СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие речи. Выборочное изложение текста с изменением лица

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи: показать роль описания  деталей предмета в художественном тексте; потренироваться в изложении повествовательного текста с изменением лица, в воспроизведении деталей предмета.

Просмотр содержимого документа
«Развитие речи. Выборочное изложение текста с изменением лица»

Урок русского языка в 5 классе

Тема: РР Выборочное изложение текста с изменением лица «Последний лист орешника».

Цели и задачи: показать роль описания деталей предмета в художественном тексте; потренироваться в изложении повествовательного текста с изменением лица, в воспроизведении деталей предмета.

Ход урока.


  1. Библиографическая справка


Песков Виктор Михайлович.

(изображение из презентации выводится на экран)


Советский писатель, журналист, путешественник и ведущий телевизионной программы «В мире животных» с 1975 по 1990 годы. Умер 12.08.2013 г.,известному журналисту, писателю и путешественнику Василию Пескову было 83 года.

Отец — машинист, мать — крестьянка. Окончив среднюю школу, работал пионервожатым, шофёром, киномехаником, фотографом, сотрудником воронежской областной газеты «Молодой коммунар», в которой и начал свой творческий путь журналиста.

В 26 лет Песков стал писать очерки для «Комсомольской правды», его очерки отличались большой любовью к природе и окружающему миру в целом.

Сегодня мы будем писать изложение по маленькому отрывку, называется он «Последний лист орешника». Прослушайте текст.


  1. Слушается текст.

Я стою перед этим последним прозрачным листком и любуюсь им. Каким чудом остался он после морозов, после обильного снега? Всё ведь осыпалось. Осиновый лист успел уже почернеть на земле. Пожухла* жёлтая осыпь в березняках. Под лиственницей лежит пушистый оранжево-сизый* сугроб хвои.

Весь лес чёрный, пустой и холодный. И в этом прозрачном, продрогшем сумраке издали виден листок на орешнике. Куст облетел, а этот листок на кончике ветки маячит жёлтым живым огоньком.

Обхожу осторожно, боясь зацепить ветку. Оглянулся - висит. Всё уснуло в лесу. Всё готово к зиме. Только один листок упорно светится в чёрном лесу.


  1. Работа с текстом.

  1. Орфографическая работа Написание словосочетаний с пропущенной орфограммой (презентация).


  1. Словарная работа. Объяснение лексического значения слов, вызывающих затруднения у учащихся (презентация).

Обильный. 1. Имеющийся в обилии, с избытком, в высшей степени достаточный.

2. Богатый чем-нибудь.

Пожухнуть. Высыхая, тускнеть, становиться жёстким.

Осыпь (спец.). Нанос вследствие осыпания горной породы.

Березняк. Берёзовый лес.

Сизый. Тёмно-серый с синеватым оттенком

Маячить. Виднеться в отдалении.

  • Значение еще каких слов вам непонятно?

  1. Физкультминутка.


  1. Анализ текста.

  1. Текст

  • Озаглавьте текст. («Последний лист орешника»)

  • Определите основную мысль текста. Найдите слова, в которых она выражена.

(«Я стою перед этим последним прозрачным листком и любуюсь им.»)

  • Почему автор остановился перед этим прозрачным листком и залюбовался им?

(«Всё … осыпалось». «Куст облетел, а этот листок на кончике ветки маячит жёлтым живым огоньком.»)


  1. Осенний лес. Какой он?



(изображение из презентации выводится на экран)


  1. Листок на орешнике. Какой он?


(изображение из презентации выводится на экран)


  1. Составление плана изложения

План

1. Всё осыпалось после морозов и обильного снега.

2. Лес чёрный, пустой и холодный.

3. Жёлтый живой огонёк.


  1. Построение и пересказ текста.

  • Прочитайте ещё раз текст. Какого он стиля?

  • От какого лица написан текст?

  • При написании изложения 1-е лицо измените на 3-е.

  • Напишите черновики.

  • Перепишите текст в тетради.


  1. Рефлексия.

«ДЕРЕВО УСПЕХА»

На дереве расположить листочки ( выбрать цвет – красный, желтый, зеленый)


  1. Итоги урока.


  1. Домашнее задание: повторить словарные слова.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!