СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие речи.Урок русского языка в 5 классе.Выборочное изложение "На рыбалку!"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитывать коммуникативные качества личности.

Просмотр содержимого документа
«Развитие речи.Урок русского языка в 5 классе.Выборочное изложение "На рыбалку!"»

Цели урока:

способствовать формированию навыка написания подробного изложения текста - описания с элементами описания;

создать условия для формирования навыков работы с текстом, способствующих развитию устной и письменной речи учащихся;

способствовать развитию речи, памяти, образного, логического, критического мышления, эмоциональности учащихся;

воспитывать коммуникативные качества личности, толерантность.

Тип урока. Урок развития речи.

Используемые приемы ТРКМЧП: Чтение с остановками, двухчастный дневник, верно - неверно, ключевые слова, синквейн.

Ход урока

Ι. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

ΙΙ. Стадия вызова.

На доске записаны слова: излагать, изложение, изложить.

– Что их объединяет? (Однокоренные слова с чередованием гласных в корне ­лож­ – ­лаг­.)

Слова на доске: повествование, текст, описание.

Эти слова будут ключевыми на уроке.

– Сформулируйте на их основе цель урока. (Писать изложение текста - повествования с элементами описания. )

 - Текст, с которым мы будем работать, называется «На рыбалку!»

 - Что вы можете предположить о содержании текста по его заглавию? (Ответы учащихся.)

 - А вы любите ходить на рыбалку? (Ответы учащихся. )

 - Послушайте текст изложения.

ΙΙΙ. Стадия осмысления.

  1. Чтение с остановками. Двухчастный дневник.

Учитель читает текст изложения, делает остановки, ученики отвечают на вопросы, составляют план, заполняя таблицу. Заполняют левую часть двухчастного дневника.

 Мы часто выезжали с дядей на рыбалку. Выезжали мы всей семьей, вместе с Хангом и Чангом. Обычно мы ездили в Мамонтовку, недалеко от Москвы. Там есть река Уча, в ней мы ловили рыбу.

Первая остановка

Вопросы и задания:

Чем является данная часть в тексте?

Что мы узнаем?

Попробуйте описать героя.

Как можно озаглавить эту часть?

План

Ключевые слова.

  1. Всей семьей ловить рыбу.

 

 …Помню, мы выехали из Москвы ночью и рано утром пришли на берег Учи. Там наполовину в воде стояла маленькая баня на столбах.

Вторая остановка

Вопросы и задания:

Что запомнилось герою?

Спрогнозируйте дальнейшие события.

Озаглавьте эту часть.

 Я первый сбрасываю рюкзак на белую от инея траву. Потом я снимаю рюкзаки с Ханга и Чанга. У них тоже были маленькие рюкзаки. Собаки носятся по берегу как угорелые. От радости. Я тоже прыгаю от радости, и мои новые сапожки сразу становятся мокрыми от росы.

Третья остановка

Вопросы и задания:

Какое настроение, состояние у героя рассказа?

Чему радуются собаки?

Как бы вы озаглавили эту часть?

  Солнца еще нет, но уже светло. Вокруг так красиво! Все в тумане. Туман такой сильный, что противоположного берега Учи я не вижу. Вдалеке туман стоит сплошной стеной, а вблизи он все время шевелится, дышит, перемещается косматыми струями. Уча дымится. Кажется, что в реке горит невидимый огонь, а дым от него поднимается из воды в небо. Иногда в разрывах тумана появляется то холмик, то ивовый кустик.

 Четвертая остановка

 Вопросы и задания:

Что описывает автор в этой части?

Озаглавьте ее.

Мы стоим на краю света, и за нами есть только река. «Мы на краю света! Мы на краю света!» - пою я и прыгаю по скользкой траве. А вокруг меня пляшут Ханг и Чанг.

Почему мальчики поют и прыгают?

Озаглавьте последнюю часть текста.

  Прием «Верно – неверно». Проверка уровня запоминания.

Учитель читает фразы, которые встречались в тексте и ложные. Ученики отмечают верно - неверно.

Мы никогда не выезжали с дядей на рыбалку.

Мы выехали из Москвы ночью и рано утром пришли на берег Учи.

Собаки носятся по берегу как угорелые. От радости.

Я не прыгаю от радости.

Солнца еще нет, но уже светло. Вокруг так красиво!

Туман не такой сильный, что я вижу противоположный берег Учи.

Кажется, что в реке горит невидимый огонь, а дым от него поднимается из воды в небо.

Я пою и прыгаю по скользкой траве. А вокруг меня пляшут Ханг и Чанг.

Взаимопроверка (слайд с правильными ответами). Обсуждение ошибок.

Физкультминутка.

Прием «Ключевые слова».

Выделяются ключевые слова каждой части, заполняется двухчастный дневник (правая часть). В ключевых словах подчёркиваются орфограммы.