» слово.
Во 2-ом классе после изучения тем «Безударные гласные» и «Парные согласные»
даю задания на классификацию. Пишу слова: редкие, цветок, тяжелый, узкий, деревья, близкий – и прошу разделить на группы, определить признак, по которому они были разделены. Дети разбивают данные слова на две группы в зависимости от орфограммы (безуд.гл., парн. согл.), дальше объясняют написание слов с этими орфограммами, я предлагаю продолжить ряды словами с такими же орфограммами.
Часто беру текст с ошибками и предлагаю найти их. Например:
В нашых реках и азёрах водятся чир , нельма , ленок , сиг , хариус . В марях , амывающих бирига области обитают селд , новага , марской окун , корюжка , минтай , палтуз.
Ребята исправляют ошибки. Дальше прошу определить части речи.
К урокам русского языка я подбираю материал, связанный с природой родного края, Магаданской областью, городом Магаданом. Этот материал соотношу с темой урока, с изучаемой орфограммой. Беру соответствующие слова, выражения, стихотворения, предложения и тексты для разборов, для различных видов работ: списывания, диктанта, выборочного письма, ответов на вопросы. При работе над сочинениями, изложениями использую материал экологического характера, отрывки из произведений местных писателей.
Во втором классе изучая тему «Заглавная буква в именах собственных» предлагала детям назвать и записать поэтов и писателей г.Магадана и Магаданской области, объяснить написание, подчеркнуть заглавную букву, разделить слова для переноса.
(Ю.Рытхэу, А.Кымытваль, Н.Леденцов, С.Дорохова, Ф. Тынэтэгин, К.Ханькан, Ч.Моторова)
Просила ребят списать названия посёлков Магаданской области: Дебин, Ола, Палатка, Талон, Атка, Кадыкчан, Бурхала, Сейм чан, Ягодное, Сусуман и исключить «лишнее» слово.
Интересным для ребят было задание назвать памятники г.Магадана.:«Маска скорби», «Узел памяти», памятник В. Высоцкому, памятник В.Козину, памятник воинам- афганцам, памятник В.И.Ленину. В каких словах пишется заглавная буква.
В слове Магадан ребята искали спрятанные слова, записывали их, объясняли написание парной согласной.
Ученикам предлагалось задание назвать реки Магаданской области, разделить слова на слоги, подчеркнуть заглавную букву.
При изучении темы «Алфавит» учащимся предлагала отгадать загадки и записать в алфавитном порядке отгадки – названия птиц Магаданской области.
Разгадав кроссворд, ребята узнавали животных, которые живут в Магаданской области, превращали данные существительные в прилагательные, определяли число прилагательных.
С данными существительными составляли тексты описания.
При изучении темы «Имя существительное» просила ребят записать названия полезных ископаемых, которые добывают в Магаданской области, определить часть речи и надписать число существительных.
Ребятам нравится знакомиться с достопримечательностями и природными богатствами родного края, а также узнавать как они пишутся. На таких уроках активность учащихся возрастает, начинают читать дополнительную литературу (сказки Чины Моторовой).