План-конспект урока № 94
Русский язык
Дата проведения: 29.01.2018
Тема: Развитие речи. Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания.
Задачи:
развивать умения определять тему текста, составлять план текста, определять главную мысль каждой части, передавать содержание текста с опорой на вопросы плана;
развивать внимание, память, логическое мышление;
расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжёлом труде хлебороба, воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу, уважительное отношение к труду.
Тип урока: урок развития речи.
Ход урока
1.Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
3.Сообщение темы и задач урока
- Отгадав загадки, вы узнаете, о чём мы будем писать изложение.
Рос сперва на воле в поле.
Летом цвёл и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна — в муку и тесто,
В магазине занял место.
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый.
4.Мотивация учебной деятельности
На Руси к хлебу всегда относились с почтением и благоговением.
- Послушайте пословицы и объясните их смысл
Хлеб на стол, и стол – престол; а хлеба ни куска, и стол – доска.
Без хлеба и мёдом сыт не будешь.
Хлеб всему голова.
Пока есть хлеб да вода - все не беда.
С хлебом мы встречаемся каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения и до глубокой старости. Ребята, в глубокой древности хлеба, такого как сейчас, не было, но хлебные поля росли и тогда. Однако зёрна пшеницы отличались от наших, они были намного меньше и другие на вкус. Существует такая легенда. Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришёл сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зёрна было удобно есть, смачивали их водой. Потом человек научился растирать зёрна в муку. И вот однажды человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку, горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека, он подбежал к костру и увидел, что его каша превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костёр в пещере научил печь хлеб.
Хотя сегодня хлеб очень сильно отличается от того первого, но он по-прежнему остаётся главным продуктом.
-Как вы думаете, будет ли нам полезным написать изложение о хлебе?
5.Работа по теме урока
5.1.Знакомство с текстом, беседа по содержанию
Хлеб
Раз мы уехали на дачу и забыли в буфете хлеб. Вернулись домой только через неделю. Хлеб покрылся плесенью. Я хотел его бросить, но вспомнил один случай.
Была война. Наша часть освобождала деревню. У ворот дома стояла маленькая девочка в коротком сарафане и просила хлеб. Она была очень худая, на её глазах были слёзы. Я вынул из мешка солдатские сухари и отдал ей. Она схватила их и жадно стала есть.
Мне стало стыдно от мысли, что я хотел бросить хлеб. Я положил кусок в сумку и вышел на улицу. Около маленького деревца я раскрошил старый хлеб. Стайка шумных воробьёв подлетела к нему и стала жадно клевать. У меня стало легко и спокойно на сердце.
Что забыл автор, когда уехал на дачу?
Что случилось с хлебом?
Почему его не выбросили?
Какая история произошла во время войны?
Как выглядела девочка?
Почему автору стало стыдно от того, что он хотел выбросить хлеб?
Кому достался испорченный хлеб?
5.2.Рассказ учителя о хлебе во время войны
Хлеб никогда не доставался людям даром. Ведь ещё в раю как напутствие согрешившему Адаму было сказано: « Будете добывать хлеб в поте лица своего». На Руси к хлебу всегда относились с благоговением, даже сохранился обычай почётных гостей встречать хлебом – солью.
Во время Великой Отечественной войны можно было встретить лозунг: «Мир народам, хлеб - голодным». Паёк в блокадном Ленинграде был таков: служащему -125 г хлеба, рабочему – 200 г. И ещё 3 макаронины, длиною в тетрадь, серые, глинистые, но желанные для каждого человека. Ведь нужно было работать.
В музее истории Санкт – Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для осаждённого немцами города. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу.
Военный хлеб.
Я помню хлеб,
военный, горький,
Он весь почти из лебеды.
В нем в каждой крошке,
В каждой корке
Был горький вкус людской беды.
На той беде замешан круто
Нелегкий хлеб нелегких дней,
Но как сладка была минута,
Когда кусок в руке моей
Посыпан был щепоткой соли,
Приправлен маминой слезой.
5.3.Работа над планом к тексту
- Сколько частей автор выделил в тексте?
- Как обозначена каждая часть?
Примерный план
1.Забытый хлеб.
2.Голодная девочка.
3.Хлеб не пропал.
5.4.Лексическая работа
5.5. Словарно-орфографическая подготовка
Объясните написание гласных в словах: дачу, домой, случай, война, часть, освобождала, у ворот, клевать.
.Объясните написание согласных в словах: хлеб, девочка, солдатские, раскрошил, подлетела, легко, сердце.
5.6. Пересказ текста по плану
5.7.Написание текста
5.8.Самопроверка
6. Подведение итогов урока
- Какие умения мы закрепляли при написании изложения?
- Какие новые слова вы узнали из текста?
7.Домашнее задание
Повторить правила, подготовиться к языковой теме
8.Напутственное слово учителя
Нам, юным, счастливым, война и не снится.
Нам голод и холод совсем не знаком.
Но знаем мы цену буханке пшеничной,
И знаем мы силу простых колосков.
А в годы войны помогал он героям:
Дал силу, чтоб выстоять в смертном огне.
Пусть чистое небо сияет над миром,
Пускай отражается солнце в глазах,
Да пусть еще хлеб вечно будет в почете
На ваших и наших семейных столах.