СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие познавательного интереса

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье уделено внимание развитию познавательного интереса учащихся на  уроках биологии и химии на разных этапах урока

Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательного интереса»

Жмака Любовь Васильевна

учитель высшей категории


г.Донецк ОШ № 120


  1. Вступление.

Проблема эффективности учебного процесса – воспитание познавательного интереса у школьников

  1. Основная часть.

    1. Научное обоснование проблемы.

    2. Активизация мыслительной активности учащихся на отдельных этапах урока:

На этапе восприятия знаний

На этапе изучения нового материала

На этапе закрепления материала

  1. Заключение

О целесообразности стимулирования познавательной активности учащихся.


ПРОБЛЕМА ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА – ВОСПИТАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА


Одно из важнейших условий эффективности учебного процесса – воспитание познавательного интереса у школьников.

Познавательный интерес – это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности. Познавательный интерес не является чем- то внешним, дополнительным по отношению к учению. Наличие интереса является одним из главных условий успешного протекания учебного процесса и свидетельством его правильной организации.

Проблема интереса – это не только вопрос о хорошем эмоциональном состоянии детей на уроках; от ее решения зависит, будут ли в дальнейшем накопленные знания мертвым грузом или станут активным достоянием школьников. Интерес стимулирует волю и внимание, помогает запоминанию материала. Благодаря интересу, как знания, так и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания развитой личности. На этапе развивающего обучения трудно переоценить роль познавательного интереса.

Познавательная деятельность учащихся определяется не только целями обучения, но и содержанием учебного материала, формами организации работы с ним. Приобретенные учащимися знания не остаются неизменными в процессе обучения, а постепенно развиваются.

Если говорить о развитии интеллекта, как проблеме давно назревшей, то именно воспитание познавательного интереса как раз на пути к этому.

Какие люди должны строить государство, управлять им, производить материальные блага? Каким человеком выгодно быть – умным или с точностью до наоборот?

Конец 20 века и начало 21 отличается изменениями в характере образования, в его направленности, в его целях и содержании. Общество ориентирует человека на свободное развитие. Современный человек сегодня выступает как творческая личность и более всего ценятся такие качества личности, которые характеризуют его как самостоятельного, конкурентного, инициативного, мобильного специалиста.

Модернизация современного образования нацелена на построение и реализацию индивидуального образовательного маршрута, самообразования человека на различных этапах его жизненного пути.

Самообразование это, прежде всего самостоятельность и непрерывность в образовании, прежде всего самого учителя.

В настоящее время Украина переживает фундаментальные социально-экономические изменения. Суть этих изменений заключается в формировании рыночных отношений в экономике и либерализации социальной сферы. Украина стремится стать современной информационной цивилизацией. Современный человек стремится обладать правовым сознанием, экономической компетентностью в условиях информатизации. Человек меняет свою специальность по жизни несколько раз и это во многом зависит от его способности приобретать умения, навыки компетентности, которые помогают ему адаптироваться в жизненных ситуациях. На протяжении всей жизни человек должен иметь возможность найти место в жизни, критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, использовать современные технологии; грамотно работать с информацией.

Современное информационное общество ставит перед учебными заведениями, и, прежде всего перед школами на начальном этапе, готовить выпускников, способных приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем.

Современная школа должна ориентировать ученика на формирование целостной системы знаний, умений навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования.

Еще В.И. Вернадский писал, что в качестве одной из тенденций развития научного знания является специализация не по наукам, а по проблемам, что позволяет, с одной стороны, углубляться в изучаемое явление, а с другой расширять охват его со всех точек зрения, т.е. позволяет выдвигать научные проблемы для целостного изучения.

В описанной ситуации принципиально меняются цели образования. Знания, по сути, из целей образования должны стать средством. Начальная деятельность учащихся в конечном итоге должна не просто человеку дать сумму знаний, умений и навыков, а сформировать её компетенции. Отечественная школа нуждается в смещении акцентов от набора знаний на компетентностный подход к образованию. По большому счету компетентности рассматриваются как основной вектор развития образования. Современная школа, в свою очередь, нуждается в четко разработанных программах и установках, в компетентных педагогах. Учителю необходимо обладать готовностью к решению профессиональных задач, т.е. уровнем профессиональной компетентности.

Сегодняшний ученик не охотно учится и не проявляет интерес к учению. Но с удовольствием любит решать проблемы и находит ответы на вопросы, если ему это интересно. Формировать человека мыслящего, умеющего сделать правильный выбор, занимать и отстаивать свою жизненную позицию цель современного образования.


Основные группы компетентности, необходимые современному гражданину


Компетенция означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает знаниями, сознанием и опытом, что позволяет ей быть успешной в собственной деятельности. Компетентность проявляется в умении делать выбор, исходя из адекватной оценки своих возможностей в конкретной ситуации, и связана часто с мотивацией.

