СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие речи. Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изложение "Хлеб". Содержит очень полезный и интересный материал.

Просмотр содержимого документа
«Развитие речи. Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания.»

План-конспект урока № 94

Русский язык

Дата проведения: 29.01.2018

Тема: Развитие речи. Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания.

Задачи:

  • развивать умения определять тему текста, составлять план текста, определять главную мысль каждой части, передавать содержание текста с опорой на вопросы плана;

  • развивать внимание, память, логическое мышление;

  • расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжёлом труде хлебороба, воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу, уважительное отношение к труду.

Тип урока: урок развития речи.

Ход урока

1.Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3.Сообщение темы и задач урока

- Отгадав загадки, вы узнаете, о чём мы будем писать изложение.

Рос сперва на воле в поле.

Летом цвёл и колосился,

А когда обмолотили,

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна — в муку и тесто,

В магазине занял место.


Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый.

4.Мотивация учебной деятельности

На Руси к хлебу всегда относились с почтением и благоговением.

- Послушайте пословицы и объясните их смысл

  • Хлеб на стол, и стол – престол; а хлеба ни куска, и стол – доска.

  • Без хлеба и мёдом сыт не будешь.

  • Хлеб всему голова.

  • Пока есть хлеб да вода - все не беда.

С хлебом мы встречаемся каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения и до глубокой старости. Ребята, в глубокой древности хлеба, такого как сейчас, не было, но хлебные поля росли и тогда. Однако зёрна пшеницы отличались от наших, они были намного меньше и другие на вкус. Существует такая легенда. Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришёл сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зёрна было удобно есть, смачивали их водой. Потом человек научился растирать зёрна в муку. И вот однажды человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку, горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека, он подбежал к костру и увидел, что его каша превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костёр в пещере научил печь хлеб.

Хотя сегодня хлеб очень сильно отличается от того первого, но он по-прежнему остаётся главным продуктом.

-Как вы думаете, будет ли нам полезным написать изложение о хлебе?

5.Работа по теме урока

5.1.Знакомство с текстом, беседа по содержанию

Хлеб

Раз мы уехали на дачу и забыли в буфете хлеб. Вернулись домой только через неделю. Хлеб покрылся плесенью. Я хотел его бросить, но вспомнил один случай.

Была война. Наша часть освобождала деревню. У ворот дома стояла маленькая девочка в коротком сарафане и просила хлеб. Она была очень худая, на её глазах были слёзы. Я вынул из мешка солдатские сухари и отдал ей. Она схватила их и жадно стала есть.

Мне стало стыдно от мысли, что я хотел бросить хлеб. Я положил кусок в сумку и вышел на улицу. Около маленького деревца я раскрошил старый хлеб. Стайка шумных воробьёв подлетела к нему и стала жадно клевать. У меня стало легко и спокойно на сердце.

  • Что забыл автор, когда уехал на дачу?

  • Что случилось с хлебом?

  • Почему его не выбросили?

  • Какая история произошла во время войны?

  • Как выглядела девочка?

  • Почему автору стало стыдно от того, что он хотел выбросить хлеб?

  • Кому достался испорченный хлеб?

5.2.Рассказ учителя о хлебе во время войны

Хлеб никогда не доставался людям даром. Ведь ещё в раю как напутствие согрешившему Адаму было сказано: « Будете добывать хлеб в поте лица своего». На Руси к хлебу всегда относились с благоговением, даже сохранился обычай почётных гостей встречать хлебом – солью.

Во время Великой Отечественной войны можно было встретить лозунг: «Мир народам, хлеб - голодным». Паёк в блокадном Ленинграде был таков: служащему -125 г хлеба, рабочему – 200 г. И ещё 3 макаронины, длиною в тетрадь, серые, глинистые, но желанные для каждого человека. Ведь нужно было работать.

В музее истории Санкт – Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для осаждённого немцами города. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу.

Военный хлеб.

Я помню хлеб,

военный, горький,

Он весь почти из лебеды.

В нем в каждой крошке,

В каждой корке

Был горький вкус людской беды.

На той беде замешан круто

Нелегкий хлеб нелегких дней,

Но как сладка была минута,

Когда кусок в руке моей

Посыпан был щепоткой соли,

Приправлен маминой слезой.

5.3.Работа над планом к тексту

- Сколько частей автор выделил в тексте?

- Как обозначена каждая часть?

Примерный план

1.Забытый хлеб.

2.Голодная девочка.

3.Хлеб не пропал.

5.4.Лексическая работа

5.5. Словарно-орфографическая подготовка

Объясните написание гласных в словах: дачу, домой, случай, война, часть, освобождала, у ворот, клевать.

.Объясните написание согласных в словах: хлеб, девочка, солдатские, раскрошил, подлетела, легко, сердце.

5.6. Пересказ текста по плану

5.7.Написание текста

5.8.Самопроверка

6. Подведение итогов урока

- Какие умения мы закрепляли при написании изложения?

- Какие новые слова вы узнали из текста?

7.Домашнее задание

Повторить правила, подготовиться к языковой теме

8.Напутственное слово учителя

Нам, юным, счастливым, война и не снится.

Нам голод и холод совсем не знаком.

Но знаем мы цену буханке пшеничной,

И знаем мы силу простых колосков.

А в годы войны помогал он героям:

Дал силу, чтоб выстоять в смертном огне.

Пусть чистое небо сияет над миром,

Пускай отражается солнце в глазах,

Да пусть еще хлеб вечно будет в почете

На ваших и наших семейных столах.