Развитие познавательной активности творческих способностей и индивидуализация на уроках химии
Подготовила
учитель химии МОУ СОШ с. Еделево
Платошина Елена Сергеевна
Задачи современной школы
- Наряду с последовательным и логическим изложением основ науки необходимо создание на уроках таких условий, которые позволят учащимся реализовывать свои способности , активизировать творческие познавательные возможности в процессе обучения .
Современный урок
* результат совместной деятельности
учителя и ученика
* постоянный поиск ответов на вопрос:
как заставить ученика поверить в свои
силы и увлечённо работать на уроке
Методические приёмы развития познавательной активности и индивидуализация на уроках химии
- Использование информационно-коммуникативных технологий
- Игровые технологии
- Познавательные задания
- Практико-ориентированные задачи
- Технология коллективно-индивидуальной мыслительной деятельности
- Технология уровневой дифференциации
- Индивидуальные домашние задания
Информационно-коммуникативные технологии
Использование ИКТ позволяют достичь целей, поставленных в области образования, а именно, формирование базовых компетенций:
* информационной –умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем
* коммуникативной –умение эффективно сотрудничать с другими людьми
* самоорганизации –умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы
* самообразование –готовность конструировать и осуществлять своё образование на протяжении всей жизни.
Игровые технологии
- Урок-путешествие (Обобщение по темам: «Химические реакции», «Основные классы неорганических соединений»,
«Периодический закон и Периодическая система химических элементов»)
- Дидактические игры («Крестики-нолики», «Кроссворды» , «Викторины» и др.)
- Занимательные задачи
Познавательные задания - эффективное средство обеспечивающее творческое усвоение учебного материала
Упражнение по теме : «Оксиды», 8 класс
1.Классифицируйте оксиды формулы которых : K 2 O SO 2 AI 2 O 3 MnO Cr 2 O 3 CaO Mn 2 O 7 CO 2 P 2 O 5 CrO 3.
При сравнении свойств возникает ситуация конфликта: оксиды марганца и хрома – отнесены к кислотным.
- Проблема: В каких случаях оксиды металлов могут быть отнесены к кислотным?
2. Классифицировать оксиды: SO 2 CaO P 2 O 5 CO SiO 2 NO
Проблема: В каких случаях оксид неметалла не может быть отнесён к кислотным?
Практико-ориентированные задачи
«Ум заключается не только в знании,
но и в умении прилагать знания на деле»
Аристотель
Прикладная направленность –важное требование обновления содержания в современной концепции образования.
Задача учителя –показать как глубоко связана химия с жизнью человека, как можно, имея даже минимальный запас знаний по химии, облегчить решение многих проблем.
Практико-ориентированные задачи (продолжение)
Задачи такого типа направлены на :
* формирование умений использовать элементарные знания
- выбор (создание) модели, которые превращают с виду
житейскую ситуацию в привычную задачу
- связь с другими предметами
- прочное усвоение информации, т.к. всё выученное
ассоциируется с конкретными действиями и событиями, а
- не с абстрактными символами и общими принципами
- развитие интереса к предмету
- применение знаний для объяснения явлений, наблюдаемых
- в жизни
Коллективно-индивидуальная мыслительная деятельность (работа в парах, группах)
Данная технология состоит из трёх этапов:
- Создание творческих микрогрупп, постановка проблемы
и выбор средств для достижения целей
- Определение способов совместной
деятельности и обсуждение
результатов
* Осознание методов деятельности
Формы реализации индивидуального подхода
- Разноуровневые - дидактические материалы
- Универсальные - дидактические карточки
- Индивидуальные - домашние задания
Задания для организации самостоятельной индивидуальной работы учащихся
- Задания с алгоритмическими предписаниями
- задания с сопутствующими указаниями, инструкциями
- задания с выбором правильного ответа
- задания с неоконченным решением
- задания с образцом выполнения
- задания со вспомогательными вопросами
- задания, имеющие пропуски в тексте.
Спасибо за внимание!