ИНФОРМАЦИЯ
ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Как собрать внимание детей?
Всем педагогам известно, как трудно порой привести класс в рабочее состояние после перемены или урока физкультуры. Перевозбуждённые ребята не в состоянии сразу сосредоточиться на учебных заданиях. Для того чтобы вызвать у детей состояние так называемого предвнимания и немного успокоить их, можно использовать такие приёмы:
Знак «Внимание!» - учитель поднимает круг с красным восклицательным знаком в центре;
«Радуга внимания» - этот приём на концентрацию внимания. Для его проведения понадобится простое оборудование: 7 белых альбомных листов с цветным кругом в центре, его диаметр – 7 см. Цвета кругов: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Каждый цвет соответствует какому-либо дню недели. Лист прикрепляется к доске. Включается приятная спокойная музыка. Учащиеся молча смотрят в центр листа 30 сек., затем закрывают глаза и ещё 30 сек. удерживают перед собой образ листа с кругом.
«Охотники племени Юмба» - учитель предлагает детям представить себя индейцами племени Юмба. Их основным занятием является охота. Охотники должны быть очень внимательными, уметь замечать и слышать всё, что происходит вокруг. Примерные слова учителя: « Представьте, что вы находитесь на охоте. Давайте на время замолчим, так, чтобы в классе стало совсем тихо. Постарайтесь услышать всевозможные шумы, угадать их происхождение». Чтобы было интереснее, учитель может специально организовать некоторые шумы и звуки.
«Кто меня слышит…» Если в классе возник шум и дети никак не угомонятся, учитель может тихо произнести следующую фразу: «Кто меня слышит, поднимите правую руку». Некоторые ученики наверняка услышат и поднимут правую руку. Далее учитель тихо произносит: «Кто меня слышит, поднимите обе руки». Некоторые дети поднимут обе руки. Учитель тихо произносит фразу, растягивая слова: «Кто меня слышит, хлопните в ладоши 2 раза». Тут раздадутся хлопки, которые настораживают даже тех, кто до сих пор никак не реагировал на слова учителя. Учитель тихо произносит: «Кто меня слышит, встаньте». После этого обычно встают все ученики, и в классе наступает тишина. Педагог достигает своей цели- внимание детей обращено на него. Этот приём, к сожалению, нельзя часто применять в одном и том же классе: здесь многое построено на эффекте неожиданности.
«Запрещённое движение» - эту игру на внимание можно использовать как заключительный момент физкультминутки. Учитель заранее договаривается с детьми, какое показываемое им движение будет «запрещённым» (например, нельзя поднимать руки вверх). Педагог показывает ученикам разные движения (в том числе и запрещённое), постепенно увеличивая темп. Тот, кто повторил запрещённое движение, выбывает из игры.
«Пожалуйста» учитель показывает различные движения, если при этом произносится слово «Пожалуйста», движения повторяются детьми, если слово не прозвучало, повторять движение нельзя.
«Слушай мой голос»: учитель называет движения, а сам показывает другие, стараясь запутать детей, ученикам надо выполнять только те движения, которые произносит педагог.
Как выбрать время для проведения проверочных работ?
Эта информация, возможно, поможет учителям правильно выбрать время для наиболее значимых уроков. Психологи провели специальное исследование: изучались особенности внимания у одних и тех же школьников в процессе их обучения в 1, 2 и 3 классах. Оказалось, что для большинства первоклассников характерна единая динамика устойчивости внимания в течение дня. Начиная работу с исходно высокого уровня, они демонстрируют тенденцию к спаду внимания уже после первого урока. Иными словами, устойчивости внимания им хватает лишь на 35-40 минут 1-го урока. При обучении во 2 классе динамика внимания у этих же детей в течение дня выглядит по-другому. У большинства детей пик активности приходится на 2-3 уроки. Примерно такая же картина наблюдается в 3-4 классах.
Упражнения на развитие концентрации внимания и самоконтроля
«Корректурная проба»: суть приёма в том, что ребёнку предлагают находить и вычёркивать определённые буквы в печатном тексте. В качестве материала можно использовать газетные вырезки, старые ненужные книги и т.п. Условия проведения: ежедневно по 5 мин. минимум 5 раз в неделю в течение 2-4 месяцев. Объём просмотренного текста не имеет значения и может быть разным у разных детей: от 3-4 предложений до нескольких абзацев. По мере овладения игрой, правила усложняются: меняются отыскиваемые буквы, по-разному зачёркиваются, одновременно отыскиваются 2 буквы, одна зачёркивается, другая – подчёркивается (слоги, обведение, пометки галочками и т.д.)
