СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие речи. Сочинение по картине Грабаря "Февральская лазурь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В конспекте урока предоставлены материалы для написания сочинения по картине с учётом возрастных особенностей детей, методики работы по развитию речи.

Просмотр содержимого документа
«Развитие речи. Сочинение по картине Грабаря "Февральская лазурь"»

Проект урока.


Автор урока: Додосова Светлана Михайловна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №1» г. Чебаркуля Челябинской области


Класс: 4


Урок развития речи


Тема: Сочинение по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь».

Тип урока: комбинированный


Форма урока: 1) фронтальная организация учебной работы; 2) индивидуальная.


Методы урока: объяснительный – иллюстративный, 2) репродуктивный.


Цели урока:

  1. познакомить детей с творчеством И. Э. Грабаря;

  2. научить детей «читать» картину, осмысливать и понимать её содержание;

  3. учить описывать предметы, отбирать нужные для описания слова, развивать пространственное мышление;

  4. способствовать развитию творческого воображения.


Учебные пособия: картина И. Э. Грабаря «Февральская лазурь», памятка №1, №2



Методические пособия для учителя: В.И. Воробьёва, С. К. Тивикова «Сочинения по картинам в начальных классах», стихи С. Есенина «Берёза», грамзапись П. И. Чайковского «Времена года»




Ход урока.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 Вводная часть









2. Подготовка детей к восприятию картины











































3.Молчаливое (первичное) рассматривание картины под музыку П. И. Чайковского «Времена года» (Февраль)





4. Объявление темы и целей урока (записано на доске)







5. Анализ картины.































































6. Выявление основных микротем






















7.Коллективное составление плана






9. Речевая подготовка












10 Самостоятельная работа - запись текста



11. Самопроверка



















12Чтение своих сочинений





11Итог

Посмотрите в окно.

- Какое небо?

- Какой снег?

- Какое солнце?

- Какой день?

- Какое настроение возникло?




- Настали чудесные февральские дни. В природе творится нечто необычное. Кажется, что она празднует какой – то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу – писал И. Э. Грабарь.

Имя Игоря Эммануиловича Грабаря неотделимо от истории русского искусства. После окончания юридического факультета Петербургского университета он поступает в Академию художеств. Вскоре после окончания Академии его посылают для совершенствования мастерства за границу. Возвратясь в Россию, художник много внимания уделял созданию пейзажей: он очарован русским раздольем.

В февральские и мартовские дни краски природы становятся для него особенно волнующими, необыкновенно привлекательными. Его лучшая картина «Февральская лазурь» ослепляет чистотой и яркость колорита, особенно лазорево – синим цветом.


Вспоминая об увлекательных днях работы над картиной «Февральская лазурь», художник писал: «Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие – то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба».

И. Э. Грабарь видел в простых будничных пейзажных мотивах настоящее богатство красок.


Коллективный анализ под руководством учителя.


- Картина называется «Февральская лазурь». Как вы понимаете слово лазурь?(светло – синий цвет)

- Почему художник выбрал это название?

- Когда бывает такое небо? (в яркий солнечный день)

- А какое небо на картине Грабаря?

- Что нам помогает понять, что день, изображённый на картине, солнечный? (блики солнечных лучей на берёзах)

- Какими красками нарисованы ствол берёзы и веточки?

- Можно ли сказать, что они чисто белые?

- А какой день показал художник – холодный или тёплый?


Это зима. На опушке лежит снег, поэтому день, как и любой день, зимой, должен быть холодный. Но уже пригревает солнышко. Так бывает ближе к весне, значит, день не (морозный).


- А какими красками написал бы художник этот пейзаж, если бы хотел показать стужу?

Да такие цвета называются холодными. В картине преобладал бы холодный тон. Художник всё, что видел и чувствовал в природе, показал в своей картине.

- Какую берёзу изобразил художник на первом плане?

- А на втором плане, какие берёзы?

Ветки старых и молодых берёз сплелись между собой. Сквозь них проглядывает синее небо. Прикройте (мысленно) ладонью нижнюю часть картины.

- Что напоминает узор веток, сплетение белого на синем фоне?

- А почему именно берёзу выбрал художник?

Царица в своём необыкновенном наряде.

- Стихи, какого поэта приходят на память при виде этой берёзы?

(звучит музыка Чайковского, чтение стихотворения С. Есенина «Берёза»)

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит берёза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Художник И. Грабарь и поэт С. Есенин видели похожие картины, но один описал увиденное словами, другой красками.


Назовите три предмета на картине, которые вас сразу чем-то заинтересовали, привлекли ваше внимание.

Небо, снег, берёзы

- Попробуйте подобрать к этим существительным такие прилагательные, которые помогли бы увидеть эти предметы ярче и выразительнее.

Голубое сиреневый

Жемчужное голубой

Лазоревое

Гордые зеленоватый

Светло-синее белый

Красивые

Чистое

Старые


Небо: голубое, лазоревое, светло-синее, чистое

Снег: сиреневый, голубой, зеленоватый, белый

Берёзы: жемчужные, гордые, красивые, старые

- Какие глаголы помогут нам в построении предложении?

Проглядывает, красуются, серебрится, замерли, переливается, лежит, сверкает, стоят.



  1. Художник и его картина.

  2. Описание старой берёзы.

  3. Молодые деревца.

  4. Лазоревое небо.

  5. Тени на снегу.

  6. Мысли и чувства, которые вызывает картина.



- Какой день изображён на картине?

- Как можно начать сочинение?

- Какой день изображён на картине?

- Что изображено на переднем плане?

- Какие стволы деревьев?

-Что виднеется вдали?

- Что можно сказать о веточках берёз?

- Какое небо проглядывает сквозь веточки деревьев?

- Какие тени падают от берёз на снег?

Какие мысли и чувства вызывает картина?

- А как вы думаете, что же главное хотел показать художник в этой картине?








Памятка №1

1.Соответствует ли содержание текста теме?

2.Не попущено ли главное, подтверждена ли фактами основная мысль?

3.Нет ли в тексте лишних фактов, предложений, слов.

4.Логично ли построен текст, не надо ли что-то переставить?

5.Хорошо ли связаны между собой части текста и соседние предложения? Выделены ли части текста красной строкой?

6.Те ли слова отобраны для раскрытия темы? Хорошо ли построены предложения?

7.Интересно и понятно ли всё сочинение слушателю?

Памятка №2

1.Проверь, не пропустил ли ты буквы?

2.Правильно ли ты написал безударные гласные?

3.Проверь слова со звонкими и глухими согласными?







Что нового узнали на уроке?

Дети подходят к окну, внимательно смотрят на небо, снег и отвечают на поставленные вопросы.

















































Дети внимательно рассматривают картину под звучание музыки П. И. Чайковского «Времена года»















Индивидуально обдумывают ответы и отвечают на поставленные вопросы



























































Дети выявляют три основных предмета и коллективно обсуждают










Дети подбирают к существительным прилагательные


Дети подбирают глаголы для построения предложения


Коллективное обсуждение и составление плана





Дети составляют предложения, отвечая на вопросы











Индивидуальная работа, запись текста в тетради




Дети проверяют написанные сочинения по памятке №1 и №2
















Дети зачитывают своё сочинение



Коллективное подведение итогов урока