Социальная компетентность

Характеризует умения человека полноценно жить в обществе, брать на себя ответственность, принимать решения, делать выбор, бесконфликтно выходить из ситуации, соотносить свои устремления с интересами других людей анализировать и разрешать противоречия.

Поликультурная компетентность

Овладениями достижениями культуры, но и понимание, и уважение людей других культур и религий, политических взглядов и социального состояния, т.е. уважительного отношения к ценностям религиозным, этническим, профессиональным, личностным.

Коммуникативная компетентность

Означает умение общаться. Знать свой язык и общаться письменно и устно, получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения достаточно цивилизованно. Овладевать иностранными языками и получать и передавать необходимую информацию.

Информационная компетентность

Означает умения добывать, осмыслять, интерпретировать полученную информацию, делать выводы, приводить аргументы, использовать в целях собственного проекта.

Готовность к саморазвитию и самообразованию

Готовность всю жизнь учиться, познавать новое, выявлять пробелы в знаниях, извлекать информацию из разных источников.

Здоровье сберегающая компетенция

Знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном  здоровье, личной безопасности; ухаживать за ребёнком; владеть способами  оказания первой медицинской помощи.


Пути формирования компетентностей учащихся


  • Основным является не предмет, которому вы обучаетесь, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.

  • На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.

  • Ставьте учеников в ситуации, которые требуют обнаружения и объяснения разногласий между фактами, которые наблюдаются, и наличными знаниями.

  • Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, обучайте их учиться.

  • Следует, как можно чаще использовать вопрос «почему?», чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развитого обучения.

  • Помните, что на самом деле знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто применяет на практике.

  • Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно. Постепенно отходите от механических пересказов, дословного воспроизведения.

  • Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем, познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задания.

  • Учителя по любому предмету, не только языка и литературы, должны следить за способом и формой выражения мысли.

  • Используйте схемы, планы, чтоб обеспечить усвоение системы знаний.

  • Поскольку прочность запоминания информации, которая усвоена в виде логических структур, является наиболее высокой, чем прочность разрозненных знаний, закреплять следует те знания, которые поданы в целостных логических структурах.

  • В больших блоках информации легче устанавливаются логические связи, четче прослеживается главная мысль, которую легче выделить и показать ученикам.

  • В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем.

  • Изучайте и учитывайте жизненный уровень учеников, их интересы, особенности развития.

  • Будьте в курсе последних научных достижений по своему предмету.

  • Поощряйте исследовательскую работу учеников. Найдите возможности ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов.

  • Общественно-исторической практикой докажите необходимость научных знаний, которые изучаются в школе. Обучайте так, чтобы ученик понимал, что обучение является для него жизненной необходимостью.

Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если обучится всему, что необходимо для реализации ее жизненных


НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ


В методике организации обучения учеников большое значение имеет проблемное обучение. К.Д.Ушинский считал, что в обучении серьезное внимание надо обращать на возбуждение самостоятельной мысли ребенка, на побуждении его к поискам истины.

Школьники должны уметь не только слушать, но и самостоятельно приобретать знания и при этом они должны научиться думать, понимать прочитанное, находить материал, оценивать его, делать выводы. В обучении серьезное внимание надо обращать на побуждение школьника к поискам истины. «Самостоятельность головы учащегося, - единственно прочное основание всякого плодотворного учения»,- подчеркивал великий педагог К. Д. Ушинский. Развитие познавательной активности определяется не столько содержанием учебного материала, сколько организацией учащихся на уроке. Учитель должен уметь заинтересовать школьников учебной работой и умело организовать деятельность учащихся.

Наиболее существенными элементами познавательной активности являются:

  1. создание проблемной ситуации и постановка задачи

  2. мыслительная деятельность, направленная на поиск решения

  3. расширение и углубление знаний

  4. овладение приемами умственной деятельности по приобретению знаний

  5. развитие логического и интегрированного мышления, на которых основывается биологическая информация.

Школьники развивают и углубляют свои знания на основе опорных знаний, которые являются основополагающими для данного предмета. Они с большим интересом включаются в поиск решения проблем, но только, если в ней им должно быть что- то известно. Обучение должно быть посильным. Яркость, эмоциональность учебного материала, взволнованность самого учителя с огромной силой воздействуют на школьника, на его отношение к предмету. Тогда они с удовольствием начинают поиск решения. Ставя перед детьми разного рода познавательные задачи, учителя выводят их за пределы школьной программы, заставляя их мыслить и находиться в творческом поиске.

