СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА С ПОМОЩЬЮ УЧЕБНИКА «РУССКИЙ ЯЗЫК 5 КЛАСС» (АВТОРЫ А.Д. ШМЕЛЕВ, Э.А. ФЛОРЕНСКАЯ, Ф.Е. ГАБОВИЧ, Е.Я. ШМЕЛЕВА)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются вопросы развития познавательных УУД школьников на уроках русского языка в 5 классе на примере заданий учебника под редакцией Шмелева А.Д.

Просмотр содержимого документа
«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА С ПОМОЩЬЮ УЧЕБНИКА «РУССКИЙ ЯЗЫК 5 КЛАСС» (АВТОРЫ А.Д. ШМЕЛЕВ, Э.А. ФЛОРЕНСКАЯ, Ф.Е. ГАБОВИЧ, Е.Я. ШМЕЛЕВА)»

Т.В. Валикова,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10 имени Е.И. Зеленко»

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА С ПОМОЩЬЮ УЧЕБНИКА

«РУССКИЙ ЯЗЫК 5 КЛАСС»

(АВТОРЫ А.Д. ШМЕЛЕВ, Э.А. ФЛОРЕНСКАЯ,

Ф.Е. ГАБОВИЧ, Е.Я. ШМЕЛЕВА)

Принципиальным отличием стандартов нового поколения является их ориентация на результат образования, что предполагает не только освоение школьниками системы опорных знаний и умений, но прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности.

Приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Если коротко сформулировать задачу, которую школьник должен научиться ставить перед собой на протяжении всего курса обучения, она будет звучать так: учить себя! И в решении этой задачи главное место занимает формирование системы универсальных учебных действий (УУД). Остановимся на формировании познавательных универсальных действий на уроках русского языка.

Познавательные универсальные учебные действия включают общеучебные действия, действия постановки и решения проблем, и логические действия и обеспечивают «способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации» [1, с. 25].

Каждый учитель отлично понимает, какое важное место в формировании у обучающихся познавательных учебных действий занимает учебник. Недостаточно понятно сформулированная теория, неинтересные, однообразные упражнения могут свести на нет все усилия учителя. На мой взгляд, учебник «Русский язык 5 класс» (авторы Шмелев А.Д., Флоренская Э.А., Габович Ф.Е., Шмелева Е.Я.) - очень хорошее подспорье преподавателю русского языка: интересные и разнообразные упражнения различной степени сложности, разноуровневые задания, доступный теоретический материал, яркие иллюстрации способствуют развитию познавательных универсальных учебных действия обучающихся.

Для развития общеучебных действий: поиска и выделения необходимой информации, построения речевых высказываний в устной и письменной форме, «способности извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителей» [2, с. 6] - на уроке по теме «Родной язык» можно предложить ученикам поработать над такими заданиями (ч. 1, гл. 1, упр. 3):

1) Прочитайте высказывания русских писателей. Передайте основную мысль каждого высказывания своими словами.

1. Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название ещё драгоценней самой вещи. (Н. Гоголь)

2. Русский язык! Тысячелетия создавал на род это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд. (А.Н. Толстой)

3. Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную пре лесть нашей земли. (К. Паустовский)

2) Какие выразительные средства, уже известные вам из курса литературы, использованы в этих высказываниях?

3) Найдите в высказывании К.Г. Паустовского образное выражение, которое можно заменить следующими: во всех подробностях, досконально, детально, до самой сути. Какое выражение вам нравится больше и почему?

4) Какая мысль объединяет все три высказывания писателей? Как они относятся к русскому языку? Напишите об этом три-четыре предложения.

4. Расскажите о своём отношении к русскому языку. Есть ли у вас любимые слова, которые вы мог ли бы привести в качестве примера к высказыванию Н.В. Гоголя?

5. Расскажите о поэте или писателе, произведения которого вы с удовольствием читаете, и постарайтесь объяснить почему.

6. Проектное задание. В каком регионе Российской Федерации вы

живёте? Найдите в справочниках или в Интернете информацию о том, какие языки, кроме русского, используют в своём общении жители вашего региона. Подготовьте рассказ о Российской Федерации и вашем регионе, используя приведённые выше факты и найденную вами информацию.

Для формирования у школьников познавательных логических действий: анализа объектов с целью выделения признаков, синтеза как составление целого из частей, выбора оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; установления причинно-следственных связей, построения логической цепи рассуждений, выдвижения гипотез и их обоснования - можно использовать такой вид работы (ч. 1, гл. 1, стр.21):

  • Выберите правильное окончание предложений.

1. Имя существительное обозначает…

а) предмет

б) признак предмета

в) действие или состояние

2. Имя существительное отвечает на вопросы…

а) какой? какая? какое? какие?

б) кто? что?

в) что делать? что сделать?

  • Вспомните, как изменяются имена существительные.

Чтобы сформировать у школьников действия постановки и решения проблем: формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера - авторы учебника предлагают такой вид работы (ч. 1, гл. 1, упр. 94):

1) Прочитайте школьное сочинение, написанное одним из героев повести Г.Н. Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо».

Её зовут Бим. Она белая с чёрным ухом. Уши вислые. Хвост настоящий. Порода охотничья, не овчарка. Ласковая. Играл один раз, но какой-то дяденька-зуда увёл. Не кусается. Мама и папа её любить не могут, она чужая, с жёлтой табличкой на шее. За что люблю, не знаю, просто так. Кур, гусей, овцы, олени, мыши люблю, но мышей боюсь. Лося пока не видел, они в городе не живут. Животных любить надо, а собака — лучший друг человека.

2) Понравилось ли вам сочинение? Почему? Попробуйте объяснить, какие ошибки встречаются в этом тексте.

3) О чём мы можем судить по этому тексту: о русском языке или о речи мальчика, его владении языком?

4) Как, по-вашему, нужно описать собаку, которую герой считает лучшим другом человека? Перепишите это сочинение, исправляя ошибки автора.

Сущность таких заданий - в возможности реализации познавательных УУД у обучающихся. Современная школа должна готовить ученика - социального исследователя, организатора и участника коммуникаций, субъекта принятия решений. Умение самостоятельно учиться, добывать знания, обобщать и делать выводы - это то, чему ученик должен научиться в школе.

Литература:

  1. Примерные программы основного общего образования. Примерная программа по русскому языку. - М.: Просвещение, 2011.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2011.

  3. Шмелев А.Д., Флоренская Э.А., Габович Ф.Е., Шмелева Е.Я. Русский язык 5 класс. – М.: Вентана-граф, 2012.

  4. festival.1september.ru

  5. metodsovet.ru