По итогам работы подсчитывается число пропусков и неправильно зачёркнутых букв. Показатель нормальной концентрации внимания младших школьников на первых порах – 4 и меньше пропусков, больше 4-х – слабая концентрация. Проверка может происходить следующим образом: сначала эта роль отводится учителю, позже – соседу по парте. Выигравшие могут, например, получить жетон, в конце недели количество жетонов подсчитывается, лучшего можно поощрить. Если регулярно в течение 2-4 месяцев проводить подобные упражнения, то количество ошибок в письменных работах учеников сокращается примерно в 2-3 раза.
Упражнения на концентрацию и устойчивость внимания
Пример: - аммадда береюре аввамава ессанессас;
- етальтаррс усокгата енажлобы клатимори.
Тест «Мюнстерберга»: среди буквенного ряда спрятались слова, необходимо их найти;
«Шифровки» - расшифровать слова, найти лишнее:
Пример: ИАКБНИ /Бианки/ КВАСЛАДО /Сладков/ УРЧШИНА /Чарушин/ КОВЫЛР /Крылов/
Упражнения на развитие слухового внимания
Это хорошо знакомые нам арифметические диктанты, однако смысл упражнения заключается в том, что каждое задание состоит из нескольких действий. Учитель может дать такую установку: «Сейчас я буду вам читать арифметические задачи. Вы должны решить их в уме. Получаемые вами числа также надо держать в уме. Результаты вычислений запишите только тогда, когда я скажу : «Пишите!». Само содержание задач зависит от возраста детей, их подготовленности и программного материала. Например:
1 класс – Даны два числа 6 и 3. Сложите эти числа, от полученного числа отнимите 2, затем ещё 4. Пишите. /ответ 3/
2 класс – Даны два числа 15 и 23. Первую цифру второго числа прибавьте к первой цифре первого числа, от полученного числа отнимите 2, а теперь прибавьте 4. Пишите. /ответ 5/
3 класс – Даны два числа 27 и 32. 1-ю цифру второго числа умножьте на 1-ю цифру первого числа и от полученного произведения отнимите вторую цифру числа. Пишите. /ответ 4/
4 класс – Даны два числа 54 и 26. Ко второй цифре первого числа прибавьте вторую цифру второго числа и полученную сумму разделите на первую цифру второго числа. Пишите /5/
Упражнения на увеличение уровня распределения внимания (умения выполнять несколько действий одновременно)
- Детям читают вслух предложение. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Дети должны запомнить текст и сосчитать число ударов.
- Ребёнок рисует круги в тетради и одновременно считает хлопки, которыми учитель сопровождает рисование. Время выполнения – 1 минута. Подсчитывается количество кругов и сосчитанное число ударов. Чем больше нарисовано кружков и правильнее сосчитаны хлопки, тем выше оценка.
- «Счёт с помехой»: ребёнок называет числа от 1 до 20, одновременно записывая на листе бумаги или доске эту последовательность, но в обратном порядке: произносит 1, пишет 20, произносит 2, пишет 19 и т.д. Затем подсчитывают время выполнения и число ошибок.
Упражнения на развитие памяти:
«Нелогичные ассоциации». Необходимо загадать ребёнку несколько не связанных между собой слов (слон, магазин, велосипед, дедушка), и он должен придумать историю, в которой будут использованы эти слова.
Также вы можете предложить ребенку несколько картинок, он их должен рассматривать около тридцати секунд, затем вы прячете картинки, а ребенок должен нарисовать то, что запомнил.
«Высший пилотаж» в заучивании материала — это системное запоминание. Если ваш ребенок просто прочтет текст (вслух или про себя), он поймет его и даже запомнит в общих чертах. Но цельное и системное представление у него сложится только в процессе активного запоминания, то есть составляя конспект прочитанного, записывая основные идеи и сведения, устанавливая связи между частями изучаемого материала и выясняя ответы на возникающие вопросы. Таким образом, информация не просто запоминается, а хорошо понимается и осмысливается ребенком и остается в голове на долгое время в виде стройной системы.
«Продолжи предложение». Первый играющий говорит предложение такое, чтобы его можно было дополнять словами перечислениями. НАПРИМЕР: Я увидела лису. Следующий должен повторить это предложение и добавить к нему еще одно слово. Я увидела лису, медведя. Третий, повторяя предложение, добавляет еще одно слово. Я увидела лису, медведя, волка. И так далее. Игра проводится по кругу и продолжается до тех пор, пока игроки не начнут ошибаться. Кто не смог повторить, тот выходит из игры, пока не останется один победитель.
«Волшебные фигурки». Дети и взрослые встают друг за другом, по кругу. Первый играющий рисует второму на спине пальцем любую геометрическую фигуру, второй рисует эту же фигуру следующему игроку и так далее, пока последний не нарисует фигуру первому игроку. Потом игроки по очереди говорят, кому что нарисовали. Если произошла ошибка, выясняют, кто был не внимательным. Рисуют ему на спине ту же самую фигуру, чтобы он мог почувствовать её. Рисовать можно и просто друг другу что-то на спине, а тот которому нарисовали должен отгадать, что было нарисовано.