Процесс овладения учебными знаниями, с одной стороны зависит от уровня познавательной деятельности, сформированной к этому времени у учащихся, что проявляется в их умениях применять знания с различной степенью самостоятельности, с другой стороны, приобретение знаний оказывает положительное влияние на развитие познавательной деятельности учащихся и проявление ими познавательной активности в учебном труде.

Обеспечить познавательную активность и самостоятельность в учебной работе можно, усиливая развивающую и воспитывающую функцию обучения.

Развивающая функция обучения заключается в следующем: а) формирование и развитие знаний учащихся, усвоение и применение знаний на разных уровнях, установление между ними существенных связей; б) развитие учебных умений учащихся и овладение способами деятельности; в) формирование познавательной активности учащихся в учебном труде, проявление ими самостоятельности и творчества.

Большое значение для осуществления развивающего и познавательного интереса, имеют задания нарастающей сложности, самостоятельные работы, обобщающие таблицы и схемы, решение биологических задач, решение проблемных вопросов, умения объяснять факты, выполнение части задания во внеурочное время, поисковая работа, умения применять знания на практике, умения делать выводы.

Если у ребенка есть желание приобретать знания, а в будущем их иметь, то и он поймет их ценность. У него не будет возникать вопрос о значимости образования, что учить, для чего учиться и зачем нужно образование в нашем обществе.

Основная движущая сила поискового, проблемного обучения – это система вопросов и заданий, которые ставятся перед учениками.


АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА ЭТАПЕ ВОСПРИЯТИЯ ЗНАНИЙ.


На уроке создается установка, при которой учащиеся положительно настраивают себя на восприятие новых знаний. Для начала изучения нового материала учитель «запускает» интересный факт, который вызовет интерес учащихся к восприятию знаний.

Приведем примеры таких заданий.

  1. В 1941 г король Дании Христиан Х вручал знаменитому биохимику Линдестрему награду за достижения в области белков и ферментов. Король попросил ученого пояснить всем присутствующим, что такое ферменты. Ученый поведал такую историю. Умирая, старый араб и свое богатство в 17 белых верблюдов завещал трем сыновьям: старшему – половину, среднему – третью часть, а младшему – девятую часть. Не смогли братья поделить наследство. Во время их споров мимо проходил бедный крестьянин, который вел черного верблюда. Братья попросили его помочь им. Старик дал им верблюда, но при этом сказал: « Отдайте мне моего верблюда за то, что я помог вам разделить наследство». Какую роль сыграл черный верблюд?

  2. Леса называют «зелеными легкими» планеты. Ученые подсчитали, что при нынешних темпах рубки леса к 2005 году будут уничтожены на 50%, а через 100 лет будут вырублены полностью. К чему приведет такая деятельность человека? Какой выход вы предлагаете из сложившейся ситуации?

  3. По ряду признаков человек выделился среди животного мира и вышел из полной зависимости от действия биологических законов. Каково качественное своеобразие человека

  4. Некоторые родители учат ходить детей в возрасте 7-9 месяцев. К каким последствиям могут привести столь ранние упражнения?

  5. Почему человек так мало знает о том, что происходит в его собственном теле?

  6. Можно ли представить человеческий организм как разборный механизм часов, где, открыв крышку и заглянув во внутрь, сразу же становится понятен принцип их устройства.

  7. Говорят, что непалец Н.Тенциг и новозеландец Э. Хиллари, которые первыми поднялись на вершину Эвереста – высочайшего на земле горного массива, - сразу же после необыкновенно трудного восхождения съели несколько конфет. Так уж велико значение сахара как продукта питания? Разве он важнее для органгизма, чем хлеб, мясо, молоко, фрукты?

  8. Почему врачи рекомендуют потреблять большие дозы витаминов для профилактики и лечения простудных заболеваний?

  9. Почему после физической работы организм требует больше пищи, а после употребления пищи больше требует кислорода. Немецкий ученый, профессор зоологии Август Вейсман проводил опыты по изучению хромосом на примере человеческой аскариды. Он знал, что в клетках этого червя всего две хромосомы. Но однажды он не насчитал в клетках этого червя привычных двух хромосом, в половых клетках было по одной хромосоме. Основываясь на этом простом примере, к какому выводу пришел Вейсман?

  10. В 1944 году американский ученый Эвери и его коллеги на питательной среде выращивали неболезнетворных пневмакокков, добавив к ним ДНК болезнетворных бактерий. Когда бактерии выросли, то среди неболезнетворных микробов былт обнаружены колонии болезнетворных. К какому выводу пришли ученые?

  11. Может ли загрязнение водоема теми или иными токсичными веществами привести к росту численности популяций водных организмов?

  12. С какими особенностями образа жизни связано наличие присосок и крючков у различных животных?

  13. Почему в пустынях обитают в основном пресмыкающие?

