СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие познавательной сферы и мелкой моторики.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации по развитию познавательной сферы и мелкой моторики

у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательной сферы и мелкой моторики.»

Рекомендации по развитию познавательной сферы и мелкой моторики

у обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

Развитие познавательной сферы:

Шаги

У ведущего мяч. Дети выстраиваются в одну ровную линию на определенном расстоянии от взрослого, и каждый задумывает слово по заданной теме, допустим дерево. Ведущий бросает мяч одному из игроков, игрок ловит его и выговаривает по слогам свое слово, делая на каждом слоге один шаг. Задача игрока – быстрее добраться до ведущего, а значит, придумать наиболее длинные слова. Тема игры может быть любой.


Дотронься до…

Ребенку предлагается как можно быстрее найти и дотронуться до всех синих (высоких, гладких…) предметов.


Что нас отличает

Инструкция: Пусть один из вас побудет за дверью. Мы тем временем разделимся на две группы по какому-то признаку. Ведущий должен угадать, что нас отличает.


Зеленый, красныцй, синий

Дети стоят в кругу. У ведущего три мяча: зеленый, красный, синий. Тот, кому попадает зеленый мяч, должен назвать слово, относящееся к лесу, красный – к огню, синий – к воде.

Птица-зверь-рыба

Педагог в случайном порядке предлагает ребенку вопрос. Тот должен в ответ вспомнить представителя того или иного вида. Повторять названное ранее слово нельзя. Например: птица-синица, рыба-щука, зверь-волк.

Только веселые слова

Играть лучше в круге. Ведущий определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, только веселые слова, передавая при этом мяч друг другу. Можно разделиться на две команды и перебрасывать мяч до тех пор, пока не иссякнут слова. Команда, назвавшая последнее слово, выигрывает.

Эпитеты по алфавиту

Педагог показывает какой-либо предмет или называет слово, а играющие по очереди придумывают слова (прилагательные), обозначающие качества этого предмета, отталкиваясь от определенной буквы алфавита.

Закончи слово

Учитель кидает ребенку мяч и произносит первый слог слова, а ученик, поймав мяч, должен закончить слово и кинуть мяч обратно.

Придумай предложение

Даются начальные буквы предложения (например, В – С – Е - П), каждая из которых представляет собой начало слов в предложении. Нужно образовать различные предложения, например: «Всей семьей ели пирог».

Воспроизведение

Ребенку называют слово и предлагают охарактеризовать его. Например, кошка – мягкая, пушистая, с коготками, усатая. Общее количество впервые предъявляемых слов – не более 10, в дальнейшем их число постепенно возрастет до 20. после того как каждое из них будет объяснено, раскрыто ребенком, ему предлагают вспомнить и нарисовать все названные учителем слова.

Цепочка слов

Ребенку предлагается какая-либо тема, по которой он должен подобрать слова. Педагог и ученики поочередно называют их. Учитель произносит слово, ребенок повторяет его и от себя прибавляет еще одно. Далее повторяются уже два предыдущих слова и добавляется еще одно. Тот, кто не сумеет повторить названия всех слов или перепутает их порядок, проигрывает.

«Жил-был кот…»

Упражнение заключается в составлении ряда определений к существительному. Каждый из участников повторяет весь предыдущий ряд, добавляя в конце свое определение. Например: «Это был красивый кот…»; «Это был красивый пушистый кот…». Могут быть разные варианты, например: «Бабушка испекла пирог…».

Рисуночное письмо

Инструкция: когда-то люди не знали букв. Вместо букв и слов они рисовали рисунки. Попробуйте «написать» с помощью рисунков короткое письмо, адресованное вашему другу.

Пример темы: «Позвони мне сегодня в 6 часов вечера». «подари мне на день рождения щенка»…

Новое применение

Придумайте не менее пяти новых применений таким знакомым предметам, как, носовой платок, столовая ложка, зубная щетка…


Развитие мелкой моторики:

  1. Упражнения на развитие и совершенствование статической координации движений.

«Деревья» - поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы (локти опираются на стол).

«Стол» - правую руку сжать в кулак, на нее сверху положить горизонтально левую руку.

«Гнездо» - пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим, большие пальцы убрать внутрь ладоней.

«Дом» - держа пальцы вверх, соединить кончики пальцев левой и правой руки.

«Магазин» - руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательные пальцы расположить в горизонтальном положении перед «крышей».

«Коза» - вытянуть указательный палец и мизинец, остальные пальцы прижать к ладони. Сначала упражнение выполнять правой, затем левой рукой, потом обеими руками вместе.