«Волшебный квадрат». Приготовьте квадрат, состоящий из 9 квадратиков, то есть 3 на 3 квадрата. Вырежьте из любых этикеток, коробочек небольшие картинки которые помещаются в маленький квадрат, можно использовать также цифры или буквы. Разложите их по клеточкам и предложите ребенку запомнить, что где лежит, затем стряхните их на стол и попросите ребенка разложить их точно также. Можно спросить, что в каком углу лежало. НАПРИМЕР: В правом верхнем углу лежала уточка, а внизу слева, рыбка и так далее. Ребенок будет запоминать не только расположение, но и название углов, то есть ориентироваться на плоскости.
Упражнения на развитие мышления
Игра "Придумай загадку" Из группы детей выбирается водящий. В его задачу входит придумать загадку. Группа должна эту загадку отгадать.
Игра "Простые рисунки" Такие рисунки состоят из контуров геометрических фигур, дуг и прямых. В них при создании не закладывается никакого определенного значения. Простые рисунки нужно разгадывать, т. е. находить в них смыл, отвечать на вопрос "Что это такое?" Правила игры просты: нужно сказать, что за предмет изображен на рисунке. Чем больше решений, тем лучше. Единственное ограничение: не нужно поворачивать рисунки.

Кем будет яйцо? (может быть птенцом, крокодилом, черепахой, змеей.)
- цыпленок - петухом; - снег - водой
- мальчик - мужчиной; - вода - льдом
- теленок - коровой или быком; - семечко - цветком
- бумага – книгой; - мука - блинчиками и т. д.
Игра - наоборот: "Кто кем был?"
- лошадь - жеребенком
- цветок - семенем
Игра "Четвёртый лишний"
Упражнение "Кто без чего не обойдётся" Помогает ребёнку научиться выделять существенные признаки. Взрослый зачитывает ряд слов. Из этих слов надо выбрать только два, самых важных, без чего главный предмет не может обойтись. Например, сад… какие слова самые главные: растения, садовник, собака, забор, земля? Без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему?.. Без садовника… собаки… забора… земли?.. Почему?"
Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается. Главное, чтобы ребёнок понял, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия.
Примерные задания:
Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище)
Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)
Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)
Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила)
Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово)
Война (самолёт, пушки, сражения, ружья, солдаты)
Школа (учитель, ученики, столы, стулья, книги, тетради)
Второй вариант. Называем слова, и спрашиваем: чего не может быть без этого предмета, для чего или кого оно самое главное?
Например: вода, провод, карандаш, стекло, кирпич.
«Отгадай предмет по описанию» Нужно найти правильные определения предметов, а также правильно согласовать по родам прилагательные и существительные, знать такие понятия как мебель, овощи, фрукты, насекомые, домашние и дикие животные и т.п.
Дикое животное, живет в лесу, большое, лохматое, любит мед.
Дикое животное, хитрая, рыжая, с пушистым хвостом.
Насекомое, с разноцветными крыльями, похожа на цветок.
Транспорт, большой, тяжелый, с крыльями и хвостом.
Овощ, красного цвета, круглый, его кладут в салат и в борщ.
Сладкая, маленькая, в красивой бумажке.
«Сравнение предметов» Сравнивать - значит указать сходства и различия.
Например: сравним огурец и помидор.
Сходства: и то и другое овощ, растут на грядках.
Различия: цвет, форма, вкус.
Сравнивая, ребенок не только познает мир, но и развивается умственно: он учится выяснять причины сходства и различия предметов и явлений. Сначала надо хвалить ребенка даже за попытку сравнить один предмет с другим. Еще лучше, если ребенок сможет подобрать действительно удачное сравнение. Задавайте ребенку вопросы, побуждающие объяснять различие и сходство. Предлагайте ему самостоятельно искать объекты для сравнения.
«Составление предложений» Берутся наугад три слова, не связанные по смыслу, например: «озеро», «карандаш», «медведь». Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять падеж и использовать в дополнение другие слова). Ответы могут быть банальными («Медведь упустил карандаш в озеро»), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя словами, и введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере»), и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи («Мальчик, тонкий как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь»). Эта игра развивает способность быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем неожиданные связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов.
«Способы применения предмета» Называется какой-либо хорошо известный предмет, например: «книга». Надо назвать как можно больше различных способов его применения. Следует ввести запрет на называние безнравственных, варварских способов применения предмета. Побеждает тот, кто укажет большее число различных функций предмета. Эта игра развивает способность концентрировать мышление на одном предмете, умение вводить его в самые разные ситуации и взаимосвязи, открывать в обычном предмете неожиданные возможности.