СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие речи через использование универсального конструктора Г. Урадовских.

Нажмите, чтобы узнать подробности

…Чтобы научиться говорить,                                                                                                                             надо говорить.

                                                                                                                           .Р. Львов

Наше время, к сожалению, обходится безжалостно с богатством языка: безграмотные выражения, небрежная речь, сокращение словаря, утрата самого понятия культура речи.

Мы, взрослые не должны забывать, когда вводим ребенка в огромный мир языка, что это наше национальное достоинство. Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

Год от года растет число старших дошкольников, имеющих дефекты произношения звуков речи и других ее качеств: темпа, силы голоса, речевого общения, слабо развитую связную речь. Далеко не каждый ребенок может построить развернутый  рассказ, придумать собственную сказку. 

Чтобы ребенок своевременно и качественно овладевал устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще,  обладал определенной речевой активностью. При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни и общения детей в детском саду, а также единые требования в дошкольном учреждении и семье, позволяют ускорить формирование речевой активности. Развитию речи в детских садах уделяется большое внимание на занятиях, что дает положительные результаты. Не отрицая необходимости специальных занятий по развитию речи, следует отметить: их эффективность находится в прямой зависимости от того, как ребенок будет включать в активную речь полученные навыки. Одно из основных условий нормального психофизического развития ребенка и подготовки его к обучению в школе — это своевременное овладение правильной, активной речью.

Курс предшкольной подготовки нацелен на развитие у детей интереса к обучению в школе и формирование волевой готовности к учению. Владение навыками языковой деятельности является необходимым условием решения задач интеллектуального развития и нравственного воспитания детей. Чем полноценнее будет обучение языку в дошкольном возрасте, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Современные требования государственного стандарта – это освоение старшими дошкольниками базовых норм и правил языка в пределах возрастной компетентности, формирование умения их применять в конкретных ситуациях, овладение основными коммуникативными навыками.

Многими учеными доказано, что продуктивная деятельность напрямую связана с речевой.

 Имя кандидата педагогических наук Галины Урадовских хорошо известно многим педагогам. Она — автор «лоскутного» конструктора, или лоскутной мозаики, как иногда называют педагоги это пособие. Ею предложена система занятий по конструированию. Я расширила область применения «лоскутного» конструктора и успешно использую его на занятиях развития речи.

Через применение универсального конструктора Г. Урадовских реализуются программные задачи:

  • формируется активный словарь;
  • формируется монологическая и диалогическая речь;
  • формируется грамматическая правильность речи;
  • дети учатся размышлять, фантазировать.

Конструктор состоит из разных по форме, цвету и величине геометрических фигур, вырезанных из ткани, и «рабочих полей» — стендов, обтянутых светлоокрашенной тканью. Работа с конструктором предполагает выкладывание фигурок на фон в соответствии с замыслом маленького художника. Малыш, таким образом, с успехом осваивает основы композиции, обучается различать и называть геометрические фигуры, их цвета. Но в отличие от той же аппликации конструктор позволяет ребенку легко исправить допущенные ошибки, заменить одну деталь на другую, дополнить созданную «картину» или наоборот — убрать какие-то элементы. При этом работа доставляет ему еще и приятные тактильные ощущения: детали вырезаны из мягких, ласкающих ладонь тканевых кусочков, легко подчиняющихся прикосновениям.

Так как для работы с конструктором не требуется особых технических умений, он может быть использован в работе с детьми разных возрастов. То есть конструктор представляет собой «потенциальное поле успешности» для самых разных детей. Подобное конструирование – это синтетическая деятельность, в ходе которой могут одновременно решаться образовательные задачи речевой, изобразительной и конструктивной деятельности, предоставляя детям дополнительные возможности для развития сенсорных, познавательных, речемыслительных и творческих способностей.

Я, опираясь на опыт Г. Урадовских, разработала рекомендации по применению универсального конструктора на занятиях развития речи. Основанием является представление о взаимосвязи продуктивной деятельности ребенка и его речи. Детская продуктивная деятельность всегда насыщена эмоциями. Эмоциональные переживания детей, как в процессе деятельности, так и в процессе обсуждения её результатов, побуждают детей говорить. И даже трехлетки могут создавать с его помощью разнообразные варианты предметных, сюжетных, пейзажных и декоративных композиций, а участие ребенка в создании коллективного произведения естественным образом порождает ситуации общения, речевого диалога.  Это означает, что собственно продуктивную деятельность можно органично «вживлять», имплантировать в занятия по обучению детей правильно и красиво говорить.

         Работа воспитателя по развитию речи в процессе конструирования включает несколько этапов и предполагает определенную последовательность:

         1) Сначала воспитатель побуждает ребенка произнести слова вместе с собой (сопряженная речь).

         2) Далее ребенка побуждают к самостоятельному высказыванию. Это высказывание состоит из одного слова, затем приобретает форму простого предложения.

         3) Составление простого предложения, наконец, разрастается до самостоятельно построенного распространенного предложения.

         Работая с конструктором в системе, мною накоплен комплекс дидактических упражнений, игр с лоскутной мозаикой.

Выкладывание предметных картинок

- Выложи домик, животное и опиши.

- Составь предложение по выложенной картине.

  • Заучивание.

Лоскутный конструктор так же можно использовать при заучивании. При повторном чтении стихотворения дети выкладывают из лоскутков его сюжет

  • Выкладывание картинок на определенный звук на занятиях звуковой речи.
  • Чтение сказки и выкладывание сюжета сказки, восстановление сюжета.

Например, на занятии по ознакомлению с окружающим по теме «Волшебница-Водица» для закрепления знаний о воде дети по подгруппам выкладывали сюжет сказки «Жила-была Речка».

  • Моделирование сказок

Например, моделирование сказки «Жихарка». Дети рассказывают сказку с  заместителями, выкладывая из деталей конструктора.

       Еще раз хотелось бы отметить, что цель использования данного пособия не выложенная картина, а результат речевой деятельности.

          После систематического использования универсального конструктора дети могут составлять мини – рассказы,  рассказы-описания, сочинять сказки, придумывать загадки и т.д.

Диагностика, проведённая мною в начале учебного года в старшей группе  для выявления уровня речевого развития детей показала следующие результаты: высокий уровень речи – 20% , средний – 47%, низкий – 33%.

После использования на занятиях и вне занятий выше описанной методики, результаты  изменились: высокий уровень – 50%, средний уровень – 47%, низкий уровень – 3 %.

Методика  работы с универсальным конструктором Г. Урадовских  показала эффективность, практическую значимость, дающую в работе с детьми высокий положительный результат.

В результате чего:

- у детей повысился интерес к языку, внимание к слову;

- повысилась активность речи, каждый ребенок стремится к самостоятельному выстраиванию речевых высказываний;

- повысился речевой уровень развития;

- совершенствуются конструкторские умения, конструирование детей носит творческий характер.