«Кошка» - пальцы в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательный палец и мизинец слегка согнуты.

«Очки» - образовать два кружка из указательного и большого пальцев обеих рук, соединить их.

«Зайчик» - вытянуть вверх указательный и средний пальцы, а кончики безымянного и мизинцев соединить с кончиком большого пальца. Упражнение выполнять сначала правой, потом левой рукой, затем обеими руками.

  1. Упражнения на развитие и совершенствование динамической координации движений.

«Звонок» - на столе перед детьми настольный звонок – кнопка или ее рисунок. Учащиеся сначала выборочно любым пальцем нажимают кнопку. Затем последовательно от большого к мизинцу, слева направо и наоборот.

«Пальчики здороваются» - кончики пальцев одной руки прикасаются к кончикам пальцев другой.

«Оса» - выпрямить указательный палец правой руки и вращать им в разных направлениях. Затем поменять руку.

«Человечки» - указательный и средний палец бегают по столу.

«Веселые маляры» - движения «кистью» влево-вправо, вверх-вниз.

«Погладим котенка» - плавные движения рукой, имитирующие поглаживания.

«Курочка пьет воду» - локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва, ритмичные наклоны рук вперед с подключением кистевого замаха.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в пространственных понятиях «право, лево, верх, низ». Игры эти очень эмоциональны, они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения учителя, активизируют моторику рук, тем самым вырабатывается ловкость, умения управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

  1. Упражнения на ритмическую организацию движений, переключаемость.

«Ладонь – кулак – ребро» - кисть руки спускается на стол ладонью вниз, затем сжимается в кулак, потом разжимается и становится ребром.

«Зайчик – кольцо» (переход из одной статистической позы в другую).

«Коза – кошка» (переход из одной статистической позы в другую).

«Отстукивание» - карандашом воспроизводится определенный ритмический рисунок, образец которого дает учитель.

  1. Упражнения с предметами.

«Мозаика» - выкладывание рисунков из разных геометрических фигур по образцу, словесной инструкции, самостоятельно, по памяти. Рисунки могут быть одноцветными и разноцветными.

«Работа с бусами» - учитель раскладывает бусины разного размера, формы, цвета. Детям предлагается, например, составить бусы, где чередуются бусинки большие и маленькие, круглые и овальные, разные по цвету. При выполнении этих заданий важно продеть нитку в отверстие бусинки, удержать в памяти инструкцию, чередование по цвету, форме, величине.

Упражнения «Шнуровка», «Застегивание и расстегивание пуговиц», «Перебор крупы», «Составление контуров предметов из палочек: по образцу, по памяти, словесной инструкции».

  1. Графические работы.

Выполняются в тетрадях, альбомах, на отдельных листах и заключаются в:

- обводке контуров, лекал;

- воспроизведении изображения с помощью опорных точек;

- штриховке в разных направлениях (существуют разные виды штриховок: горизонтальная, вертикальная, по диагонали, волнистыми линиями, круговыми, полуовалами, петлями и т.д. Для штриховки можно использовать трафареты и лекала, по которым дети обводят фигуры. Перед учеником ставится задача: штриховать аккуратно и обязательно заканчивать начатое. Штрихи должны быть ровные, прямые, с одинаковым нажимом, при этом нужно не заезжать за контур. Для штриховки лучше использовать цветные карандаши, а фломастеры для обводки контура.);

- дорисовывании недостающих деталей у цветов, предметов, фигур;

- раскрашивании картинок;

- соединении точек, нанесенных на листе бумаги.

6. Игры для тонкой моторики и координации движений.

«Трудные виражи». Для игры нужно нарисовать дорожки разной формы, в одном конце машины, в другом – дом. Затем сказать ребенку: «Ты водитель и тебе надо провести машину к дому. Дорога, по которой ты поедешь, непростая. Поэтому будь внимателен и осторожен». Ребенок должен карандашом, не отрывая руки, «проехать» по изгибам предложенных дорожек.

«Съедобное и несъедобное». (Это игра с мячом широко известна и не требует подробного описания).

«Зеркало». Ребенку предлагается быть зеркалом и «отражать» все движения взрослого. Роль ведущего может быть передана ребенку, который сам придумывает движения.

«Тир». Попадание в цель мячом, кольцами, стрелами.

Кроме вышеописанного, для развития моторики можно использовать работу с конструктором, лепку, выкладывание мозаики, аппликацию, вырезание из бумаги, шитье, вышивание, вязание, плетение.