  14. Какими особенностями экологии и поведения должны обладать животные, способные жить в сильно нарушенной человеком среде?

  15. Жизнь деревьев в городах, парках, скверах даже при хорошем уходе короче, чем жизнь в лесу. Почему?

  16. Сильное «цветение» воды, наблюдаемое иногда в прудах и озерах, часто сопровождается замором рыбы. Как вы объясните это явление?

  17. Не кажется ли пародоксальным, что массовое размножение фотосинтезирующих водорослей сопровождается дефицитом кислорода. Как разрешается это противоречие?


Предлагаемые проблемные ситуации включают в себя интересные факты, содержащие новизну и значимость, а потому побуждают школьника глубже вдумываться, развивать воображение и фантазировать.


АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА ЭТАПЕ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛА.


В процессе изучения нового материала, учитель может предложить проблемные вопросы, решая которые ученики приходят к выводу, обосновывают свои рассуждения или доказывают свою точку зрения.

Приведем примеры таких заданий.

  1. Сердце человека двигатель огромной работоспособности, сокращаясь в покое 60 –80 раз в минуту, прокачивая при этом до 5,5 л крови, за сутки 10000 л. В чем причина такой неутомляемости работы сердца?

  2. Может ли повлиять на работу сердца занятия спортом и физкультурой?

  3. При восхождении в гору уздоровых людей возникает головная боль, сердцебиение, отдышка. Что происходит при этом в крови человека?

  4. Почему погибли динозавры?

  5. Докажите, что клетка представляет собой «идеальный город»

  6. У рыбы удалили передний мозг, а у собаки кору больших полушарий. Как изменится поведение этих животных?

  7. Предположим, что вы съели бутерброд с колбасой. Проследите весь ход расщепления.

  8. Выращивать морковь в пробирке, конечно, интересно, но какой это имеет смысл?

  9. В принципе клетки человека ничем не отличаются от клеток растений или животных. Если бы ученые научились выращивать из нескольких клеток человеческий зародыш, то они сумели бы искусственно «создать» копию какого-нибудь живого человека. В соответствии с потребностями общества можно было бы получать копии выдающихся ученых, спортсменов, космонавтов. Но в чем проблема?

  10. Опыт знаменитого Луи Пастера. Наполнив колбу бульоном и хорошо проварив его, Пастер одновременно изогнул горлышко колбы, вытянув его двумя изгибами. Почему в его колбе не появились и не размножились микробы? Как бы вы продолжили опыт Пастера, чтобы микробы за короткое время размножились в колбе?

  11. Почему на первых этапах исторического развития биосферы жизнь могла существовать только в водной среде.

  12. Проследите путь крахмала от момента его попадания в ротовую полость до момента превращения в углекислый газ и воду.


Постановка на уроке познавательных заданий обусловливает самостоятельность суждений и развивает знания учащихся.


РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА ЭТАПЕ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ


Закрепление и обобщение знаний это, по сути, перенос знаний из теории в практику, а также формирование умений и навыков в использовании навыков.

Учитель на этом этапе составляет систему тренировочных упражнений, составление сравнительных схем или таблиц. Часто выполняют самостоятельные работы, лабораторные, практические работы или решают биологические задачи. Учащимся можно предложить задания на интегрированное обобщение знаний.

  1. Какое превращение веществ, приводит к ожирению человека при переедании углеводной пищи.

  2. Свяжите строение молекулы воды с ее функциями в организме.

  3. Каковы общественно-экономические предпосылки создания представлений о биологических расах.

В слабых классах, где не всегда можно проводить логические и проблемные задания, можно использовать поддерживающее обучение. Сначала учитель делает короткое сообщение по теме урока, а потом включает обсуждение и учащихся, но не надолго, потом можно выполнить какое-то посильное задание и снова учитель подает новую порцию материала. Разные виды поддержания активности при таком построении урока позволяют учителю управлять познавательной активностью учеников, а значит развивать обучение. В обучении надо активно работать над развитием всех учащихся, как сильных, так и слабых.







ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ


Только стимулируя познавательную деятельность самих ребят, и повышая их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса к биологии.

В обучении надо активно работать над развитием всех учащихся, как сильных, так и слабых по успеваемости.

Использование рассмотренных приемов в учебном процессе способствует развитию познавательного интереса, углублению знаний по биологии.

Педагогическая теория приобретает действенную силу только тогда, когда она воплощается в методическое мастерство учителя и стимулирует это мастерст



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Щукина Г.И. Активизация познавательной активности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1989г

  2. Якиманская И.С. Развивающее обучение М.: Педагогика, 1979г.

  3. Зуева М.В. Совершенствование организации учебной деятельности школьников на уроках химии. М.: Просвещение 1989г.